С.С.Г. : Опущенное забрало ФНС

11:49  21-11-2012
Чего обычно хочет среднестатистический человек, усаживаясь за сервированный стол? Верно, принять пищу. А когда он открывает дверь туалета? Правильно, справить нужду. В государственные учреждения человек обращается по надобности другого характера, но тоже вполне естественной: получить или исполнить то, что ему положено по закону. Тогда почему работники многочисленных служб, министерств и агентств зачастую ведут себя так, будто посетитель желает зайти в их кабинеты помочиться, причем в обеденный перерыв?
Взять, к примеру, Федеральную налоговую службу. 21 ноября налоговики отмечают профессиональный праздник, а накануне их руководитель Михаил Мишустин доложил Президенту о предварительных результатах деятельности подчиненного ведомства.
Отчет в целом выглядит весьма бодрым и оптимистичным и, как водится в таких случаях, изобилует выражениями типа «устойчивый рост» и «активная работа». Конечно, на месте Мишустина следовало бы попридержать задор, ведь год еще не закончился, налоги уплачены далеко не все, и кто знает, каковы на самом деле будут результаты с тем отношением к налогоплательщикам, которое позволяют себе подчиненные Михаила Владимировича.
С деятельностью налоговых органов сталкивается практически каждый, кроме разве что деклассированных элементов. Рассмотрим повседневные взаимоотношения ФНС и рядового гражданина на паре примеров. Это «вершина айсберга» и она достаточно показательна.
Существует много советов по поводу продуктивного общения с налоговым инспектором, но сначала, оказывается, надо еще добиться того, чтобы это общение состоялось. Получить элементарную справочную информацию на практике весьма непросто.
Вот принесли дяде Васе уведомление на уплату транспортного налога, тот покряхтел и ничего не понял, ведь Москвича уж года полтора как продал. Что делать незадачливому гражданину? Ура! На важной бумаге указан заветный телефонный номер! Так и провел дядя Вася три дня, слушая длинные и короткие гудки. На четвертый день зашел в гости внук и направил дедовские вопросы со своего айфона на электронный адрес продвинутой налоговой службы (глава ФНС в вышеупомянутом докладе соловьем пел о бурном развитии электронных сервисов). Подождали ответа. На этот раз сокрушенный налогоплательщик не стал терпеть несколько дней, а уже на следующее утро отправился в «налоговую», до которой ему полтора часа тряски на трамвае и минут пятнадцать пешком. Наверное, никому не нужно рассказывать, что к справочному окну с маячащей в нем недовольной теткой змеилась длинная очередь. В итоге ради минутного дела человек тратит полдня. И это хорошо, что он уже на пенсии и не пришлось отпрашиваться с работы для такой важности, как задать элементарный вопрос специалисту.
Будет ли наш дядя Вася морально здоровым и законопослушным гражданином после таких экзерсисов? Появляются сомнения, ведь таковой гражданин должен иметь преимущественно позитивный опыт в общении с представителями государства.
Кстати, насчет очередей. В России их много разных, есть и откровенно потешные. Каждый раз, когда подходит срок уплаты имущественных налогов для физических лиц, здания районных инспекций наводняются сознательными членами общества. Они мечтают выполнить свою конституционную обязанность, но не имеют возможности сделать это по причине нежелания налоговых чиновников качественно вести уведомительную работу. Вот где истинное извращение – требовать от государства, чтобы оно взяло с тебя подати. Люди терпеливо томятся у заветной двери, за которой спешно печатаются уведомления на уплату, а ведь их давно должны были разослать по почте. Понятно, что письмо может затеряться, могут ошибиться адресом, оно может быть похищено из почтового ящика, но не у каждого пятого! Неужели налоговикам не выдают бумагу и конверты или такие ценные вещи пользуются спросом у казнокрадов? Сложно сказать. Зато легко предположить, что приходят за своими уведомлениями далеко не все. Кто-то и не подозревает о своем долге, кто-то забывает, у кого-то нет времени, кому-то лень.
И всё это сказывается на результатах деятельности ФНС, на пополнении бюджета. И на толерантности к родному государству, которой, понятное дело, не прибавляется. Зато в обществе повышается количество одобряющих неуплату налогов. В России всегда любили ловкачей, обводящих вокруг пальца государство, и, судя по всему, любить в скором времени не перестанут. Как-то так сложилось, что не вернуть кредит частному банку страшно, а не заплатить налог почётно. Понятно, что от кредита мы получаем пользу непосредственно для себя, а от уплаченных налогов личную выгоду просчитать практически невозможно. Непонятно только, почему бизнесменов уважают больше государственной машины, а эта машина не считает нужным совершенствовать действие своего механизма, ведь менять надо не только винтики.
Недоброжелательность, самомнение, протирание штанов – все эти нелестные эпитеты применяют к работникам налогового ведомства. И наверняка даже в свой праздник они будут вспоминать об этом, ибо слишком глубоко в карму забрался негатив. И может быть в промежутках между бокалами с шампанским придет наконец-то понимание – не опускать забрало при работе с мирными налогоплательщиками и начать хотя бы со снятия телефонных трубок, они совсем не тяжелые. Взгляд замученного жизнью бедолаги из коридорной очереди гораздо тяжелее.