Лев Рыжков : Народа душа родниковая (пиэса) (часть I)
04:13 28-04-2013
На сцене – темно.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС (
слегка «буратинит»): Здравствуйте, меня зовут Ванятка. До сегодняшнего дня я жил в деревне. Где я проведу нынешнюю ночь для меня – пока загадка. Семья моя – большая и дружная. Ну, почти всегда дружная. Бывает, мама вспылит, папа не так себя поведет, дети начудят. Всё как у всех, в общем-то. Наверное, мы – самые обыкновенные люди. Хотя все же нет. Ведь недавно нам повезло… Ну, или не повезло. Как посмотреть…
Свет на центр сцены (вообще, сцена разделена на три части – левая и правая не освещены).
Центр сцены – узкое как пенал, клаустрофобное пространство, заставленное креслами. Перед нами – салон маршрутного такси.
У самого края сцены сидит ВОДИТЕЛЬ. В руках у него – имитация баранки, которую он с разной степенью интенсивности крутит во время всего эпизода. Лицо у водителя – усталое, подозрительное. Водитель разговаривает по телефону.
ВОДИТЕЛЬ (
в трубку) Да достали уже, конечно… Ишачье… Да не ругаюсь, что ты… Но весь день – по пробкам… Ага… Не так заголосишь… Ладно, Светик, заходят уже. Сейчас сделаю, как говорят пилоты, крайнюю ходку и… Ну да, ага… Куплю… Как это вообще пить можно? И йогурты, ладно…
С правой (относительно зрителя) части сцены во время разговора появляется семейство провинциалов.
Первым в салон, пригнувшись, входит отец семейства (ПАША). Он одет в дерматиновую куртку, «бывалые» треники с вытянутыми коленками, ужасающие ботинки. Паша сухощав, крепок. За 45. Паша, пригнувшись, втаскивает в салон ведро с картошкой, мнется – куда бы поставить? Помещает в проходе, у заднего ряда кресел.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ (НИНА): И что ты там копаешься? Мешок кто таскать будет?
ПАША: Ща, Нин. Не ворчи (
принимает мешок, подтаскивает к ведру, ставит)
Появляется НИНА. Это крепкая женщина лет сорока пяти. Прическа-«букли», строгий официальный наряд, чопорность которого, правда, нарушает дешевая синтетическая куртка. Одна рука цепко сжимает дерматиновую неказистую сумочку, вторая – тащит набитый чем-то рюкзак. Нина проходит к крайнему ряду, садится с краю, у окна.
ПАША: Я тоже у окошка сяду. (
мостится на противоположное сиденье)
НИНА: Какой еще у окошка, Паша? Сюда садись, со мной рядом.
ПАША: Ну, я город хотел посмотреть.
НИНА: Посмотришь еще. Рядом садись, сказала.
ПАША: Да сквозь твой бюст разве что рассмотришь?
НИНА: Вот и чудно. На бюст и смотри.
ПАША (
бормочет): Да насмотрелся уж.
НИНА: Чего бормочешь?
ПАША: Да так… (
переключает внимание) Где там дети-то? (рвется к выходу)
НИНА: Сидеть! (
кладет руку Паше на колено) Сами доберутся, не маленькие.
Входит ЯНА – угрюмая девушка в свитере, куртке, джинсах, слегка сутулая. В руках рюкзак. Яна затравленно озирается в салоне. Садится в третье кресло – рядом с родителями (Пашей и Ниной), но чуть в стороне.
ПАША: А этот деятель, Вовка-то, где?
ЯНА: Там. (
неопределенно кивает в сторону)
ПАША: Опять курит?
Яна пожимает плечами.
ПАША: Нет, ну, поганец какой! Я ему сейчас… Нин, дай я выйду…
НИНА: Сидеть! Тоже мне… выходильщик…
Яна тем временем мостит туда-сюда рюкзак, определяет его себе на колени.
НИНА: Ну, и куда ты рюкзак поставила? Он на вокзалах валялся, грязь собирал. А ты теперь джинсами парадными решила всех микробов вытереть?
ЯНА: Мам!
НИНА: Не мамкай! К людям едем, а тут придешь – замарашка… Что о нас подумают?
ПАША: Где этот деятель? Пойду-ка я…
Рука Нины припечатывает Пашу к месту. Яна убирает рюкзак под ноги.
Входит ВОВА – молодой человек лет двадцати. Прическа Вовы – невообразимое ретро. Сам он курчав, кудряшки острижены в дискотечный «шар». Вова — старинных (возможно, еще советского производства) наушниках, в рваном джинсовом прикиде. Он ритмично подергивается под слышимую только ему музыку. Вова очкаст, и очки сидят криво.
ПАША: Вот он, танцор диско. Что там сопли жевал? Курил?
Паша – ноль внимания. Он подергивается под музыку в наушниках.
НИНА: Оставь ребенка в покое.
ПАША: Ну, ничего себе «ребенок». Дитятко.
НИНА: Вова, сядь куда-нибудь, не маячь.
ВОВА (
поднимая одно ухо наушников): А? Чего?
Нина вздыхает.
Вова озирается и садится на сиденье впереди родителей, тут же прилипает взглядом к окну, восторженно подергивает головой.
Марщрутка в ходе предшествующего разговора наполняется «народом». Вместо пассажиров – картонные силуэты людей, выполненные в детской стилистике «палка-палка-огуречик»: вот бабка, вот мужик, женщина и т.д.
«Живых» пассажиров трое – ДЕВУШКА, ПАРЕНЬ и ГОПНИК.
Девушка садится напротив Вовы, втыкает в уши наушники, набирает смс. Вова восторженно смотрит на нее украдкой. Иногда девушка перехватывает эти взгляды, но Вова тут же отворачивается.
Парень – явно городской тип, хипстер. Садится перед Яной, тут же раскрывает какую-то книгу, читает.
Гопник – скользкий криминальный тип с кривой ухмылкой и цепким взглядом. Гопник ощутимо пьян. Располагается перед Вовой, сидит вполоборота, косится.
ПАША: Нин, что-то Яна кислая сидит…
НИНА (
присматривается): Ага. Янчик, что кислая?
ЯНА: Ой, не трогайте меня!
ПАША: Ты как с родителями разговариваешь?
ЯНА: Ну, а что вы ко мне вяжетесь?
НИНА: Ничего себе «вяжетесь»! О тебе заботимся.
ПАША: Сало плохое было.
НИНА (
внимательно смотрит на Пашу): У кумы, что ли?
ПАША: Ага. У кумы.
НИНА: Ты ж сам его трескал, что за ушами хрустело.
ПАША: А я – водочки бахнул. А это – дезинфекция.
НИНА: Ну?
ПАША: А Яна – без дезинфекции.
НИНА (
поворачивается к Яне): Янусь, живот болит, да? В туалет, может, хочешь?
Яна страдальчески кривится, что-то шипит.
Паша тем временем ловким жестом тянется к карману треников, чуть вытягивает чекушку.
Однако Нина что-то подозревает, быстро оборачивается, но Паша все же успевает затолкать чекушку обратно.
Дуэль взглядов. Взгляд Нины – прокурорский. Паша – сама невинность.
ВОДИТЕЛЬ: Сзади входили, деньги передаем.
НИНА (
спохватившись): Ой, да. А сколько стоит?
ВОДИТЕЛЬ: Вот все написано. Читать умеем?
НИНА: Не хамите только, ладно?
ВОДИТЕЛЬ: Я и не хамлю, женщина. С вас еще за провоз багажа.
НИНА: Это как так?
ВОДИТЕЛЬ: Картошка вон у вас, мешок еще. Место занимают.
НИНА: Мы на руки возьмем! Хотя… И сколько с нас?
ВОДИТЕЛЬ: Восемьдесят восемь рублей.
НИНА: Вот грабеж (
лезет за кошельком).
ВОДИТЕЛЬ: Женщина, милая, не нравится – на автобусе езжайте. Передаете? Нет?
НИНА: Да передаю, передаю (
отсчитывает мелочь) Семьдесят шесть есть…
ВОДИТЕЛЬ: Я все понимаю, но мне надо – восемьдесят восемь. Если не нравится, я вас не держу.
НИНА: Вот я всегда знала, что вы, городские, из-за копейки удавитесь…
ВОДИТЕЛЬ: А я – не коренной горожанин, если вам интересно. А из-за копейки – да, удавлюсь.
НИНА: Оно и видно.
ВОДИТЕЛЬ: Ладно, давайте свои семьдесят шесть.
НИНА (
торжествующе): Щас!
ПАША: Я передам!
НИНА: Сидеть! Сама передам (встает, направляется к водителю)
Паша быстро пользуется тем, что жена потеряла его из виду. Он достает из кармана чекушку, подносит к губам – робкий глоток.
Нина, почти дошедшая до водителя, оборачивается.
НИНА: Так! Это что такое?
ПАША: Это, Нина, энзэ! Ну, волнуюсь же я…
НИНА: Слушай, ты, обормота кусок! Я тебе сейчас дам энзэ! Ты у меня сейчас из машины вылетишь, и домой помчишься со свистом, позорище.
ВОДИТЕЛЬ: Вы платите, или вы все-таки выходите?
НИНА: Да плачу, плачу (
швыряет деньги).
В этот момент Паша умудряется еще один раз существенно отхлебнуть из чекушки.
НИНА (
сев на место вытягивает ладонь): Дал сюда.
ПАША: Но, Нина…
НИНА: Дал! Сюда! Позорище!
Водитель возится с рычагами, гудит мотор. Поехали.
Паша капитулирует, отдает чекушку.
НИНА (
смотрит на уровень): Полчекушки выглотал.
ПАША: Ниночка, ну, волнуюсь я.
Нина кладет чекушку в рюкзак. Тянется к мешку. Достает оттуда свежий чеснок.
НИНА (
протягивает Паше чеснок): На, зажуй, чудовище!
ПАША: Ну, это всегда с удовольствием! (
берет чеснок, смачно жует)
НИНА: И если хоть что-то исполнишь, гад такой. Я тебя…
ПАША: Я буду тих и скромен.
НИНА: Смотри мне, гнус. Вообще, позоришь меня перед людьми.
«Люди» не реагируют никак. Девушка уткнулась в телефон, парень – в книжку. Хотя могут коситься. Яна демонстративно смотрит в окно. Вова мотает головой в такт музыке из наушников.
ПАША: А вот Вовка-то…
НИНА: Что Вовка? Что Вовка?
ПАША: Курил! И представь – придет к приличным людям, а от него табачищем!..
Нина хмурится.
ПАША: Ну, и что о нас подумают?
НИНА (
нахмурив брови): Вова!
Вова ничего не слышит, зачарован пейзажами за окном, кивает в такт музыке курчавой головой.
НИНА (
громче): Вова! Володя!
ПАША: Накурился, весело теперь…
НИНА: Ой, молчал бы. Пьяндышка!
ПАША: Право имею!
НИНА: Вова!
Вова – ноль внимания.
Нина поднимается с сиденья и со свежим чесноком в руке подкрадывается к Вове. Дальше Нина ловким жестом давит Вове на челюсти, от чего рот раскрывается, и заталкивает сыну в рот головки чеснока.
Вова отчаянно мотает головой, пытается выплюнуть едкий чеснок, на его лице – гримаса внезапного ужаса. Но Нина уверенно продолжает свое дело.
НИНА: Жуй! Куряга, блин. Еще одно позорище.
И Вова — жует.
Пассажиры еле заметно реагируют. Оборачивается водитель, косятся девушка и парень. Яна, с удрученным видом гипнотизирующая окно, давит улыбку.
Во время кормления чесноком Паша не теряет времени даром. Еще одна чекушка у него – во внутреннем кармане куртки. Пока Нина кормит сына чесноком, Паша быстро скручивает пробку и присасывается к чекушке практически без помощи рук. Успевает после пары глотков закрутить пробку.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС: Папа – в общем-то, неплохой человек. Но, конечно, очень хитрый. Хотя с мамой, наверное, по-другому и невозможно. Папе надо пить свои чекушки. И мама ничего с этим не может поделать. Мама пробовала папу лупить, орала – но папе, как говорит мама, «что в лоб, что по лбу». Теперь она ежедневно наливает ему сто грамм. Остальное папа добывает подпольно. Он берет в долг у других мужиков, или просто помогает продавщице магазина с выгрузкой товара.
Освещается левая (относительно зрителя) сторона сцены. Она пуста, на ней экран. На экран проецируются детские «каляки-маляки»: тетя лупит дядю скалкой, дядя с охапкой бутылок и т.д.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС: Вообще-то, папа, хоть и любит чекушки – один из самых приличных мужиков в деревне. Он не поджигает сараи, как сторож Иван Михалыч. Не спит на железнодорожных рельсах, как дед Димон. Не гоняется за домашними с бейсбольной битой, как Никита Федорович, председатель. Папа всегда ровный, держит себя в руках. Кстати, в дорогу папа запасся основательно – у него осталось еще четыре чекушки. Одну вы видели. Еще одна – в хитром кармане на рукаве. И по одной – в носках. Вы ведь обратили внимание на то, как осторожно ходит папа?