Лев Рыжков : ЛИФТ (трагикомедия) (часть III)

05:51  22-01-2013
Из темноты – крики, охи, мелькает мобильная подсветка. Дрожит огонек Валериной зажигалки.

Аварийное освещение – то загорится, то погаснет. Люди в лифте – мечутся, пребывают в движении. От этого создается впечатление некоего инфернального балета (однако нарочитого заламывания рук артистам стоит избегать).

Неподвижен только Валера – он лежит себе на спине, вытянув руку с зажигалкой.

Возможно, звучит какая-нибудь злодейская музыка (весьма неплох тот же Дэвид Линч).

Наконец освещение стабилизируется, но становится словно бы гуще – меняясь от темно фиолетового к насыщенному багровому.

Застрявшие в лифте люди переводят дух.

АЛЕНА
(Павлу)
Да не стой ты столбом! Обними меня, успокой!

МАРИНА
(задумчиво)
Что за номер такой? Я его не знаю… Хотя… Ну, да, точно!

МАША
Что – точно?

МАРИНА
Да это знакомый один. У него несколько симок. Надо ему перезвонить, как выберусь.

МАША
Он с тобой на «вы»?

МАРИНА
Это еще почему?

МАША
Он пишет: «Не расслабляйтесь».


МАРИНА
Да, странно.

МАША
Ладно, я поняла, что нам делать.

ПОЧТИ ВСЕ
(кроме Валеры)
Что? Что?

МАША
Если раздвинуть двери и некоторое время их удерживать, можно позвонить. В МЧС или кто нас может отсюда выковырять?

ИЛЬЯ
Это невозможно. Мы не сможем столько времени продержать двери. Тем более, соединение с оператором происходит не сразу.

МАША
(задумчиво)
Да, ты прав. Ничего, что я на «ты»?

ИЛЬЯ
Не смертельно.

МАРИНА
Так можно эсэмэску послать!

МАША
МЧС-никам?

МАРИНА
Да нет! Какому-нибудь знакомому. Хорошему знакомому. Чтобы перезвонил в службу спасения.

МАША
Девочка, ты гений! Как, кстати, тебя зовут, напомни?

МАРИНА
Марина.

МАША
А я Маша. Так давай и отправим твоему другу эсэмэску…

ВАЛЕРА
(продолжая валяться на полу)
Простите пьяного дурака за то, что вклинивается в вечер знакомств. Но я бы не советовал отправлять ответный эсэмэс на этот номер.

МАРИНА
Почему еще?

ВАЛЕРА
Потому что это – вовсе не ваш знакомый.

МАРИНА
Ха! А кто тогда?

ВАЛЕРА
Скорее всего, это тот, по чьей воле мы застряли в этом лифте.

МАША
(раздраженно)
Да ты думай, что говоришь!

ВАЛЕРА
Все, что с нами произошло – не случайность. Вспомните, что было на КПП. Мне еще тогда показалось странным то, что нас пропускают группой. В отсутствие других гостей. А потом мы – застреваем. А потом – эсэмэска!

МАРИНА
И что? И кому оно надо?

ВАЛЕРА
Мне кажется, вы сами, барышня, знаете ответ. Конечно, тому человеку, который пригласил нас в гости.

АЛЕНА
Но… зачем?

ВАЛЕРА
Мне снизу кое-что видно.
(указывает куда-то в верхний угол)
Вон там? Присмотритесь. Что блестит?

Все смотрят в указанном направлении.

МАРИНА
А что это?

ВАЛЕРА
Камера наблюдения.

МАША
Да ладно!

ВАЛЕРА
Было бы странно, если бы ее здесь не было.

МАША
Так, значит, нас видят?

ВАЛЕРА
Совсем не исключаю.

МАРИНА
Тогда, получается, нас спасут!

ВАЛЕРА
А вот насчет этого не уверен.

АЛЕНА
Как так?

ВАЛЕРА
(садится, прислоняется к стене)
По-хорошему, нас уже давно должны были заметить. Ведь информация с камер поступает на мониторы службы охраны. А там уж, извините, заметно.

ПАВЕЛ
(робко)
А вдруг камера не работает?

АЛЕНА
(пихает его локтем в бок)
Молчи, дурак! Куда лезешь?

ВАЛЕРА
Может, и не работает. Хотя обычно в подобных местах у хозяев – бзик на безопасности. Но мне все-таки кажется, что о нас – знают.

МАРИНА
Значит, спасут!

ВАЛЕРА
Завидую, барышня, вашему оптимизму. Но мне кажется, что если бы нас действительно хотели спасти, мы бы уже это почувствовали.

МАША
Но как так? Нас – видят, но не спасают? Мы же гости!

ВАЛЕРА
А не может быть так, что нас пригласили как раз за тем, чтобы за нас счет поразвлечься?

МАША
Ну, это бред!

ВАЛЕРА
Может быть, загадочный хозяин праздника сидит у монитора и наблюдает за нашими конвульсиями?

Всеобщий негодующий шум.

МАША
Глу-по-сти!

ВАЛЕРА
Ой ли! Одно дело терпеть нас всех за столом, тратиться на угощение, вести скучные разговоры. И совсем другое – загнать маленьких людишек в западню и посмотреть, что получится. Я бы выбрал второе.

МАРИНА
Ну и чушь!

ВАЛЕРА
Да думайте, что хотите. Но я не хочу веселить того, кто за нами смотрит. В конце концов, господа, если мы все свалимся на пол и перестанем веселить наблюдателя, он может нас и выпустить. Задумайтесь. Это реальный выход.

МАША
Ладно. Хватит с нас вот этого… Давайте писать эсэмэс.

ВАЛЕРА
Напишите эсэмэс Борис Михалычу. Это лучший выход.

ГОСТИ
Да! Да!

ВАЛЕРА
У кого-нибудь есть его номер? У меня нет, говорю сразу.

Тишина.

ВАЛЕРА
Да что же вы? Вы же – друзья большого человека. Кто-то из вас знает его телефон.

Павел мотает головой. Алена пихает его в бок локтем.

Марина пожимает плечами. Маша хмыкает. Тигран качает головой. Илья выставляет ладони в жесте отрицания.

ВАЛЕРА
Ну, вот и еще одна монетка в копилку версии номер два. Телефон нашего гостеприимного хозяина не известен никому из нас. Или все-таки известен?

МАША
Прекращай, слушай. Предложи что-то конструктивное.

ВАЛЕРА
Отдыхать и ничего не делать.

МАША
(со злостью)
Понятно. Шлем эсэмэс.
(смотрит в зал, совершает быструю пантомиму, ощупывая дверь)
Дверь тяжелая. Раздвинуть ее мы сможем совсем ненадолго. И, может быть, всего один раз. Поэтому… Поэтому получить эсэмэску должен надежный человек. Человек, которого можно подорвать в новогоднюю ночь. Который бросит все, и станет нас вызволять. Ну? У кого в абонентах есть такой вот человек?

Пауза. Марина поднимает было руку, но быстро опускает. Алена пихает Пашу локтем в бок, тот что-то еле слышно лепечет.

ИЛЬЯ
(пожимает плечами)
Я никого не знаю в этом городе.

ВАЛЕРА
У меня нет таких друзей.

МАРИНА
Ну, Катьке – точно не стоит. Наташке если только…

МАША
Она точно поможет?

МАРИНА
Да не знаю я.

ВАЛЕРА
Маш, а ты сама что же?

МАША
Я могу отправить эсмэмэс бывшему. Но он не всегда на них отвечает. А сыночек – у друзей. Неизвестно – ответит, нет.

ВАЛЕРА
Должны быть подруги…

МАША
Они и есть. Но… Валера, но у тебя должны же быть друзья?

ВАЛЕРА
Они и есть. Но они знают о моем чувстве юмора. Возможно, они решат, что это – очередная моя дурацкая шутка.

МАША
Это черт-те что. Получается, нам некого просить о помощи?

Тигран тянет руку, как школьник. Маша стоит к нему спиной, не видит его.

ВАЛЕРА
Наш молчаливый друг может помочь.

Маша оборачивается. Тигран, широко улыбаясь, показывает свой телефон, делает вид, что набирает послание.

МАША
Вам есть, кому написать?

Тигран оживленно кивает.

МАША
Но почему вы не разговариваете? Вы ни слова не произнесли.

Тигран исполняет пантомиму из размахивания ладонями перед губами, пожатия плеч и улыбок.

МАША
Вы… Глухонемой?

Тигран качает головой, проводит ребром ладони у рта.

МАША
Просто – немой?

«Да! Да!» — кивает Тигран.

МАША
Вы точно уверены в вашем друге?

«Да! Да!»

ВАЛЕРА
Давайте согласуем текст? Предлагаю: «Всем! Всем! Всем! Группа гостей олигарха оказалась пленниками лифта и взывает к мировому сообществу о помощи». А-а!
(зевает)
Взывает… И завывает. Простите, пьян.

МАША
Дай сюда!
(вырывает у него коньяк)

ВАЛЕРА
Ну, точно, как моя десятая жена…
(тут же достает из кармана вторую фляжку)

МАША
Тигран, пишите! Вам продиктовать?

Тигран качает головой.

МАША
(вполголоса)
Какой вы интересный…

Палец Тиграна быстро двигается по сенсорной панели. Затем он потягивает телефон Маше. Та читает эсэмэс.

ВАЛЕРА
Вслух, пожалуйста!

МАША
«Братан! Выручай! Застряли. 87 этаж. Знаешь где. Тигран».
(Тиграну)
Тигран – это вы?

Тигран кивает.

МАША
Хорошо. Сейчас мы попытаемся раздвинуть двери. Вы стойте наготове. Когда створки дверей разойдутся, нажмете «Отправить».

Тигран кивает.

МАША
Тогда поехали. Валера, вставай!

ВАЛЕРА
И не подумаю. Просто из принципа. Это все будут конвульсии на радость наблюдателю.

МАША
Да и хрен с тобой.
(всем)
Давайте, давайте! Встаем, раздвигаем!

Все гости, кроме Валеры и Тиграна становятся у края сцены, делают вид, что раздвигают двери.

Тигран стоит, вытянув телефон, как пульт дистанционного управления.

ИЛЬЯ
(с натугой)
Тяжжжелая, собака!

МАША
Ну?!

Остальные просто стонут.

Тигран жмет кнопку.

Пантомима на краю сцены распадается. Гости отскакивают от края.

Слышится звук «Бамм!»

МАША
(Тиграну)
Ну?!

Тигран разочарованно машет рукой. Потом протягивает Маше телефон.

МАША
(читает)
«Сообщение не отправлено». Да ёб же твою мать…

ВАЛЕРА
(с пола)
Зато у тебя жопа – ну, просто офигенная.

В следующий момент Тигран бросается на Валеру с кулаками. Бах! Бах!

Но и Валера не так-то прост. Он уворачивается, уходит из-под ударов. А потом быстро поджимает ноги и, резко распрямив, бьет Тиграна.

Один из ударов попадает Тиграну по зубам. Капельки крови, белая крошка выбитых зубов.

Женщины кричат.

Илья и Павел оттаскивают Тиграна. У того – кровь изо рта.

МАША
О Боже! Вы пострадали? Дайте посмотрю! Откройте рот!

Тигран мотает головой.

МАША
Блять! Да дайте же! Рот раскройте! Я медработник!

ВАЛЕРА
Ай, как удачно!

МАША
(Тиграну)
Ну?!

Тигран зажмуривается и открывает рот.

МАША
Так, вижу, зубы пострада… Что ЭТО?! Ааааа!!!
(кричит)

ТЕМНОТА.

ИНТЕРЬЕР КЛУБА.

Свет – на правую часть сцены. Там все тот же ночной клуб. Фоном – «I put a spell on you» в аранжировке Мэрилин Мэнсона. Освещение – инфернальное, мелькающее.

Тигран сидит за столиком и набирает эсэмэски. Текст сообщений появляется на экране позади сцены.

СООБЩЕНИЯ
«Меня зовут Тигран».
«Я не могу разговаривать».
«Я говорю по СМС».
«Язык глухих труден, я его не знаю».
«Семья до сих пор не привыкла».
«Раньше я разговаривал».
«Я бизнесмен».
«Я мутил дела с большими людьми».
«Это не всегда просто».

На какое-то время правая часть сцены погружается во тьму.

Когда свет зажигается, за столиком напротив Тиграна сидит БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК.

БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК
Тигран, почему информация о моих делах, которую знал только ты, попала к моим конкурентам?

ТИГРАН
Но, Камо, дорогой! Я не один присутствовал при том разговоре! Были еще и твои люди!

БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК
Это были – мои – мои! – люди.

ТИГРАН
Может быть, проболтались именно они? Это был не я!

БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК
Можешь поклясться?

ТИГРАН
Камо, дорогой! Самым драгоценным и родным тебе клянусь! Мамой!

БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК
Ты так легко поклялся, Тигран. Ты хочешь, чтобы я тебе поверил?

ТИГРАН
Да! Да!

БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК
Тигран, я знал твоего отца. Он говорил мне, что ты – болтун. Как сегодня помню… Признайся, что это ты? Я прощу тебя.

Пауза.

ТИГРАН
Ма… мамой клянусь, Камо! Не я!

БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК
Понятно.
(кладет на столик кейс, открывает его, достает большие ножницы)
Тогда открывай рот.

ТИГРАН
Что это? Зачем?

Из-за спины возникают тени — охрана Большого человека. Тени хватают Тиграна за руки, разжимают стиснутые зубы, оттягивают нижнюю челюсть.

БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК
Мне очень жаль, Тигранчик. Я знал твоих родителей. Но ты не оставил мне выбора.

Свет гаснет. Из темноты – клацание ножниц, сдавленный крик, переходящий в заполошное мычание.

Свет зажигается. Тигран зажимает рот, откуда льется кровь. На столе перед ним кусок мяса – отрезанный язык.

Большой человек вытирает ножницы салфеткой.

БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК
Мне очень-очень жаль. Но ты – болтун и лжец. Я не могу поощрять эти качества в людях, с которыми работаю. Советую тебе обратиться к врачу. Но если ты упомянешь мое имя, хоть кому-нибудь, я об этом узнаю. И в таком случае, Тигранчик, языка лишится твоя супруга. Мне очень бы этого не хотелось. И – да! – ты должен возместить мне убытки.

Тигран мычит, плачет, смотрит на кусок мяса, который был его языком.

Свет гаснет…

ЛЕВАЯ ЧАСТЬ СЦЕНЫ

…и зажигается слева, в «пустом» интерьере.

Тигран стоит с телефоном в руках. Текст сообщений появляется на экране в правой части сцены.

СООБЩЕНИЯ
«СМС – моя связь с миром».
«Я сказал, что это – скинхэды».
«Мне поверили».
«Даже показали по телеку».
«Я никого не выдал».
«Но долг оставался на мне».
«Мои дела стали плохи».
«Очень