Иезуит Батькович : В ожидании 21-го декабря
12:55 02-11-2012
Конец света, конец света, конец света… Как много в этом звуке для сердца русского (американского, европейского, азиатского, майанского, странтретьемирного – нужное подчеркнуть) слилось. Ох, как много в нем отозвалось!
Мы все его ждем.
Кто-то ждет открыто и абсолютно уверен в том, что он неизбежно случится со дня на день. Такие обычно вечно планируют уехать в сибирскую глушь, жить независимо от цивилизации (уезжают впрочем единицы), изучают кратчайшие пути до ближайших бомбоубежищ, зачитываются книгами с красочными названиями типа «Выживание в лесу» и ведут вялую агитацию в Интернете (вялую, потому что один хрен никто серьезно не воспримет).
Кто-то допускает подобный исход, хотя действий никаких не предпринимает. Солнце вон лихорадит почем зря, магнитные полюса и впрямь может изменятся, ученые говорят мол бывало такое, а там еще метеориты, кометы, майа опять же эти дурацкие. Нет, конечно же, все мы умные образованные люди, нас всеми этими «Истину вам говорю, 26 августа 1926 года Земля натолкнется на небесную ось» так просто не запугать, сколько раз обещали же, но все-таки нет-нет, да и зародится в голове мыслишка «Ну хорошо, что хоть от моря я далеко живу. Вроде не должно затопить».
Кто-то ни за что в жизни не признается вам в том, что он тоже ждет, есть среди нас и ярые отрицатели армегедоннов, есть даже такие, которые умудряются не отрицать, а вовсе игнорировать всю эту пустую шумиху. Но где-то в глубине души, если сильно поцарапать ногтем или накатить на два-три стакана больше чем положено, даже самый ярый отрицатель сознается вам, что пару-тройку раз представлял себе вымершие города и горстки выживших, отчаянно цепляющихся за жизнь.
Один из самых популярных комментариев в Сети на недавние события связанные с ураганом Сэнди это разные вариации на тему «Ну наконец-то!». И далеко не все тут объясняется повседневной сетевой иронией, которую бывает сложно отличить от всамделишного скотского цинизма.
Люди не просто ждут конца современной цивилизации. Они надеются, что он случится. Случится здесь и сейчас. На их глазах. Они будут в числе приглашенных.
Попытаюсь рассмотреть причины этого странного помешательства поподробнее.
«Я хочу ШОУ!»
Да-да, именно шоу. Самое красочное, самое массовое, самое драматичное из всех которые могут быть. Надоели симулякры текста и видео. Самхочу в участники! Да что там я? Хочу чтобы все были записаны в участники! И это все при том, что ни одно поколения до нас не имело такого количества шоу и всяких развлекалочек. Но природа человеческая ненасытна, она всегда хочет большего.
«Задолбали эти жалкие людишки».
Тут банально – это мизантропия, выросшая на почве комплекса неполноценности и удобренная регулярными неудачами на всех жизненных фронтах. Плохо мне живется, не понимает меня этот жестокий мир, так гореть ему в аду, топиться в цунами, сталкиваться с метеором, взрываться от коллайдера и т. д. ит. п. (нужное подчеркнуть)
«Задолбало вообще все».
Что-то вроде пессимизма, плюс истовое желание упростить этот слишком сложный мир, который, сука такая, никак не уложится ни в простые схемы «Добро vs Зло», ни в конспирологические теории всемирных заговоров. Нет ни одного правильного алгоритма для победы в игре под названием жизнь. Все мануалы (Библия, Тора, Коран, Кодекс строителя коммунизма нужное подчеркнуть) безнадежно устарели. Читов тоже не предусмотрено. Это огорчает поколение геймеров.
«Вкалывать, чтобы покрыть кредит и в промежутках потреблятствовать по мере сил — это не есть достойная цель в жизни. То ли дело – выживать! Вот это серьезно, это мощно, тут то и проверится кто есть кто».
И снова упрощение. Люди хотят жить ради того, чтобы сожрать кусок мяса сегодня, чтобы проснуться завтра. Это понятная и простая схема, там нет ежедневного, ежесекундного парализующего выбора, вроде «Какую же тему мневыбрать для моего супермодного Айфона?» или «Как отозваться в обществе об этой новой книге ультрамодного писателя, одобрить как большинство или закидать говном, чтобы прослыть грубияном и альтернативщиком от альтернативного?» или «На этой работе я буду планктонить за меньшее количество денег, зато надежнее, а вот на этой работе я буду планктонить пусть и подороже, но с рисками. Что же мне выбрать, о боги!?».
«Когда все рухнет – все будет можно! АААААА!!! Дискотека! Воруй, убивай, еби гусей!»
Этот мотив тоже достаточно простой и знакомый. Плавали. Знаем. Тут и конца света не надо. Достаточно всего-навсего какой-то там завалящей Революции. «Революция – это когда можно глуять там где нельзя и кидаться снежками в директора» — примерно так было у Льва Кассиля в «Кондуите иШвамбрании». Примерно того же ждут многие от Конца Света. При ближайшем рассмотрении оказывается, что Революция это на самом деле, когда дома не отапливаются, нечего есть, кругом разруха и всякий мимо проходящий вместе со своими товарищами может запросто тебя немножечко так убивать насмерть не за хер собачий. Примерно то же случится и от Конца Цивилизации.
«Хочется свободы! Свободы хочется! От всех этих обязательств — от долговых, от личных, от духовных. Свободы хочу от начальника, от навязчивых родственников, хочу свободы от денег, свободы от вещей, свободы от этики, свободы от старых знакомств и старых поступков. Ну а коли всему миру Reload, то и мне тоже достанется, верно ведь?».
Неверно. Если правда хотел бы свободы и был бы в состоянии ее получить, никакие общественные надстройки тебе бы не помешали. Ее и здесь и сейчас полно, вся перед тобой, сделать шаг в сторону – легче легкого. Но что-тодержит. И точно также будет держать и в умирающем, разрушенном мире. Свобода – она внутри. Внешние декорации для нее второстепенны, пускай одна из этих декораций весь наш современный мир целиком.
Сегодня ночью чей-то голос сказал мне во сне:
«Хуй вам! Не будет конца света. Дальше мучайтесь».
Я проснулся в отличном настроении.