max_kz : Дорога к храму
12:24 11-03-2013
У каждого своя дорога к храму, моя шла по заливным лугам реки Клязьмы. От центра Владимира доехал на троллейбусе до конечной остановки, там через дачные участки спустился к руслу. Далее – по пологому берегу, по траве, мокрой от поздней осенней росы. Сквозь ослепительно синее небо и дымку вдали, над Нерлью, как свеча, брезжил храм. Храм Покрова-на-Нерли. Идти по зелёному полю травы, забыв о суете повседневной жизни, видеть ни на секунду не гаснущую устремлённость вверх, в небо, туда, где рай. Я не хотел приближаться сразу, напрямик, музыку нужно слушать на расстоянии, в целом, в контексте ландшафта. Обойти со всех сторон. Это не памятник архитектуры в привычном понимании слова, но много больше, здесь заключены рождение и крах, единение сил человека, природы и бога, то, чего не хватало ни прежним поколениям, ни нынешним. Идея, заключённая в архитектуре. Византийское, римское начало – Владимирская Русь, двенадцатый век от Рождества Христова. Более поздней церковной архитектуре присуще соприкосновение только бога и человека – я сравнивал – природа почему-то вычеркнута. Видимо, человек почувствовал себя настолько сильнее природы, что счёл возможным исключить её.
Слева, на горизонте, всплывает древний белокаменный град Боголюбово. Основатель – Андрей Боголюбский, князь с узким разрезом глаз (мать татаро-монгольская наследница), сын Юрия Долгорукого. Синие облака неба, «облака града», царство божие на земле, макет царства божьего на земле…
Единение с силами природы (подлинное, изначальное триединство) присутствует не только в виде скульптур сказочных львов внутри и снаружи храма, рельефах птиц, пальм – об этом говорит и окружающий ландшафт. Невозможно не почувствовать силу и спокойствие, тысячелетиями протекающую рядом энергию, энергию слияния – горизонтальную (рек Нерли и Клязьмы, которые в те времена были дорогами) и вертикальную (из космоса, от Бога), объединяющим всё это является человек. Храм – неизменно та точка, где сходятся три измерения. И если ты не будешь никуда торопиться, и если дорога твоя будет лежать не сквозь суету и праздное любопытство, то обязательно задумаешься здесь над собственной жизнью. Задашь вопрос: что она? Сидеть на коряге у берега старицы и видеть отражение храма в омуте воды; солнце будет освещать лики ангелов по стенам, которые обязательно посмотрят и в твои глаза. Теперь здесь нет ни богослужений, ни священников, место тайны. Иерусалим, Константинополь. Храм из белого камня, такой, каким был он, когда христианство было религией избранных – князей, и меч был в руках этих служителей. В архитектуре, в ландшафте точно такой же смысл избранности. Дорога к храму у каждого своя, иногда длиною в жизнь, но можно быть благодарным судьбе, если дорога привела тебя в эти места, когда искал ты своё «я».