Саша Акимов : Драйв
14:43 05-03-2012
«Он умел гонять на своей машине. Больше он ничего не умел.
Отпустив сцепление, он вырулил с пляжной стоянки на улицу; под капотом урчал мотор, на темном небе висела луна, впереди лежали тысячи миль трассы».
Я посмотрел фильм «Драйв» и он мне понравился. А потом я прочитал книгу, которая послужила основой для сценария. И просмотрел предыдущие работы режиссера, потому что не слышал о нем. Но изложу я свое многогранное мнение не так сумбурно.
Логично начать с книги. Джеймс Саллис – американский писатель, поэт, критик и переводчик. Переводил на английский Раймона Кено и Блеза Сандрара, Пастернака, Пушкина и Лермонтова. Приобрел известность благодаря своим фантастическим произведениям. Был редактором журнала New Worlds и тусовался с Майклом Муркоком. Но в итоге перешел на детективный жанр и неонуар. Роман «Драйв» был благосклонно встречен критиками и читателями. В 2005 году, пожалуй, мало людей, кто способен был бы написать так близко по духу к работам Джима Томпсона. По ощущениям при прочтении – это нечто наподобие «Кромешной ночи». Нечто безумное, но в то же время стройное, насыщенное неожиданными поворотами. Непредсказуемый буйный текст.
Теперь следует сказать о режиссере. Николас Виндинг Рёфн – датский кинорежиссер, сценарист, продюсер и актер. В конце девяностых – начале нулевых он снял серию фильмов про копенгагенских бандитов. Но я их не смотрел. Первый фильм, что я увидел — «Валгалла: Сага о викинге». Кинолента разбитая на главы, как книга. О мистическом приключении скандинавских крестоносцев. Которые ищут Святую Землю, а попадают не пойми куда (скорее всего на американский континент) и мрут там. Убивают друг друга, наевшись непонятного отвара, а выживших истребляют аборигены. Главную роль, одноглазого немого непобедимого воина играет Мэдс Миккельсен. Этого актера многие могли видеть в более попсовом фильме «Казино Рояль» в роли злодея Ле Шифра. Следующий фильм режиссера, который меня порадовал больше – «Бронсон». История жизни Майкла Питерсона, одного из самых ебанутых заключенных Великобритании. Он провел почти всю жизнь в тюрьме и закрытых психиатрических лечебницах. Лет тридцать в одиночной камере. Главную роль исполнил Том Харди. Достаточно накачанный, побритый наголо, с усами. Фильм просто таки перенасыщен черным юмором. Редкое явление, к которому подходит поговорка «и смех и грех».
А теперь непосредственно о фильме «Драйв». Тут будет невозможно избежать постоянных сравнений с книгой. Потому что сценарий Хуссейна Амини разительно отличается по содержанию от первоисточника. Но дух книги передан идеально. Да, кстати, фильм получил в каннах 2011 приз в номинации лучшая режиссура.
Героя в книге все зовут Гонщиком, без имени, он и сам себя так называет – в фильме он сам себя никак не называет, только говорит о своей работе (перевозчик, каскадер). В книге у героя есть прошлое, поданное неровными монтажными врезками – но в фильме он никто из ниоткуда. Да и в финале он уезжает в никуда – оставляя концовку открытой. Книга в этом смысле репрезентативнее (последующая жизнь Гонщика описана двумя сложносочиненными предложениями). Но фильм отходит от нелинейного повествования.
В фильме Гонщик за полтора часа говорит слов двадцать и проявляет эмоции так же скупо, как книжный аналог. Молодой актер Райан Гослинг хорошо справляется с ролью. Кажется неуклюжим вне машины, выглядит живым только за рулем.
Я соскучился по хорошему неонуару, поэтому фильм просто идеально вписался в список обязательных к просмотру вещей. Многие зрители никогда его не посмотрят и даже не заметят. А зря. Такие прекрасные милые штучки появляются где-то раз в год. И немало удивляют. Как неожиданно прекрасная экранизация романа Томпсона «Убийца внутри меня» в прошлом году, например.