Ромка Кактус : Потрошитель (2) Бессознательный Малыш
21:08 25-05-2013
Смерть от ножаДжереми видит сон. Он оказывается в городе, построенном на берегу моря… Лазурные спокойные воды, чистое высокое небо, солёный бриз… Он покидает цивилизованную туристическую зону и попадает в трущобы. Район выстроен на песчаных насыпях: центральная улица и уходящие от неё в море прямые тонкие косы, расположенные параллельно. Вместе с аборигеном Джереми двигается по одной из кос. Абориген с помощью ножа раскрывает створки раковин моллюсков, лежащих на песке. Абориген замечает постороннего:
- Это территория Бессознательного Малыша! Ты что, не умеешь читать между строк?
Абориген показывает пальцем на огромный щит, расположенный у входа в трущобы… Строки плывут, превращаясь в утренний туман.
- Что ты делаешь? – спрашивает Джереми.
- Я добываю растущий здесь жемчуг человеческой мысли для Малыша. Малыш платит очень мало, но жемчуг единственное, что имеет хоть какую-то ценность… Большинство человеческих раковин пусты. И всё чаще встречаются поражённые болезнью… открывать их опасно.
Абориген с пустыми руками возвращается на центральную улицу. Вдоль всей улицы тянется ряд вплотную приставленных друг к другу железных коробок с плоскими и острыми крышами – все разных размеров и цветов… похоже на колонию металлических грибов. Некоторые коробки чуть больше собачьей конуры. Запахи нагретого железа и солёной воды.
- Здесь тоже живут люди, — абориген отвечает на немой вопрос Джереми, взгляд которого устремлён на одну из коробок.
Джереми оказывается в высоком железном контейнере… Прохладная полутьма… У стены стоит высокая железная кровать, какие-то ящики, покрытые сеткой. Джереми думает о том, как, наверное, здорово тут жить, несмотря на нищету и однообразие… Он чувствует, что просыпается.
С этого дня Джереми начинает заниматься философией. Он читает труды Декарта и других мыслителей. «Я нарочно отрастил себе такой скепсис, чтобы не быть ни в чём уверенным». Джереми воображает мерцающий призрачный город, населённый тенями людей… Знание как таковое поставлено в городе под вопрос. Медленно истлевает материя, оставляя горький запах полыни.
Занимаясь философией, Джереми быстро убедился, что говорящий не знает, а знающий не говорит. Он с жадностью принялся читать написанное между строк, полностью забыв о самих строках, которые были только ширмой от простаков. И тогда в нём заговорил Бессознательный Малыш. Он был витальной, разумной сутью самого разума Джереми. Впрочем, он обитал в тёмной, неразумной половине разума, именуемой бессознательным, и сам был как бы раздвоен.
Малыш предстал перед мысленным взором Джереми так же чётко, как силуэт дерева в момент удара молнии. Одна половина «тела» Малыша была полупрозрачной светящейся оболочкой, внутри которой искрились атомы юмора – той субстанции, что, проникая в сознание, порождает спокойный, умиротворяющий смех, в котором нет ни капли недоброжелательства по отношению к кому бы то ни было, который как бы обволакивает смеющегося и существует лишь краткий миг. Другая половина была сгустившейся тьмой, в которой клубились страхи перед жизнью, гнев, отчаяние, жажда погибели. Светлая половина Малыша была практически невесома — тёмная обладала неимоверной мысленной гравитацией.
Малыш рассказал Джереми про закон сохранения разума. Согласно этому закону, общее количество мыслительных способностей человечества в любой момент времени постоянно. Оно неравномерно распределяется среди живущих, и чем больше население планеты, тем глупее большинство. А чем глупее большинство, тем оно сильнее сопротивляется Просвещению.
Джереми думает: «Несомненно, в будущем это приведёт к интеллектуальному расслоению общества. Но не интеллектуально развитое меньшинство будет стремиться не допустить остальных до знаний, а лень и глупость недоразвитого большинства. Вопрос лишь в том, чьим интересам последует всё общество».
Значительное сокращение популяции, о котором мечтают радикальные идеалисты? Стихийные бедствия и массовые эпидемии. Неизвестные науке болезни уносят в могилу миллионы. Обладатели высокого интеллекта оказываются имунны. Кое-кто в панике бросается штудировать учебники и не понимает ни слова. Горы гниющих тел под палящим солнцем, стаи ворон, влетая, полностью заслоняют небо. А потом неизбежная утопия «Золотого века». Величайшие мыслители и художники разгуливают по пустынным улицам. Трава прорастает сквозь щели в полу. Страдающий слабоумием мальчик становится объектом внимательнейшей заботы и язвительного сострадания, до которого снисходят исполины духа.
Джереми подозревает, что человеческое сознание возникло в результате какой-то ошибки. Как жемчуг получается, когда в раковину моллюска попадает песчинка. Рассудок как результат защитной реакции на инородное тело? Какое тело?
«Так это или иначе, — говорит Малыш. – Твой разум – твоё единственное оружие. Изучи его и научись применять». И Джереми приступает к практике.
Джереми позирует с револьвером. Увесистый Кольт Драгун, покрытый гравировкой, калибр одиннадцать миллиметров. Мальчик держит его двумя руками на уровне глаз. Целится в банку из-под консервированных бобов, расстояние двадцать шагов. Подпрыгивает в воздух, и его скепсис электрическими разрядами поражает цель. Джереми научился с помощью силы мысли побеждать любого противника. Джереми закрывает глаза и палит в пустоту. Одна за другой банки из-под консервов растворяются в небытии. Противника больше не существует.