кольман : Учебник королей (конкурс)

22:29  31-10-2012
Ни для кого не секрет, что власть в нашей стране узурпирована скрытным, узким кругом лиц, во главе с публичной политической фигурой – В.В. Путиным. Его внутреннюю политику, плохо прикрытую демократическими декорациями, можно охарактеризовать, как стремление к единоличному и тотальному управлению государством. Хорошо это или плохо, для государства, покажет время. Я не собираюсь давать оценку происходящим в настоящее время политическим событиям, так как настоящие причины, часто, скрыты от обывателя, он же, словно цепка в бурном потоке противоречивой информации пытается прибиться к берегу истины. Но многое можно понять, если взглянуть на похожие события прошлых веков, изложенных на страницах известных государственных деятелей.
«Государь» — самая значительная и неоднозначная работа флорентийского государственного деятеля эпохи Возрождения Николо Макиавелли. В своей книге он последовательно анализирует успешную государственную деятельность, как древних властителей, так и правителей своей эпохи. Свою работу, Макиавелли, изобилующую историческими примерами, советами и предостережениями, как лучше удержать и узурпировать власть, адресовал тогдашнему правителю Флоренции Лоренцо Медичи, как единовластному правителю, несмотря на то, что Флоренция на тот момент была республикой. Если рассматривать трактат с точки зрения общечеловеческой морали, то увидите, что он пронизан цинизмом и авантюрой. Автор полагал, что в борьбе за упрочение государством допустимы любые средства: насилие, обман и предательство. Макиавелли писал: «… разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен с ними поступать так же.»
Полагаю, что правитель нашего государства не является исключением в политике, поэтому не стоит доверять его обещаниям и ждать от него справедливости. Он поступит так, как потребует от него обстоятельства, чтобы сохранить власть и влияние.
«Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков»
Но все же, Макиавелли предупреждал: « Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстает как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие».
Нашего президента нельзя упрекнуть в прямых неблаговидных поступках, только можно умиляться его заботой о пенсионерах, военных и т. д. Хотя с журавлями, по моему, уже был перегиб.
«Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные – исполнять сами»
Самым заметным, среди других «козлов отпущения» исполнителем, неугодных подданным дел, является, конечно же Д.А.Медведев. Мне его по человечески жалко, ибо он останется в памяти людей безвольной марионеткой в руках сильного кукловода, и ничего, кроме презрения у народа не вызывет. «Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью»
Можно и дальше цитировать строки этой поистине великой работы, «учебника всех королей», и проводить аналогии с деятельностью нашего «государя», но я лишь заострю внимание на одном очень важном совете, мудрого флорентинца. Предупреждению, которое красной нитью проходит через все главы трактата: « Не быть ненавистным народу» Нет, это не означает, что правитель должен любить свой народ, эта книга совсем не о любви и благочестии. Это означает, что ГОСУДАРЬ ДОЛЖЕН ОПАСАТЬСЯ НАВЛЕЧЬ НА СЕБЯ НЕНАВИСТЬ И ПРЕЗРЕНИЕ НАРОДА. Этому даже посвящена целая глава трактата «О том, как избегать ненависти и презрения». Ибо народ та стихийная сила, которая может, как привести к власти, так и уничтожить правителя.
Так что же спровоцировало все возрастающее недовольство народа нашим «государем»? Вроде он почти не отступает от постулатов Макиавелли: он и умен, и благочестен, и доблести ему не занимать? Ах…Вот! В главе «О жестокости и милосердии, и о том, что лучше: внушать любовь или страх» написано: «Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных, и на их женщин. Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если на лицо подходящее обоснование и очевидная причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества. Тем более причин для изъятия имущества всегда достаточно и если начать жить хищничеством, то всегда найдется повод присвоить чужое». Хм…
А много ли у нас граждан, которые не боятся за свое имущество? Не для кого не секрет, что если твой бизнес не задушила налоговая, то наверняка может отнять любой чиновник от власти. Про суд молчу, так как известно, что он давно ангажирован все той же властью.
Отдельно хочу сказать, что менталитет современного человека отличается от современников эпохи Возрождения, и кроме потери имущества, ненависть может вызвать необоснованное отнимание у граждан некоторых прав и свобод.
Конечно, лично обвинить в притязаниях на имущество нашего правителя нельзя, в этом повинно только его окружение, «знать». Одни люди считают, что он не может влиять на окружение, которое привело его к власти, а это признак слабости, вызывающий презрение. Другие считают, что руками своего окружения он обогащается, что вызывает ненависть.
«Государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать или подвергать опале». «Если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу…Но если государя привела к власти знать, наперекор народу, то первый его долг – заручиться дружбой народа, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали».
Эту книгу можно полностью разобрать на цитаты, ибо каждая строка, пронизана мудростью автора. В этом труде нет и намека на гуманизм, милосердие, мораль, но этим он и честен, потому, что эти моральные ценности часто противоречивы, и не универсальны, когда на кону стоят судьбы миллионов граждан.
И так, главная причина кризиса нашей власти, по книге Николо Макиавелли, в том, что она беззастенчиво грабит свой народ, тем самым нарушает главный постулат «учебника королей». Чем это может закончиться, давно проверено историей.