Гудвин : Вакцина Пожигайло.

23:48  15-03-2013
«Первый съезд родителей России», который состоялся 9 февраля, неожиданно посетил президент РФ Владимир Путин. На мероприятии он посчитал своим долгом лично «разъяснить позицию руководства страны» по поводу механизмов так называемой ювенальной юстиции. Помимо этого Владимир Путин высказал свое мнение в отношении новой программы по литературе, из которой исключены некоторые классики.
«Я считаю, это хорошо, когда появляются новые авторы, можно по-разному относиться к их политической позиции, но современная литература является частью мировой литературы. Однако, »когда исчезают Куприн, Лесков, Пушкин, «Человек в футляре» Чехова, стихи Ахмадулиной, Высоцкого, Окуджавы, то возникает вопрос — почему, что взамен? Скажу спорную вещь — даже в серьезных произведениях может проскальзывать неформальная лексика, сцены, к которым можно относиться по-разному. Но нужно ли рекомендовать их для обязательного изучения в школе — вот вопрос", — заявил Путин.

Совершенно согласен с президентом. Давно пора навести разумный порядок в образовании. Громкое эхо выступления президента, запыхавшимся кубарем докатилось до министерства культуры, откуда, тут же дали установку Общественной палате разработать новую концепцию школьного курса литературы, которая призвана сделать детей патриотами, помочь правильно понять «опасные» для них произведения, а некоторые книги вовсе изъять из школьного курса.
По мнению председателя комиссии ОП по сохранению историко-культурного наследия Павла Пожигайло, новая концепция должна унифицировать преподавание литературы в школе. Она будет «ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи». Поэтому неоднозначные персонажи русской словесности должны подаваться таким образом, чтобы не стать образцом для подражания.
Кого же занес Пожигайло в черный список «неоднозначных персонажей» из потенциально опасных произведений? Кто из русских классиков подрывает семейные традиции и патриотизм? Это «Гроза» Александра Островского, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, гражданская лирика Николая Некрасова, сказки Михаила Салтыкова-Щедрина и критика Виссариона Белинского.
Екатерину из «Грозы» Пожигайло считает несчастной девушкой, которая поддалась страстям, не смогла справиться с ними и покончила жизнь самоубийством. И в противовес ей ставит Татьяну Ларину из «Евгения Онегина», которая вышла замуж и вполне счастлива. С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой — мудрое преодоление страсти.
Одним махом, с легкостью школяра у доски, Пожигайло раскрасил два величайших произведения русских классиков в черное и белое. И в самом деле, зачем нынешнему школьнику задумываться о том, кто такая Катерина, как она жила, и как невольно попала, благодаря замужеству, в мир обмана и лжи. Зачем задумываться над стремлением несчастной девушки вырваться из душной действительности Кабанихи, любить, летать, в чем и заключается высшее предназначение человека.
Чистая сердцем и душой, Катерина попала в черный список. Старик Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Русский характер, способный долго терпеть, возвышенно любить, жертвовать собой, переносить все лишения и не становиться рабом обстоятельств и окружающей действительности.
Теперь же Катерина – это слабая, безвольная личность, поддавшаяся страстям.
«Поддалась страстям» – насколько низко это звучит, насколько это противоречит характеру Катерины и всей ее жизни. И это хотят вбивать шпаргалками для учителей в неокрепшие головы будущих граждан. При такой интерпретации, Катерина уже не вызовет сочувствия, никто не прольет над ней девичью слезу сожаления, поставив себя на ее место, никто ее не оправдает, никто больше не назовет ее «лучом света в темном царстве». Спасибо господину Пожигайло.

Произведения Николая Гоголя и Достоевского предлагается исключить из курса для средних классов школы и подробно разбирать уже в старшей школе, причем параллельно друг другу. Логично, чтобы понимать и иметь свое мнение, необходимо до него подрасти. Но вот как раз в своем мнении, Пожигайло наотрез отказывает ученикам! Оказывается, что это писатели будущего, обладающие провидческим даром. И Гоголь в «Ревизоре» имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советской школе, а показывал мытарства одной души, где каждый из героев — это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле —Антихрист. Чтобы понять Гоголя, нужно, как минимум, знать Новый Завет. Гоголь и Достоевский теперь евангелисты.

Осталось переложить на святое евангелие Буратино, и страна дураков предстанет адом, в который попало бедное говорящее полено гореть веки вечные за грехи свои.
-Где я? — задался бы вопросом человек средних лет, внезапно оказавшись на будущем уроке литературы по-Пожигайловски. Он беспомощно крутил бы головой, радостно находя все тех же бородатых классиков портретами на стенах. Но слушая учителя, все больше погружался бы в безысходность нахождения в другом измерении, в корне отличным от его родного, в котором все на своих местах. И прохвост Хлестаков, ловко лавирующий между казнокрадами и взяточниками, и сам Гоголь, который обнажал социальные пороки царской России, ясно и конкретно заявляя об этом в каждом эпизоде комедии.

Некоторые произведения комиссия Общественной палаты и вовсе предлагает исключить. Пока речь идет о «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова. Потому что дети увлекаются Воландом, Коровьевым, Бегемотом, совершенно не понимая творческую задачу Булгакова. Эту книгу могут перенести для преподавания в институт.
Конечно, в институте, большинство разумных, не только понимает, за сколько автомобиль доедет из пункта А в пункт Б, но и почему он, собственно, доедет. А вот Булгакова и там не каждый поймет, или поймет по-своему. Впрочем, не только Булгакова. Теперь все, что трудно для понимания изъять? Оградить от этого подрастающее поколение? Упростить им задачу развиваться, думая и оценивая, до абсолютно простых величин? Дать готовые шаблоны понимания вещей, которые как раз и служат для развития умения понимать и осмысливать, составляя свое мнение, что и отличает человека разумного от прочих?

Тургенев и Достоевский попали под одну гребенку из-за своих разночинцев. По мнению Пожигайло, ребенок не должен быть полностью свободен, как Раскольников или Базаров. Такая свобода приведет к трагедии, поэтому неправильно давать детям читать Пелевина, Улицкую. Ну разумеется! Создадим необходимые штампы, обложим ими ребенка, и пусть становится свободным.
Можно пойти дальше и взгляды Базарова, который отрицает власть, религию, назвать безнравственными, революционными, следовательно, отрицательно влияющими на формирующееся сознание. И запретить, изъять. Следом за ним Раскольникова, с откровенно фашистскими взглядами и теорией права сверхлюдей на превосходство.
Следует ли ожидать проникновения пронзительного Пожигайловского взгляда глубже, до детского сада? Увидим ли мы, как Дюймовочка превращается в потаскушку-приживалку, медведь в теремке — рейдер, а одинокая снежная королева — эталон фригидности? Как знать. Может пойти сразу к истокам через Сколково, прямо в мозг, зачатому вакциной Пожигайло. Наше будущее будет верно истолковывать классиков, одинаково ходить стройными рядами от черного к белому, без беспорядочных метаний пытливой русской души, по очень не простому миру. Миру, в котором Катерине душно и невозможно, Городничий – вор и жулик, а Булгаковскому большому злу симпатизируешь, понимая, что самое мерзкое – это зло человеческое, мелкое, подлое и глупое.