Андрей Плыгач : Подписываясь под второй статьёй Конституции РФ
16:25 07-10-2012
Прежде всего следует сказать, что это – моя первая проба пера в публицистике. Я не считаю себя компетентным в этой области. Во-первых, в силу возраста (мне 21 год), что предполагает субъективный, односторонний, поверхностный взгляд на вещи. Во-вторых, в отсутствие широкого, профессионального, профильного образования. За моей спиной – 9 классов, в 15 лет я пошёл работать, в 19 отслужил во Внутренних войсках РФ, так что, являясь представителем, если не бедноты, то социальной группы, стоящей по положению перед средним классом, не могу не обратить внимания на этот факт. Так что в данном эссе (будем объективны в терминологии) я могу предложить Вам только своё личное мнение в отношении вопросов, о которых хочу поговорить. Если Вас устраивают данные условия, надеюсь, что Вы найдёте в данных мыслях что-то сходное с Вашими.
А поразмышлять я хочу, ни много ни мало, о вещах, которые нас разделяют. Слишком много существует факторов, делающих нас пауками в банке, заставляющих с пеной у рта отстаивать свои позиции. Многообразие политических движений, религиозных конфессий, субкультур и музыкальных течений неизбежно приводит к попытке идентификации себя с чем-то, с любой группой по интересам. Возникает инициатива создания партии ЛГБТ и тут же вся страна делится на лагеря гомофобов, индифферентных и защитников данной идеи. Проходит акция Pussy Riot, демонстрируется фильм «Невинность мусульман» и опять же невидимые границы непонимания и нетерпимости встают между людьми верующими, неверующими и убеждёнными атеистами. Появляются новые факты в деле Мирзоева-Агафонова и, откуда ни возьмись, слышны фашистские кличи и расистские лозунги. Мне кажется, что задача любого культурного человека в ситуации такой обострённой конфронтации – понимать, охранять и обогащать те ценности, которые способствуют объединению человечества, отделять истинное от ложного, зёрна просвещения от плевел невежества.
Итак, а что же объединяет нас в этом, постоянно движущемся, меняющемся мире? Бог? Было бы честно сказать, что я – атеист. Я не верю в сверхъестественные силы и даже, если быть честным до конца, в категорический императив и нравственный абсолют. Но мне противны проявления равно как религиозного фундаментализма и атеофобии, так и атеистического фанатизма. Люди верят в разных богов, либо сомневаются в них или же вовсе – отрицают. Доказательств нет, на то она и вера. Во всяком случае, религия не представляется мне тем фактором, который можно было бы противопоставить поднимаемым мною проблемам. Слишком консервативен и ограничен данный феномен культуры.
Кто-то скажет, что нас объединяют понятия нации, этноса, рода, территория, на которой мы живём, общность языка, на котором мы говорим. Опять же не могу согласиться. То, что мы говорим на одном языке, не значит, что мы слышим и понимаем друг друга. Всюду слышны нотки ненависти: жители регионов не любят москвичей, москвичи презрительно отзываются о «понаехавших провинциалах», и те другие ненавидят гастарбайтеров и мигрантов, Дальний Восток боится экспансии Японии и Китая, юг России про себя поносит народности кавказские народности, либералы разбираются в тонкостях понятий «патриотизм» и «национализм», мои сверстники бреют головы и грдо называют приезжих «хачи» или «чурки», государство, совершенствуя законы об экстремизме, игнорирует диалог с обществом, бедная часть населения хочет отобрать всё у богатой, богатые придумывают как отнять у бедных больше времени за меньшую его оплату… Кажется, единственное, что нас объединяет на этом огромном постсоветском, капиталистическом пространстве – ненависть. Ненависть к тем, кто не похож на нас, живёт, думает не так, как мы. Тоталитаризм – не форма государственного правления, это – форма мышления. Так что я, гордясь быть гражданином своей страны, маленькой частицей великого народа, не могу принять государствообразующие факторы, с каждым днём всё больше убеждаясь в том, что любая форма правления основана на принципе «разделяй и властвуй».
К чему же прихожу я, пытаясь решить такие непростые мировоззренческие вопросы? Как ни странно, к тому же тезису, который выражается в Конституциях большинства стран, а именно к тому, что все люди рождаются равными и имеют равные права на счастье и всестороннее развитие. Государство, Церковь, Культура – не более чем символы, способствующие взаимодействию между людьми, чья жизнь и свобода – наивысшая ценность, которую я могу себе представить. Президент РФ или Патриарх Всея Руси, также являясь лишь персонифицированными символами, обладают не большими возможностями повлиять на судьбы мира, чем я или Вы. Показушные меры типа закона об ограничении детей от вредной информации, переименования милиции, наказания за нематериальные виды взяток и тому подобное не являются действенными. Только лишь Ваша ответственность и готовность помогать Человеку словом и делом, в независимости от его этнической принадлежности, религиозных и политических взглядов, половой ориентации и социального положения.
Как можно меньше ненависти и узкого личного интереса. Всё решается на уровне личности и её ответственности.
Вот и всё, что я хотел сказать.