Гена из КарфаГена : Где заканчиваются права верующих?

09:09  08-11-2012
Из окна моей спальни видны кресты и купола. Возле дома две церкви. До одной – двадцать метров, до другой – пятьдесят. По утрам комната наполняется оглушительным колокольным звоном. Даже при закрытом окне. Тонкие стены пятиэтажки, увы, не в силах его сдержать. Я – атеист. Для меня колокольный звон – всего лишь шум, внешний раздражитель. В будние дни он, конечно, весьма полезен, так как может соперничать со звоном будильника, но в субботу и воскресенье, когда хочется чуть дольше поспать, этот звук просто невыносим. Матерясь, встаешь с постели и, обернувшись одеялом, ползешь в зал на маленький диванчик… В общем, от колокольного звона я не в восторге, но готов его терпеть. Потому что знаю, что многим он доставляет радость. Кто-то с блаженной улыбкой на устах слышит в нем ангельское пение и голос бога. Я прекрасно понимаю это. И потому – терплю.
А теперь, граждане православные, ответьте на один простой вопрос: я толерантно отношусь к тому, что нравится вам, так почему вы не приемлите то, что приятно мне?


Давайте поговорим о границах. О тех незримых границах, через которые нельзя переступать, чтобы не оскорбить, не уязвить, не унизить другого человека. У французского писателя-моралиста Франсуа Ларошфуко есть афоризм: «Моя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается кончик носа моего соседа». Эта нехитрая формула лежит в основе западной демократии, будь она неладна, и современного международного права. Все предельно ясно и вполне логично: ты волен делать все, что хочешь, пока это не мешает другому.
В Государственной думе РФ сегодня активно работают над законом о защите чувств верующих. Однако не стоит забывать о том, что именно верующие, в частности православные и мусульмане, зачастую ведут себя крайне агрессивно, норовя щелкнуть по носу каждого, кто не разделяет их взглядов. Живя в XXI веке, они напоминают тех, кто резал на кусочки тело несчастной Гипатии или же беспощадно убивал жителей Мекки за то, что они не желали принять новую веру. Дай им волю – снова на кострах будут гореть книги. Книги – это в лучшем случае.
Например, недавно мусульмане избили сотрудников музея эротического искусства «Точка G». До этого туда уже приходили с угрозами православные активисты, но обошлось без драки. Мусульмане же пустили в ход кулаки. Сказав промоутерам музея, что те порочат ислам, они напали на них. В результате последователи пророка Мухаммеда, отправили в больницу трех человек. Причем налицо – трусость «защитников веры». Они не стали вступать в поединок с охраной и прорываться в кабинет директора, а отыгрались на молодых людях, которые из-за безденежья вынуждены раздавать листовки. В интервью журналистам директор музея Александр Донской отметил: «Если б я сказал, что мне не нравится мечеть или храм, и пришел туда с угрозами, меня, наверное, посадили бы. А верующим все сходит с рук»
Казаки тоже стоят на защите веры. Во имя Иисуса и Богородицы они громят палатки евангелистов-пятидесятников, бьют неформалов и тех, кто поддерживает Pussy Riot. Устанавливая свои порядки, они отказываются принимать во внимание интересы других социальных групп. Именно казаки в свое время добились отмены сеансов Кашпировского в Пятигорске. Теперь же они требуют запретить празднование Хэллоуина во всем Ставропольском крае.
Для атеиста, Кашпировский и Гундяев – на одно лицо. И мне абсолютно непонятно, почему православные имеют право находиться во власти своих заблуждений, а поклонники Кашпировского – нет. Что же касается Хэллоуина, то в этом празднике лично я не вижу ничего плохого. «Мы требуем запретить бесовский шабаш!» – говорят казаки. Они, наверное, забыли, что мы живем не в средние века и слово «бесовский» больше не аргумент. Мне всегда казалось, что современная Россия – свободная страна, где можно праздновать все, что угодно, от Хануки до Дня взятия Бастилии. Разве не так?
Идя на поводу у религиозных общин, местные власти не раз принимали решения, противоречащие закону и здравому смыслу. Апофеозом стал недавний случай, когда ростовская городская администрация, отменила по настоянию православных активистов рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда». Православные мотивировали свое требование тем, что «содержание оперы расходится с каноническими представлениями о Христе» Что тут еще скажешь? Нонсенс! По этой же причине можно смело поставить штамп «censored» на многих выдающихся произведениях искусства, включая «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова и «Евангелие от Иисуса» Жозе Сарамаго. Напомню, что Сарамаго за свой роман получил Нобелевскую премию.
Комментируя решение ростовских властей, глава администрации президента Сергей Иванов заявил: «В былые времена это называлось «перегибами на местах», но, на мой взгляд, это просто откровенная глупость» К слову, в былые времена, а если быть точным – в сталинские «перегибами на местах» называли массовые репрессии, которые осуществлялись местными властями без прямого приказа из Москвы.
Если говорить о «перегибах», то тут отдельного внимания заслуживает губернатор белгородской области Евгений Савченко и его знаменитый закон «О духовной безопасности». Вот уже который год Савченко пытается превратить Белгород в маленький заповедник духовности. В школах там давно начали преподавать основы православной культуры. Причем поначалу без всякой альтернативы. В государственных учреждениях запрещено праздновать Хэллоуин и День святого Валентина.
Дальше – больше. Сотрудниками Белгородского института культуры и искусств был составлен список произведений современной драматургии вредных для «духовного здоровья». Среди прочих там оказались Евгений Гришковец, Иван Вырыпаев и Дарио Фо. Пьесы, попавшие в «черный список» запретили ставить в белгородских театрах. Позже выяснилось, что сотрудники института перестарались, и запрет был снят. Однако получить в Белгороде сцену для постановки пьес, побывавших в списке до сих пор проблематично.
Heavy metal, по мнению Савченко, тоже чрезвычайно вреден. На полном серьезе, назвав, метал сатанинской музыкой, белгородские чиновники настойчиво порекомендовали руководителям местных клубов отменить концерты всех групп, играющих в стиле «хэви». Однако к этим рекомендациям отнеслись без особого энтузиазма. Владелец одного белгородского рок-клуба даже приготовился отстаивать свои права с кулаками: «Первый кто рискнет вмешаться в работу моего заведения – получит по морде!» В итоге запрет на heavy metal также был снят.
Практически все попытки Савченко заставить белгородцев жить по православным канонам потерпели неудачу. А все потому, что без соответствующего государственного закона у губернатора связаны руки. И белгородские власти не могут использовать все средства для того, чтобы реализовать местный закон «О духовной безопасности». Но представьте, что будет, если депутаты Государственной Думы, стремясь защитить права, верующих предоставят свободу действий Евгению Савченко и другим самодурам?
Отменить концерт Мадонны, запретить постановку оперы «Золотой петушок», изъять из проката все экранизации романа «12 стульев» – вот что обычно требуют православные. Причем христианского смирения в них ни на грош. Вместо того чтобы принять окружающую их действительность, они все время пытаются ее изменить: протест следует за протестом. Что будет, если новый закон позволит разом удовлетворить все их требования? Тогда Россия станет совершенно другой страной. И в этом «дивном новом мире» смогут счастливо жить лишь религиозные фанатики.
Любая диктатура начинается с истерики. С криков, что кто-то оказался в опасности, что кому-то нужна защита. Одни защищали рабочий класс, другие – немецкую нацию… Результат нам известен. Сегодня многие, в том числе представители власти говорят: «Встанем на защиту православной веры!» История повторяется. Россия снова становится на путь, который неизбежно приведет ее к диктатуре. На этот раз – к диктатуре религиозных общин.
Глава комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов заявил, что в законопроекте о защите чувств верующих будут предусмотрены аспекты, связанные с арт-проявлениями, в том числе концертами, которые задевают религиозные чувства людей.
Надо отметить, что ростовские православные, инициировавшие отмену рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» ссылались на еще не принятый закон о защите чувств верующих. Что же будет тогда, когда закон вступит в силу? Ответ очевиден: религиозные общины станут просто-напросто диктовать свои условия. Решать за остальных, что им слушать, смотреть, читать. «Перегибов на местах» будет масса. Да, Иванов отстоял произведение Эндрю Ллойда Уэббера. За это честь ему и хвала. Но вступится ли он за фолк-блэк-металическую группу СатанаКозел, если их веселая песенка о том, как козлотролли жарили на костре попа, оскорбит чьи-то чувства? Лично я в этом сомневаюсь.
Мало того, под запретом могут оказаться такие исполнители и группы, как Мадонна, Мэрилин Мэнсон, Cannibal Corpse, Slipknot, Dimmu Borgir и многие другие. Глава Союза православных граждан Валентин Лебедев сказал в интервью журналистам: «Я считаю, что данный закон позволит нам больше не допустить появления Мадонны на сцене в России. Как и других музыкальных исполнителей, которые допускают кощунственные в выходки отношении верующих людей».
Вообще при таком раскладе вся хорошая музыка может вдруг оказаться под запретом. Что же тогда будут слушать россияне? Низкопробную фабричную попсу и шансон про золотые купола?
Вначале статьи я говорил о границах. Так вот, многие верующие постоянно стремятся их нарушить. Часто лезут в те области общественной жизни, где им, в общем-то, не место. Если, например, очередной безумный ученый заявит, что он собрался клонировать человека, представители целого ряда культов незамедлительно выступят с протестом, как это уже было не раз. Возникает закономерный вопрос: на кой черт вам это клонирование, неужели других проблем нет?
Точно так же дела обстоят и с музыкой. Лично я абсолютно не понимаю, как человека могут оскорбить исполнители на концерты которых он не ходил и никогда не пойдет. Это что-то наподобие высказываний советских критиков в стиле: «Я Пастернака не читал, но осуждаю»
Конечно, не обязательно лично присутствовать на концерте для того, чтобы узнать о нем во всех подробностях. Нужную информацию всегда можно получить из СМИ… Но скажите, мои православные друзья, если Мадонна вам глубоко неприятна, зачем читать из газет о том, как прошел ее концерт и, что она там вытворяла? Чтобы в очередной раз оскорбиться до глубины души? Что за мазохизм?! Вам ведь, ничего не стоит перевернуть, не читая страничку с изображением поп-дивы. Просто не обращайте внимания на то, что может вас расстроить. Живите с поклонниками Мадонны и Мэнсона в параллельных мирах. Они не трогают вас, а вы – их. Это на самом деле легче, чем кажется.
Я считаю, что задача нового закона состоит, прежде всего, в том, чтобы обозначить четкие границы прав и свобод верующих. Влияние религиозных общин не должно распространяться на все сферы общественной жизни. И уж ни в коем случае нельзя загонять искусство в рамки религиозных догматов. Давайте решим вопрос так: мы не будем приходить в ваши храмы с электрогитарами, рисовать на их стенах граффити и спиливать кресты; вы же в свою очередь – держитесь подальше от наших клубов, театров, книжных магазинов и выставочных павильонов. Нам нет дела до вас, вам – до нас. Что может быть проще? Так или иначе, граница тут просто необходима. Прочертив ее, можно будет избежать многих раздоров. Всех ли? Нет, конечно. Однако согласитесь: пограничные конфликты куда лучше полномасштабной войны.