Jess : Жизнь, разбитая на сотни. (на конкурс)

17:09  27-11-2013
Современное общество все чаще называют обществом потребления. Проблема хлеба насущного худо-бедно решена, а всем кто жаждет от работы спокойствия и презентабельности предложены уютные насесты офисных стульев различной жесткости. От воспоминаний голодных и страшных девяностых остался лишь кладбищенский гранитный мусор забытых лиц. Жизнь наладилась сытостью и беспечностью. Социум срочно стал удовлетворять заказы на зрелища, скармливая их всем подряд, с ласковой маниакальностью матери, впихивающей ребенку очередную ложечку детского питания. У основной массы клерков больше нет нужды остервенело окучивать картошку, воюя с колорадским жуком за сытую для семьи зиму, или метаться среди рыночных потоков, восторженно размахивая ваучером — ключом от завтрашнего рая. Все стало цивилизовано, понятно и доступно.

Но человеку всегда нужна отдушина, в которой можно почувствовать себя самым важным, сопричастным и, как это модно стало произносить, – реализованным. Не каждому дано реализоваться в реальности, а значит современная индустрия развлечений предлагает прожить сотню чужих жизней на ваш выбор. Сотни кабельных каналов, масса тематических форумов, политические движения, компьютерные игрушки для одиночек и «танчики-онлайн», чтобы стать крутым парнем среди таких же соискателей на заполнение пустот в голове. В литературе засилие одноразовых ширпотребных романов и детективов, псевдофилософское чтиво, новейшая история — все для того, чтобы сбежать от реальности в более интересный мир без мелкобытовых проблем. Политические партии и движения ждут новых адептов с неустойчивым внутренним стержнем, а интернет-площадки пестрят смертельными баталиями за мировые проекты и обсуждениями несовершенства современных законов. У всей индустрии развлечений, при всем ее многообразии, есть одна общая черта – отсутствие практического результата. Выращенная на компьютерной ферме корова не принесет молока, бои онлайн не прибавят мышечной массы, псевдофилософия заполнит мозг чужими цитатами и аллегориями, начисто убив способность рассуждать и думать самостоятельно. Лупить оппонента по голове чужими лозунгами и цитатами гораздо эффективнее и безопаснее, нежели использовать собственное мнение, которое мало чего стоит для самого обладателя. Большинство протестных партий, являясь паразитирующей оппозицией, генерируют минутный протест обывателя, зарабатывая политические дивиденды и нагуливая финансовую жировую прослойку.

И позже, оглянувшись назад, сможет ли человек обозначить какой-нибудь след от своей жизни? Нет, он уже распылен на сотни атомов, компьютеризирован, социализирован и просто рассеян пустой пылью по проносящемуся сквозь нас информационному потоку. С одной стороны, это выгодно всем. Люди получают возможность насытиться эмоциями, выпустить пар, почувствовать себя пусть винтиком, но необыкновенно важным, без которого, несомненно, рухнет вся система. Государство же заранее нивелирует людское недовольство, подсовывая им жизни, где они будут удовлетворены, или же, предлагая возможность борьбы, исход которой заранее определен, предсказан и задокументирован. Но при всех плюсах подобного симбиоза – он хорош одномоментно. При отсутствии монолита в государственности, люди реализовываются как индивидуальности, сбиваясь в группы по интересам. Человек перестал рассматривать свою собственную семью, как бесспорную первичную ценность. Сменить партнера и разрушить брак – обыденность и привычный порядок вещей. Нормы морали детям привьет Лунтик и Смешарики, воспитатели в школах и садах, а ответить на любые вопросы можно просто, подключив чаду интернет и открыв для него Википедию. Родители перестали быть ответственными за воспитание ребенка и являть собой пример для подражания. Дети перестали видеть в отцах авторитет, ибо роль отца в воспитании все больше сводится лишь к удаленным карательным функциям. Лет через пятнадцать Лунтику можно будет смело набирать свою партию и баллотироваться в президенты. Современные выросшие дети ему поверят. Он проводил с ними времени больше, чем мама и папа. Он был добрый, воспитанный и хороший. В его реалистичность уверуют беспрекословно и за ним пойдут.

Канули в Лету вечера за скрупулезным клеением моделек самолетов. Они заменились короткой пробежкой по магазинам за игрушками, под девизом «На и займись сам!» Любовь к чаду выражается в захламленности детской комнаты умными конструкторами, говорящими роботами, хнычущими мягкими животными, которые для ребенка более реальны, чем родители. На предложение поиграть – можно открыть очередную коробочку чего-то яркого, нарядного, непременно развивающего и уйти самореализовываться дальше. За всей полнотой индивидуальной жизни отцов и матерей совершенно нет места совместным рыбалкам, походам, пикникам и даже просто тихим вечерам за настольными детскими играми. Папа и сын не чинят совместно розетки, ибо каждый должен заниматься своим делом и в природе существуют электрики по вызову. Мама и дочь не пекут пирожки, потому что шоколадный рулет из ближайшего супермаркета вкуснее и быстрее. Родители перестают общаться друг с другом, реализуясь в группах единомышленников или в своих одиночных понятных реальностях, и на общение с детьми не остается ни времени, ни желания. Семья становится хрупкой формой совместного бытового общежития. У взрослых атрофируется ответственность за свое маленькое государство, зато они щедро распыляют время на невнятные проекты без надежды на практическую реализацию. У детей нет опоры и примера для подражания, они привыкают справляться сами. А китайские говорящие хомячки — лучшие собеседники, они не возражают.

Преемственность поколений дает сбой, в связи с отсутствием простого человеческого общения отцов и детей. И получается, что провозглашая год семьи и социальную политику, мы все равно все ближе и ближе скатываемся к стилю жизни в духе Людовика XV — «После нас хоть потоп». Любые национальные идеи могут быть применимы и поддержаны только на уровне устоявшейся ячейки государства – семьи. Одиночкам идеи не нужны. Им и государство нужно исключительно для того, чтобы аккуратно возвести рядом с основным стержнем маленькую подсобку своих идей и уверять всех, что только на нее и опирается здание. И пока каждый носится в своих мирах и идеях, пока быть хорошим семьянином — «не модно», пока скоростной бег времени мешает нам выделить чуть больше тепла нашим детям — формируется мир бесполезных индивидуалистов-паразитов. Мы боремся с матом и порнографией, с коррупцией и душителями свобод, но при этом забываем, как важно создать правильный образ того, что «хорошо». И воспитывать на этом образе, в первую очередь, взрослых. Тогда ответственность за внутреннее нравственное содержание ребенка станет нормой, а это и есть практическое применение каждого человека в жизни. Она у нас одна, сгорает очень быстро и нет возможности изменить финал перезагрузкой.