Владимир Павлов : Пейсателям
12:31 04-02-2013
Каждый писатель своим творчеством совершает одновременно два акта: акт в содержательно-смысловой области (культурной) и акт переживаемой жизни в своей неповторимой единственности. Чтобы обрести истинную реальность, акт должен обрести единый план, рефлектировать себя в обе стороны: в своем моменте формообразующего импульса смысла, как самой возможности его возникновения именно в данном субъекте и своем бытии неповторимого единственного момента его жизни, обрести единство двустороннего созидательного импульса, направленного и на свое содержание, и на свое бытие. Так будет преодолен вневременной раскол культуры и жизни. Мысль приравнивается к поступку, предшествующему другому поступку, который является одним из многих звеньев некоторого сложного поступка – жизни.
В пошлости твоего творчества, писатель, виновата пошлость твоей жизни. И наоборот.
При этом теоретическая истина является принципиально непроницаемой для нравственной ответственности в силу отсутствия всякой единственной действительной приобщенности к бытию, что не отрицает ее автономность.
Эстетический процесс состоит из двух моментов: отождествления и объективизации. За моментом отождествления всегда следует момент объективизации, т. е. положение понятой отождествлением индивидуальности вне себя, эстетическое ее оформление. Эти моменты не чередуются в строгой отдельности: реально они неотделимы друг от друга и взаимопроникают.
Если сознание героя сливается с сознанием автора, герой становится рупором его голоса и произведение превращается в некий отработанный материал сознания автора, ментальный шлак, что мы и имеем в большинстве. Причем сам язык произведения может быть очень гладким и отшлифованным, что дает иллюзию мастерства.
Герой не должен совпадать с точкой зрения на него автора. Самораскрытие героя, не предопределенное его нейтральным образом, как последняя цель построения, есть его цель. Сознание героя как определенная точка зрения на мир находит отражение себя в зеркалах других сознаний других героев. Каждое преломление его образа в них есть угроза собственному образу самого себя, необходимость непрерывно отстаивать свою точку зрения на мир. Но все эти точки зрения на него сознаются им и потому не завершают его, потому что он может выйти за их пределы и сделать их неадекватными.