bjakinist. : С. Урсуляк: на этот раз — «не судьба»?..

08:46  19-10-2012
(Первые впечатления о сериале «Жизнь и судьба»)
Неизбежное «имхо»: на этот раз имхо Сергей Урсуляк и компания создали нечто вроде анти-«Ликвидации». Просто опровергли самих себя прежних (с ущербом для рефутации) потому, что «так надо» («заказано»).

«Заказано» (в данном случае — запрещено) им было не ходить в глубины одного из самых важных наших романов 20 века, не ходить принципиально, последовательно. Нашлось тотчас и объяснение: по мысли Э. Володарского (сценариста), Василий Гроссман — не любит свою страну. А надо бы, чтоб любил — и именно так, как считают это необходимым даже не Урсуляк, Володарский и проч., а те, против кого, собственно, и был направлен текст романа — коловращатели «Системы», как я ее называю.

Напомню, что под «Системой» в романе выступает любой вид тоталитаризма, основанный на попрании человека, даже если и конкретные исторические проявления этой «Системы» сражаются между собой (в данном случае — сталинизм и нацизм).

Гуманист Гроссман чуть ли не первым из советских писателей сказал, что Система отношений государства и общества, человека и государства, какой она сложилась в России и существует здесь уже 1000 лет, антинародна и антинациональна, потому что основана на рабстве и изничтожении лучших и естественном отборе в пользу худших. Ясное дело, каков будет результат такого отбора (смотри в окно).

Мне кажется, именно это, а вовсе не знак равенства, который Гроссман поставил между «нами» и «фашистами», так встревожило в свое время М. Суслова и всю ту «проклятую касту» (И. Сталин), с которой этот самый Сталин тоже не в силах был справиться (что в романе, кстати, очень наглядно показано).

Урсуляк и Володарский полностью убрали сцены в гитлеровском концлагере (где, напомню, и приходит к одному из героев озарение насчет фашистской сути сталинской «Системы»). «Плохие» номенклатурщики в сериале сохранены, но поданы так, как подавали в советских фильмах поганых царских чинуш — как явления узко конкретного времени, давно прошедшее, изжитое.

Сериал Урсуляка вообще очень «советский», то есть в сегодняшнем контексте постмодернистский, полный визуальных и смысловых цитат из наших старых фильмов. Кажется, и актеры, обычно играющие здесь превосходно, всё же «играют», вспоминают советские характеры когдатошнего кино. Ну, в лучшем случае, поминают дедушек и отцов. (Исключение — молодая актриса, играющая Катю: вроде бы простенькая, «никакая», масочная ролька, но девушка всегда неожиданна и всегда абсолютно точна. Зацените!)

В результате получился очень добротный, но вполне обычный и где-то почти скучноватый сериал нашенских 00-ых. Почему же полюбили так «Ликвидацию»? Да потому что там были соблюдены три главных условия подключения сегодняшнего зрителя к давно ведь отшумевшей и полузабытой уже эпохе: острый сюжет (здесь его нет, всё эпически широко и несколько водянисто), яркие, правдивые характеры (здесь такое больше сыграно, чем явлено) и важный для нашего времени смысл (его здесь нет вовсе, он сознательно выброшен). Конечно, и там, в «Ликвидации», Урсуляк под конец слетел в простой боевик, следуя предрассудкам жанра. Но здесь, оставаясь вроде б на полном серьезе все время, он только этим предрассудкам и следует.

Система может натянуть вожжи, и вот вам опричнина или 37-й, может отпустить их, и вот вам 1861 или 1991, но, мимикрируя и лавируя, она остается праздником, что всегда с тобой, — с нами со всеми, увы! Поэтому, когда в конце сериала девочка бежит к родителям (ребенок всегда есть символ «светлого завтра», абсолютно шаблонный кадр!), мне хочется отмотать пленку назад.

Девочка, вот твое будущее! А теперь беги…