krоt : Этюд в абсурдных тонах. Japan style

00:18  21-07-2004

По настоятельным просьбам Говноархитектора пишу рецензию на фильм Такеши Китано «Снял кого-нибудь?» («Getting any?», «Minna yatteruka»). Фильм довольно старый (1994 г.), но поистине замечательный.
Прежде чем писать о самом фильме позволю себе маленькое отступление. В тот день, когда Говноархитектор дал мне кассету с этим фильмом, сказав «посмотри, тебе наверняка понравится, потом скажешь свое мнение», тусовавший рядом Опарыш зорко заметив момент передачи кассеты, добавил: «Да ну. Полное говно, не смотри ты эту чушь». Этот эпизод я упомянул специально, поскольку он довольно точно отображает мнение многих людей, банально не понявших идеи этого фильма.
Фильм насыщен своеобразным японским юмором, многим могущий показаться непонятным, к тому же, по мере развития действия, Китано все больше и больше превращает происходящее в настоящий театр абсурда.
Судите сами, сюжет, казалось бы, абсолютно банален – молодой лоботряс которому по жизни не везет с девушками решает, что для успешного «съема» ему обязательно нужна крутая тачка (желательно кабриолет и самая навороченная). Где же взять на это денег? Как вариант надо ограбить банк. Но чтобы это сделать, нужно оружие. Значит надо искать пистолет. Будь на месте Китано американец, он бы снял очередную тупейшую комедию из разряда «ему не давали телки, но потом он стал крутым». Однако японский мэтр не был бы собой, если бы пошел по этому пути. Напротив, отталкиваясь от противного он заставляет своего героя попадать из одной идиотской ситуации в другую, все более и более увеличивая абсурдность происходящего на экране до тех пор, пока смешно уже становится не от ужимок и переделок в которые попадает главный герой, а уже от самой нелепости происходящего на экране.
Причем Китано вовсе не собирался снимать именно «комедию абсурда». Его фильм это едкая ирония на современное ему общество, когда «маленький человек» понимая, что надеяться он может только на себя, пытается не потерять себя в огромном мире, не затеряться в серой массе.
Характерно, что превратившись в ходе неудачного эксперимента придурка-профессора (его играет сам Китано, выступающий, как известно во всех своих фильмах в качестве актера под псевдонимом Бит Китано) , вначале в человека-невидимку, потом и вовсе в человека-муху (тут явная аллюзия и отсыл к известному ужастику) вовсе не переживает по поводу того, что с ним стало, а наоборот наслаждается своей необычностью, стараясь извлечь из новообретенных возможностей максимум (хотя, впрочем, из всех возможных благ, его интересует только одно – секс, причем по возможности с как можно большим количеством женщин).
Многие эпизоды фильма все равно остаются до конца непонятными, порою дело идет к тому, что происходящее на экране должно вызвать очередной взрыв хохота, но вместо этого возникает некоторое чувство недоумения. Однако, повторюсь, это связано отнюдь не с неудачей режиссера, сколько со спецификой японского юмора и менталитета, не всегда понятного европейцам (хотя и стоит отметить, что несмотря на явную ориентация фильма именно на японскую аудиторию, Китано приложил все силы, чтобы основной смысл и развитие ситуации было максимально понятны западному зрителю).
В фильме Китано умудрился продернуть всех, от предприимчивых агентов по продажт автомобилей, якудз и не слишком чистоплотных ученых до своих коллег по кинематографическому цеху. Снятое им кино это моментальная фотография, срез современного японского общества со всеми его достоинствами и недостатками. Тут нет положительных или отрицательных героев. Все они, вкупе, составляют бешенную вакханалию различных абсолютно типажей сведенных волей режиссера в одном сюжете.
Подводя итог следует сказать следующее: если вы просто хотите посидеть и посмеятся, то, несмотря на завлекающие надписи на кассете типа «убойная комедия от Такеши Китано» и тому подобного, не берите ее, отдохнуть не подключая мозги на этом фильме не удастся в силу пересыщенности его всяческими аллюзиями, да и вовсе не комедийными фрагментами. Ну а если же вам интересен японский кинематограф и вообще вы пытаетесь понять менталитет японцев и окунутся в то, чем они живут и дышат, то фильм для вас, посмотрите, не пожалеете.
P.S.
Я специально не рассказывал тут о сюжете фильма. Во-первых, потому что это довольно проблематично, в силу его абсурдности (особенно ближе к концовке), а во-вторых, не хочу навязывать свое видение ситуации, посмотрите, сами решите. Но обязательно и очень внимательно посмотрите последние кадры фильма. Если вы все же поймете их смысл, то гарантирую, будете смеяться как сумасшедшие. Лично у меня была истерика минут на десять.