александр махнёв : узбеки (эссе на конкурс публицистики)

16:58  27-11-2013
Берясь за это незамысловатое эссе я испытываю нешуточный «трепет душевный». Поскольку незамысловатым может оказаться разве мой подход к теме. В этом я прекрасно отдаю себе отчёт Сама же тема грандиозна и необъятна. Попытка как-то сформулировать современную ментальность, то есть вывести образ целой нации почти безнадёжна.
Тема которую я рискнул трактовать подобна минному полю. На любом участке я сильно рискую подорвать свою репутацию обвинениями в национализме, расизме, шовинизме. А может и совсем напротив – в заискивании.
Но против наличия у всякой нации своего особенного образа, по нашему современному -ментальности- всё равно не попрёшь. Наличие таковой подтверждает даже и народное творчество. Пословицы, поговорки как квинтэссенция опыта. Я к этому ещё вернусь.

И всё же, и тем не менее… Всю свою сознательную жизнь я живу рядом с узбеками и смею надеется что знаю их достаточно хорошо. С другого боку я не только не принадлежу этой нации но и не рождён в этих местах и не склонен несмотря на длительность проживания к ассимиляции. Что, как мне представляется, может как раз служить залогом некоторой объективности. Той самой, которая в чистом виде не существует. Реально, в таком сложном вопросе, в принципе недостижима. Пояснения возражения и поправки будут приняты с безусловной благодарностью.

Видел как-то московского артиста. Показываемый им персонаж был одет в туркменский халат, киргизскую шапку. Говорил персонаж с азербайджанским акцентом, при этом настаивал на том, что показывает именно узбека. Характерная история. В России весьма расплывчатое представление о Средней Азии, как о чём- то очень экзотическом. «Нашем», близком, но сильно отдалённом. Не сильно касающемся. Верблюды, саксаулы, аксакалы…
Однако, между прочим, в советском искусстве узбеки как второстепенные персонажи встречаются черезвычайно часто. Именно узбеки!!! Не часто встретишь в кино и литературных произведениях таджиков. Редки киргизы, уникальны казахи, « в диковинку» туркмены. Среднюю Азию в советском искусстве преимущественно представляют узбеки. Как скажем Кавказ в основном грузины. Вспомним хотя бы Ромео «В бой идут одни старики», героя Константина Райкина в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих». Или «сергеямихалковское»: «у москвички две косички у узбечки сорок пять…»

А какие они на самом деле? Даже живя среди них больше сорока лет не могу претендовать на объективность. Вряд ли в таком скользком вопросе она вообще возможна. Но попробую, всё же попробую!, изложить своё представление. Оно очень общее и крайне! субъективное. Оно МОЁ и только моё. Ничего больше.

Процесс «складывания» узбеков как самостоятельной нации и по сей день остаётся процессом открытым и незавершённым. По существу в настоящий момент на территории Узбекистана и за его пределами проживают потомки многочисленных племён, только в общем и целом слившихся в один народ, в начале прошлого века, но ещё очень живо помнящих свои родоплеменные различия и в начале нашего века, нынешнего двадцать первого. Сколь-нибудь выраженная национальная общность сформировалась собственно именно в российско-советский период. И за прошедшие сотню лет конечно же не могла превратится в настоящую монолитность. Так что требование немедленной демократизации то и дело раздающееся из «цивилизованных» стран — глупый бред и утопия. Непонимание существующих реалий.
Узбеки на юге и узбеки на западе Узбекистана это очень разные узбеки. Узбеки Бухары и Самарканда вообще строго говоря скорее таджики. К узбекам из Кашкадарьи и Сурханских предгорных степей у узбеков «омывающих Ташкент» отношение несколько пренебрежительное. Ну и в обратную сторону тоже соответственное. Узбеки Ферганской долины вообще вроде как анклав в теле современной государственности.


Пишу банальность: «история не терпит сослагательного наклонения». Просто так случилось. Узбекистан, не слишком-то того и желая, стал таки независимым и самостоятельным государством. И тут» хочешь-не хочешь» встал вопрос исторического обоснования свершившегося факта.
А сам вопрос формирования узбеков как нации довольно таки тёмная тема. На заре современной узбекской государственности свежеиспеченные национальные исторические авторитеты заместившие скоропостижно выбывших советских, вообще избегали поднятия её. Потому исторические факты никак не вписывались в новую востребованную концепцию «Великого и Независимого Узбекистана» всегда стремившегося к самостоятельности и лишь по недоразумению и российскому имперскому произволу оказавшегося в составе чужого государства.

Полный «мустакиллик» (независимость) как и прочие республиканские незалежности требовали подтверждения в историческом разрезе какового, во всяком разе в отношении Узбекистана, просто не существует. Как водится, история «ничтоже сумняшеся» была принесена в жертву политике. На роль «нац героя» был выбран Амир-Темур. Тот который европейцам больше известен как Тамерлан. Ну а гражданам советским хорошо знаком по школьной истории как просто Тимур. Великий и ужасный.

который кстати писал:…. (читайте уложение тимура. Не буду цитировать, а то меня про ходу распнут)))

Ну дело то в общем понятное. Даже крохотная Молдавия повела свою историю помнится от Римской империи. Не больше не меньше. Так что какие уж тут претензии к узбекам.
Укоренение шло темпами быстрыми. Советскими, «стахановскими». Что конечно сильно напрягло народ русскоязычный. В годах девяносто третьих, четвёртых, пятых наблюдалось скоропостижное приближающееся к паническому бегство из республики. И конечно же ожесточённое продвигание «истиклола» (суверинитет) сильно потрафило самым недалёким представителям «коренной» нации. Рассказы о том, что наконец-то, избавивщись от диктата «москвы» мы станем ходить в золотых калошах по золотым дорожкам можно было услышать повсеместно. «Чемодан-вокзал-россия», фраза пришедшая с горячего Кавказа раньше высказываемая только в самом крайнем, часто спровоцированном самими русскоязычными случае, стала звучать всё чаще и без всяких поводов.

Мой близкий друг продавший за бесценок большую четырёхкомнатную квартиру уезжающий в российскую глубинку активно уговаривал меня последовать его примеру. Тогда и родилась фраза которую я много раз повторял позже. Последний русский отстреливающийся из окна о котором вам сообщат в новостях буду я!
Я и тогда уже лукавил. Потому что немножко знал узбеков. И хорошо понимал, что весь этот националистический ажиотаж скоро схлынет и на авансцену выйдет традиционная ментальность.
В отношении узбеков последнее словосочетание трижды в точку!

Узбеки «провинциалы» в самом широком смысле слова. Потому и к Европе насторожено и пренебрежительноуважительно относятся. Ведь те никогда не упустят возможности вышеуказанный факт подчеркнуть. А «русские» (здесь русскоязычные) хоть вроде и европейцы, а такие же, свои – сиволапые) близкие, родные.
Ещё в девятнадцатом веке, в самый разгар борьбы Великой Британии и Российской Империи за влияние в туркестанском крае английский шпион в своём отчёте на родину сетовал:
«…русским товарам отдают предпочтение, несмотря на то, что они хуже английских. Это обстоятельство может показаться странным, но причины его очень просты. Русские торговые сношения со Средней Азией существуют уже несколько сот лет, английские же… можно назвать новыми. Упорная же привязанность восточных жителей ко всему старому и вошедшему в обычай давно известна».

Вот они такие! Они «привычные».

Однако вернёмся в современность. Какие же они- узбеки, на взгляд проживающего рядом с ними европейского обывателя?

Исключительно традиционалистское общество, жёстко требующее соблюдения обычаев оставляет узбекам немного простора для самостоятельного манёвра.

Система распознования «свой-чужой» чрезвычайно укоренена в узбекском обществе.
Существует энное количество уровней приближения: домочадец- недомочадец, родственник-неродственник, махаллинский-немахаллинский, земляк-неземляк, узбек-неузбек.
Своего следует поддерживать вне зависимости от его правоты. Это вопрос приличия. Неподдержка своего не оправдывается ничем и расценивается как неуважение к локальному сообществу в целом. Это недопустимо.
В соседнем Казахстане помнится был в своё время первым секретарём русский Колбин. Толковый руководитель удивительной тогда, открытой, «горбачёвской» формации быстро заработал всеобщую неприязнь жителей республики, не говоря уж о руководстве, по единственному соображению: ЧУЖОЙ!

Отсюдада же вытекает и закрытость. Закрытость махали, улицы, семьи.
Живём изолированно. Отчасти конечно это и результат снобизма представителей титульной в советском союзе нации, да и просто всякого глубоко европеизированного человека позиционирующего себя старшим и умнейшим по отношению к узбекам.
Но! но и отнюдь не в меньшей мере это результат традиционной закрытости и обособленности самих узбеков.
Опасливость! Всякое закрытое общество опасается вторжения извне. Это нормально. Тут ничего не попишешь. Это отнюдь не прерогатива именно узбеков или вообще «восточных» людей.

Сервилизм (поклонение старшему) несомненно одна из составляющих национального характера. Ну разве что (касательно узбеков) больше не в значении раболепный, а скорей чинопоклоннический, иерархопреклонённый… И надо сказать что эта минусовая составляющая, есть ещё и плюсовая. Молодой неиспорченный урбанизацией узбек никогда не оскорбит старшего невниманием. Он иначе просто не может. Это на автопилоте.
Обычай такой: Молодая невестка метёт двор в пять утра – подтверждение лояльности, верности обычаям. Жертвоприношение своеобразное.

Уважение внешнее в узбекской традиции обязательно и непреложно. Но заслужить истинное, непоказное уважение, настолько непросто, что часто кажется почти невозможным. А на самом деле всё просто: искренность! Вот этим берётся всё!
Игнорирование, равно как и демонстративное манкирование обычаями и традициями равного либо низшего в условной, но явно существующей иерархии, воспринимается сородичами как неуважение. Такое же поведение Старшего -как пренебрежение. И то и другое подлежит безусловному осуждению. Неявному и открытому, но вполне заметному. Никогда почти не услышит осужденный свой приговор в глаза. Но узнает через вторые-третьи лица непременно.

Сплетни – это очень распространённая узбекская забава. В отличии от русских мужчины узбекские этим тоже вечсьма увлечены. Известная пословица «Не давай узбеку палку. Он тут же начнёт ей в заднице соседа ковырять».

Ну и вместо завершения:

Узбекский чайник не предусмотрен под скоростное наливание искомой жидкости. И крышка отскочит и чай польётся не через носик, а верхом. Так это ведь только торопливому европейцу неудобно. Узбеки наливают чай на самое донышко пиалы. Наливание до краёв признак неуважения.

Сырое эссе, что там говорить. Я непременно напишу тщательнее и вдумчивей. Ну а пока примите как есть)