Calypso : Большая Рыба

14:10  30-09-2004
Тим Бертон, заставивший нас смеяться и плакать вместе с Эдом Руки-Ножницы, удивляться вместе с четой Мейтладов в «Битлджюс» и недоуменно пожимать плечами, глядя на нелепый пафос «Планеты Обезъян» снова, подобно змее, сбросил кожу. «Большая Рыба» - фильм, в котором зрителю предоставляется возможность оценить нового Тима Бертона, Бертона более зрелого и мудрого, Бертона ироничного и немного грустного.
Уильям Блум (Билли Крадал) возращается домой после долгого отсутствия, всилу обстоятельств трагического характера. Умирает его отец, Эдвард Блум (Альберт Финни), коммивояжер по профессии, на протяжении всей своей жизни, крайне редко находивший время для общения с сыном. В конечном итоге, образ его в глазах Уильяма превратился в мифически-собирательный, сотканый их сотен историй отца о своих приключениях. Эдвард Блум не чурался приемов художественного преувеличения, считал, что истинное зерно любой истории, ее своеобразный центр, заключается не в правдивости истории как таковой, но в изюминке, будь она правдой, или вымыслом. Рождение, годы взросления и возмужания, любовные приключения и военные подвиги Блума старшего, все события так или иначе, связанные с жизнью отца, Уильям вынужден воспринимать сквозь призму константной, обыденной реальности, отделять правду от вымысла, фантазию от фактов. Общаясь с умирающим отцом, Уильям узнает его настоящего лишь за несколько дней до смерти, когда времени остается слишком мало.
При прочтении любой рецензии на «Большую Рыбу» у читателя может сложиться впечатление, что речь идет о некоем литературно-художественном римейке Приключений Барона Мюнхгаузена, легендарного плута и фантазера прошлых лет. И действительно, «Большая Рыба» пересекается с вышеупомянутым произведением, хотя пересекается лишь косвенно. Скорее, фильм можно сравнить с шедевром Марка Захарова, «Тот самый Мюнхгаузен», по глубине и многогранности. Тема, которую поднимает Бертон, есть сама жизнь, прекрасная во всех своих проявлениях, суровая, порой пугающая, но несомненно светлая, яркая. «Чем труднее путь, тем дороже награда»-учил своего сына Эдвард Блум. Фильм пронизан стремлением познать человеческий путь во всех его проявлениях.

«Большая Рыба» подобна луковице. Сверху фантасмагория и феерверк, удивительные приключения и невероятные персонажи, здесь все дышит фантастическим романтизмом, здесь все пронизано волшебством.
Глубже-психологическая аутопсия. Своеобразная препарация сознания, вскрытие человеческих отношений, глубокий анализ самого бытия человека. Сквозь цирковую призму, Бертон показывает нам истину. Истину, столь разную для каждого, и в то же время единую для всех. Бертон говорит правду, обряжая ее в одежды фантазии. Режиссер неустанно намекает зрителю на значимость каждого поступка, сколь бы малым он не казался.
. Фильм поставлен по роману Дэниела Уолласа "Большая рыба: Роман о мифических пропорциях", и представляет собой своеобразный сборник киноновелл, описывающих приключения главного героя в пору его молодости.

Факты и комментарии:

• Большая часть натурных съемок была сделана в маленьком городке Ветумпка, штат Алабама. Город практически не изменился на протяжении последних 50 лет, что позволило Бертону использовать и ныне существующие здания в качестве декораций к сюжетам, описывающим собития многолетней давности.

• Первоначально картину должен был снимать Стивен Спилберг.

См. Интервью с Тимом Бертоном на http://probuem.ru/cinema/11867