krоt : Скромное очарование пропаганды

15:03  06-10-2004
Triumph des Willens (Триумф воли)
Германия, 1934 г.
режиссер Ленни Риффеншталь


Наконец то мне довелось посмотреть этот фильм.
Мой отец, рассказывал, что в те далекие годы, когда он учился во ВГИКе на кинооператора, и "Триумф воли" был запрещен как нацисткая пропаганда, им на спецсеансах показывали этот фильм как образец кинодокументалистики и эталона кинооператорской и режиссерской работы.



Ленни Риффеншталь со своей съемочной группой при съемках фильма

И действительно, фильм поражает . Причем поражает не столько помпезностью самого съезда НСДАП в Нюрнберге (хотя кадры Юнгенплатца на котором стоят в колоннах минимум 200 тысяч человек поросто поражают своей масштабностью), а тем, что ты осознаешь тот факт, что именно в этом фильме были впервые использованы приемы съемки, ныне ставшими уже обыденными (в частности, съемка человека едущего на машине с двух точек: спереди и сзади с попеременным переключением кадра там была использованна впервые).
Сейчас почему то стало модно с некоторым пренебрежением говорить о Риффеншталь, что, дескать, на нее работала команда из 30 операторов и огромного количества подсобных рабочих, что в монтаже ленты ей помогали лучшие режиссеры Германии, а сама фрау Ленни была, дескать ловкой персоной вовремя втершейся в доверие к Гитлеру, но если вдуматся, то понимаешь, что все эти обвинения просто глупы. Срежиссировать в реальном времени такие съемки, заставить всю съемочную группу работать как часы (при всей любви нацистких бонз к пропаганде, специально из-за съемок никто второй дубль делать не стал бы), на это способен действительно только талантливый человек.
Недаром, Гитлер увидев с какой тщательностью и энтузиазмом Рифеншталь и ее группа готовились к съемкам, дал разрешение на прокат фильма без предварительной санкции министра пропаганды Геббельса, находившегося с режиссером в натянутых отношениях.



Смотр отрядов СС и СА на Юнгенплатц


По свидетельству очевидцев Нюрнбергских партийных съездов, это были ужасно затянутые и пересыщенные нудными выступлениями всевозможных ораторов события. Однако, глядя на кадры смонтированные Риффеншталь, этого совершенно не замечаешь, наоборот, фильм идет по нарастающей - от прилета Гитлера на самолете Нюрнберг, и его проезд через ликующие толпы людей, пришедших встречать его, через многочисленные собрания, парады и смотры, до кульминации - речи фюрера на закрытии съезда и последующего апофеоза, слов Гесса "Партия - это Гитлер, Гитлер - это Германия".



Гитлер, Гиммлер и Виктор Лутце на параде


Фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на почти 2-х часовую длину. Да и может ли оставить равнодушным и показатся занудным живая кинохроника той эпохи?
Можно как угодно относится к режиссеру и той политической среде которая его вознесла, но то, что фильм-классику, кадры из которого многократно растиражированы (достаточно только напомнить, что большая часть кадров фильма Ромма "Обыкновенный фашизм", относящаяся к периоду и того времени взята из работ Риффеншталь), до сих пор запрещают к показу, это абсолютно неправильно. В конце концов, как сказала сама Риффеншталь Гитлеру, "Вы строите свой Рейх, а я снимаю свой фильм". Это не просто пропаганда. Это шедевр.
P.S.
большая благодарность Зеппу за фильм и ФартШытсону любезно согласившемуся его передать.