Алексей (Дюбель) Черкасов : Ваше картье бито

17:44  28-03-2013
Последние сводки с полей сражения непримиримой оппозиции с ветряными мельницами пестрят скандальными разоблачениями. На этот раз к позорному столбу рыцари Доброй Машины волокут сенатора Малкина – с табличкой «обладает гражданством России и Израиля, а также имеет незадекларированную недвижимость за рубежом». Все в том же духе: сами нас критиковали, а сами такие же.

Что важнее всего для баранов? Б-бее-бренд, М-мее-тренд. Баранам важно быть в отаре.Бренд для баранов лучше любого кнута.
Что? Опять тот же президент? Такой уже был в прошлом сезоне! Ах, сегодня в моде «Пжив-Пжив»! А что это такое? Это такие сваровски на шубке Божены. А кто такая Божена? Да вы шо, ее же все снимают!

Однако каждая модная тенденция всегда переживает определенные стадии. Существуют непреложные законы их развития и один из основополагающих – закрытость для большинства на ранних стадиях, элитность марки, избранность потребителей. Другими словами, когда малиновые пиджаки начинают носить бомжи, а Адидас – гопники, бренд лопается как мыльный пузырь.



Вспомните христианство – прежде чем стать массовой религией долгие столетия христианские общины напоминали секты. И это притягивало неофитов. Вспомните гениальный ход Ленина, когда он заявил, что, мол, лучше меньше да лучше и пошел на почти самоубийственный раскол РСДРП ради марки большевизма. Долгое время в компартию не принимали кого попало и это должно было служить гарантией качества. Когда же членов КПСС стало 20 миллионов в позднем СССР, бренд накрылся. Но не будем спешить с критикой КПСС.

Тут есть неистребимое противоречие. С одной стороны, избранность – гарантия качества, с другой – для того, чтобы реализовывать масштабные общественные проекты, требуется массовость. На разработку новых моделей требуются средства, которые может дать только тираж уже зрелых моделей.

Как известно, каждый тринадцатый апостол – паршивая овца. И чем больше баранов записывается в ряды потребителей бренда, тем больше в их среде накапливается баранов паршивых. Это тоже непреодолимый закон, он действует одинаково и для Единой России, и для Фэйсбука, и для овощного ларька, где все были одной командой кристально честных продавцов, понимали друг друга с полуслова, но вдруг оказались в мейнстриме рыночных ожиданий и стремительно выросли до супермаркета, где нормы воровства забиваются в годовые отсчеты как само собой разумеющееся. И для белоленточного движения, кстати, тоже этот закон работает. Причем уровень паршивых овец тут вообще зашакаливает.

С самого начала возникновения «Единой России» многие увидели в бренде худшие тенденции КПСС.

Преимущество любых партизан против любых федералов в том, что маленький, мобильный, составленный сплошь из проверенных и обученных людей, отряд ведет боевые действия против глобальной структуры, которая по определению менее поворотлива, сера в своей массе и вынуждена рекрутировать в свои ряды сомнительных кандидатов – иначе она не будет иметь права именоваться полноценной всеобъемлющей властью. Любая оппозиция подобна партизанскому движению – она сама выбирает координаты и время атаки, концентрируя все силы на выбранном направлении. При этом не обременена многими другими проблемами, какими обременена действующая власть.

В борьбе брендов, пиар-компаниях, холодной войне и боевых действиях, очень важную роль играет то, на чьей стороне инициатива, кто нападает, а кто защищается. То есть по чьим правилам идет игра. Кто в тренде. Факт инициативы сам по себе работает на повышение привлекательности, по умолчанию создает иллюзию силы и правоты нападающего.

Последние активные боевые действия нашей непримиримой оппозиции, как я заявил в начале эссе, связаны с разоблачением госчиновников в связи с обнаружением у них заграничной недвижимости, обучения детей в западных вузах, активов и бизнеса.

Но тут произошла интересная и знаковая подмена. Разоблачители не заметили, как оказались в тренде своих оппонентов – ведь идея запретить недвижимость и активы за рубежом, равно как и двойное гражданство исходит как раз от их заклятых врагов единороссов. Это именно они заявили о неэтичности подобных вещей и разработали соответствующие законы, ограничивающие нездоровые явления.

Получается, первый ход сделан в путинской Думе. При всем моем неоднозначном отношении к депутатскому корпусу, должен признать, что инициатива в этом вопросе на их стороне. А разоблачения Навального – уже ответные ходы, защита конем, попытка вдохнуть новую жизнь в свой умирающий бренд. Китайское Дольче Габана. Швейцарские котлы с Ванфудзина. Поющие же хором в каментах к этим разоблачениям хомяки напоминают гопников в китайских абибасах.

А так-то оно конечно забавно узнать, кто чего имеет за бугром из власть имущих. Но не более, чем полистать журнал «Крокодил» времен застоя.