Тимофей Шевяков : Государственный Gmail

10:51  28-02-2013
На прошедшей неделе практически незамеченной осталась крайне интересная новость. Газета «Ведомости» (а со ссылкой на нее еще целый ряд СМИ) опубликовала информацию о том, что ФГУП «Почта России» в ведомственной программе «Развитие федеральной почтовой связи» на 2013-2015 годы заложило – внимание – 31,1 млрд. рублей на создание системы государственной электронной почты для взаимодействия граждан с чиновниками. Предполагается, что каждый гражданин России получит свой собственный почтовый ящик, с которого он будет отправлять гневные (или благодарственные) электронные эпистолы государственным мужам разной степени важности.
В этой новости, как обычно говорят в Интернете, «все так вкусно». Начнем, пожалуй, с самого простого – с заказчика этого эпического «банкета». Что такое ФГУП «Почта России» — лично я знаю не по наслышке. Регулярно заказывая у европейских и американских букинистов книги по военной истории, я на несколько месяцев замираю в томительном ожидании – доедет или нет? За прошлый год до меня не доехало две посылки из полутора десятков – пересекли границу России и сгинули без следа. Впрочем, то, что доехало – тоже не обошлось без приключений. Скажем, один раз крайне редкую книгу оставили… на лестничной клетке перед дверью – причем обертка была надорвана явно с целью проверить содержимое. В другой раз в почтовый ящик мне кинули извещение, не содержавшее ни адреса почтового отделения, ни какой-либо иной информации, кроме корявой надписи на обороте «ОЧИН БАЛШОЙ МИШОК». И вот тут мы подходим к одной из самых серьезных проблем. Если посмотреть рекламные ролики «Почты России», то складывается впечатление, что работают там исключительно крепкие молодые русские парни, да европейского вида девицы с модельными фигурами. Мягко говоря, это не так. Почтовые отделения, соблюдая режим строгой экономии, предпочитают нанимать за копейки безграмотных и вороватых граждан среднеазиатских республик, что выливается в катастрофическое падение качества услуг доставки. А так называемая «Экспресс-почта»? Не поленитесь, зайдите в центральное отделение на проспекте Вернадского и ощутите ненависть, густо разлитую в воздухе – ненависть, исходящую от десятков людей, по нескольку часов выясняющих судьбу своих посылок и бандеролей.
Понятно, что электронную почту будут доставлять не таджики и не киргизы. Но нынешнее качество работы «Почты России» дает полное основание считать, что это будет еще хуже. А скорее всего – никакой «государственной электронной почты» не будет вообще. Во-первых, на создание и отладку столь масштабного проекта нужны в первую очередь не деньги, а люди. Очень много людей – тем более, что заявлено, что простой в работе будет составлять не более пяти минут в год. Во-вторых, данный проект не имеет никакого практического смысла, за исключением распиливания и распихивания по карманам миллиарда долларов с гаком. Даже Китай со своей коммунистической паранойей и великими фаерволлами не додумался до создания «с нуля» электронной почты для всей страны. Люди у нас пользуются и отечественными почтовыми сервисами – дырявым Мейлом и кривым Яндексом, и иностранными – от Гугля до Хотмейла. Переходить на какой-то новый, навязанный сверху ресурс, да еще и со столь сомнительным заказчиком вряд ли кто станет.
Вот и выходит, что в лучшем случае за небольшой процент от озвученной суммы купят корпоративную почту от того же Гугла на 120 миллионов пользователей, Тема Лебедев нарисует кокошники, водку и медведей, все это освятят – и представят, как нашу посконную и домотканную русскую электрическую почту. А в худшем – в худшем будет, как всегда. Очередной министр связи будет пожимать плечами и голосом лошади из древнего анекдота говорить «нишмагла». Единственный, на мой взгляд, вариант избежать подобного печального итога – уже сейчас не только поставить жирный крест на откровенно коррупционном проекте, но и задать вопросы самому молодому министру – что это, откуда взялось, какой добрый человек посоветовал? Вежливо так спросить, без крайностей. Интересно же.