Тимофей Шевяков : Урок истории

11:38  27-02-2013
На днях Владимир Путин заявил о необходимости создания единого учебника по российской истории для школ. Либеральная общественность вполне предсказуемо всполошилась – мол, собираются навязать детям одну-единственную точку зрения, в очередной раз переписывают историю в угоду руководству страны и прочее, и прочее, и прочее… Скажу, как это выглядит с точки зрения преподавателя. В конце 90-х, когда я работал учителем в одной московской школе, разноплановыми учебниками по отечественной истории можно было заполнить хороший книжный шкаф. В одних школах делали ставку на старые, еще советского времени, учебники. В других – на более современные, с евразийством, ревизионизмом, совестливостью, хрустом французских булок – да и вообще со всем, чего только душа пожелает. Толку от этого, разумеется, не было никакого, потому что в высших учебных заведениях концепция изучения отечественной истории зачастую была диаметрально противоположна тому, что было принято в школе. В итоге на выходе из школы подрастающее поколение российских граждан имело в голове некий набор дат, щедро разбавленный смесью старой идеологии и новых мифов. Этому поколению сейчас уже лет двадцать пять. У многих из них уже есть собственные дети, которые через пару лет пойдут в школу. Чему научат их?
Скажу страшную для кого-то вещь. Учить школьников различным подходам к отечественной истории не нужно. Разумеется, необходимо сделать исключение для профильных гуманитарных классов, но не более того. Школьник нуждается в качественном базовом образовании. Ему не нужно вникать, почему писанина Резуна, Носовского, Фоменко к истории не имеет никакого отношения. Он должен просто принять это, как данность, как тот факт, что Волга впадает в Каспийское море, а солнце всходит на востоке. Если у него будет интерес и заинтересованность – он получит необходимую информацию – от учителя ли, из книг, из интернета. Конечно, можно на уроках, посвященных Отечественной войне 1812 года рассказывать, что на самом деле большинство прославленных генералов проводили время в непрестанных склоках друг с другом и написании кляуз и доносов друг на друга. Можно на уроках, посвященных Великой Отечественной войне рассказывать о слабости нашей армии и преимуществах вермахта перед ней. Много чего можно – и все это, что характерно, будет подходить под понятие «историческая правда». Только вот с подобным подходом вряд ли нам удастся получить поколение полноценных граждан, гордящихся своей страной, патриотов своей страны, извините за пафос.
Подрастающее поколение нуждается в позитивном национальном мифе, если угодно. Советские учебники вполне могут стать образцом для нового российского учебника отечественной истории. Исторический, героический миф вполне может стать той самой общенациональной идеей, о создании которой говорится еще с середины 90-х годов. Принципиально важны в данном случае две вещи. Во-первых, необходимо сделать упор на реально интернациональный характер российской истории – не забывая при этом роль русского народа. Во-вторых, нужно, чтобы российские школьники, как «Отче наш», знали и наиболее важные даты отечественной истории, и наиболее известных ее деятелей. Чтобы впредь не было позорных заявлений о том, что Ленин победил Наполеона в Великой Отечественной войне (я не шучу, в ходе одного из опросов, посвященных 200-летию войны 1812 года, прозвучал и такой ответ). В-третьих, следует избавиться от тяжкого наследия ельцинского прошлого – того времени, когда национальным республикам было предложено брать столько суверенитета, сколько они проглотят. Итогом этого «проглатывания» стало появление региональной этнической мифологии, являющейся основой для ползучего регионального сепаратизма. Мифологии, провозглашающей фактическое превосходство национальных окраин над русским центром. Один из наиболее ярких примеров – трактовка Кавказской войны, как геноцида, бывшая традиционной для северокавказских регионов в 90-е годы. Безусловно, в качестве краеведческого компонента преподавание истории региона необходимо, но оно не должно превалировать над преподаванием отечественной истории в целом.
Ну и самое основное. Без единой идеологии, без единой концепции преподавания истории невозможно ни формирование новых поколений полноценных российских граждан, ни существования России, как единой страны с давней, богатой, сложной историей.