Гудвин : Будь готов!

12:44  20-03-2013
13 марта, на совещании по развитию системы физического воспитания и детско-юношеского спорта президент России Путин предложил возродить в России сдачу спортивных норм ГТО («Готов к труду и обороне») для учащихся. Помимо этого глава государства считает, что оценка уровня физической подготовки школьника, полученная им в ходе сдачи норм ГТО, должна быть отражена в аттестате об образовании и учитываться при поступлении в вузы.
На первый взгляд очень своевременное решение и здравая инициатива. Здоровье нации вопрос первостепеннейший. Тем более, что бить тревогу давно пора. По данным Минздрава в настоящее время здоровыми признаны лишь 20% от общего числа школьников. У 21% выявлены хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Две трети российских детей школьного возраста имеют различные отклонения по состоянию здоровья. Гиподинамия, ожирение добивают тяжелой артиллерией на войне за здоровье нации. Позиции на школьном уровне давно сданы. Подавляющее большинство детей в классах имеют освобождение от физкультуры и проводят время, сидя на лавочках в спортзалах. Большинство родителей, не считает, что солнце, воздух и вода являются для ребенка оздоровительными, и всячески берегут его от излишних, как им кажется, нагрузок.
И вот, наконец, мы на пороге больших перемен, но, не опираясь ли на костыли, хромая, они стучатся к нам в дверь.
Согласно данным, которые привел президент, половина школьных спортзалов в стране требует реконструкции и усовершенствования. Каждое шестое общеобразовательное учреждение России на сегодня вообще не располагает помещением для проведения уроков физкультуры. Во многих школах занятия в теплый период проводятся на улице, а в зимний в коридорах.

Почти четыре года назад бывший президент России Д. Медведев на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта говорил слово в слово об этих проблемах.
Именно на этом заседании министр спорта бодро отрапортовал о намеченном развитии спортивной инфраструктуры в регионах, о полутора миллионах сограждан, ежегодно вовлекаемых в занятия спортом, о модернизации уроков физкультуры. Министр привел опыт Краснодарского края, где учителю физкультуры идет надбавка аж в 2000 руб. за внеклассное время работы. На этом же заседании впервые было озвучено мнение вернуться к нормам ГТО к 2014 году. Все выглядело многообещающе радостно.

За последние годы в регионах построено большое количество спортивных объектов. Темпы развития спортивной инфраструктуры поражают масштабами. А к 2020 году планируется удвоить количество спортивных объектов шаговой доступности. Почему же воз проблем здоровья нации и ныне там? Почему 80% школьников не желают заниматься спортом и просиживают физкультуру на лавочках, отмахиваясь от навязчивых физруков освобождениями по состоянию здоровья?
По мнению большинства школьников, занятия спортом непопулярны и бесполезны. Достойной мотивации для укрепления собственного здоровья нет. Прибавление одного физкультурного часа в неделю в школьной программе не помогло. Замена матов, коней и брусьев на фитнес ничего не изменило. Повезло тем детишкам, у которых учитель физкультуры энергичный, креативный человек, знающий в первую очередь особенности тренировок и психологию детей. У такого физрука скучно на занятиях не будет в любом спортзале. Минимальный набор для занятий: мячики, обручи, коврики, музыкальное сопровождение всегда найдется в школе. Такие учителя каждый свой урок делают веселым праздником для ребенка, на котором он отдыхает от уроков и умственных нагрузок. Эти физруки и без всяких бумажек сверху прекрасно знают, что главная задача сейчас – оздоровить наших детей, не заставлять их краснеющим со стыда мешком, висеть на перекладине под смех всего класса, а находить приемлемые для всех упражнения, вовлекая свободной игрой. Основное сегодня – это заинтересовать ребенка вообще заниматься физкультурой.

Ничто так не пугало в школе, как вот эти сдачи нормативов. Когда все выстраивались в очередь и по одному, на трясущихся ногах, понуро шли к снаряду, в полной тишине. Для многих это как путь на плаху и если постигала неудача, то большего позора не было. Получить двойку по математике не так позорно, как не перепрыгнуть через коня и возвращаться в строй под хихикающие взгляды одноклассниц. Казалось бы, вот и мотивация к физическому развитию, становись быстрее-выше-сильнее! Но большинство детей, скорее предпочтет быть больным со справкой, потому что так легче, а переубедить и верно направить индивидуально некому.
Разумеется, нормативы, как показатель физического развития ребенка, необходимы. Но находимся ли мы сейчас в той точке развития физической культуры в школе, где они уместны? Не приведет ли сдача нормативов к еще большему отторжению от спортзала? Может начать с малого – вернуть школьников в спортзалы. Спортзал должен притягивать ребенка, а не отпугивать строгостью и обязаловкой. Разработать новые методы пропаганды здорового образа жизни, которые понятны ребенку. Все новое – это забытое старое. У нас есть опыт Советского союза, в котором культ здоровья нации имел государственное значение. Государству нужны здоровые граждане, которые это государство строят и защищают, поэтому государство не должно жалеть средств ни на зарплаты квалифицированным учителям, ни на пропаганду спорта, который должен стать неотъемлемой частью жизни будущего гражданина.
Большинство помнит, как с этим обстояло дело в Советском союзе. Такие программы, как «Веселые старты, «Папа, мама, я – спортивная семья», «Быстрее, выше, сильнее», шли по центральным каналам по расписанию. Всевозможные конкурсы, эстафеты, старты, лыжные гонки всей семьей по выходным. Были открыты бесплатные спортивные секции для всех желающих. И тренер проверял дневник, не допуская до занятий с двойками в нем. Все это было в тот период, когда не было в городах ни крупных спортивных комплексов, которыми сегодня кичатся губернаторы, ни широких информационных возможностей, как сейчас, ни достаточных средств для развития секций от любительского уровня до профессионального.
Сейчас все это есть, а здоровья у детей нет. И желание становиться здоровым у них так же отсутствует. Только пропагандой спорта, который будет для младших школьников игрой, а не нудной обязаловкой, можно вернуть ребенка в спортзал. Пропагандой всеми доступными сегодня информационными технологиями. Пока этого нет, сколько бы мы не построили комплексов, ни оборудовали спортзалов, если не начать заинтересовывать детей спортом, не начать пропагандировать, что быть сильным и здоровым – это в тренде, мы не увидим, бодро шагающих по просторам нашей необъятной страны, загорелых малышей-крепышей распевающих «Если хочешь быть здоров!». Они все так же понуро будут сидеть на лавочках, в прекрасно оборудованных дорогих спортзалах, о которых будут с гордостью рапортовать на заседаниях.