евгений борзенков : Берлинале 2015
00:21 08-08-2013
Ну что ж, вот и подошёл к концу шестьдесят пятый по счёту ежегодный международный берлинский кинофестиваль. В воздухе ещё носится гарь прощальных салютов, в глазах рябит от пёстрых одежд и обворожительных полуобнажённых женщин, рулоны конфетти обволакивают ветви аккуратных кипарисов и пальм на улице Marlene Dietrich Platz, мягкий бархат кресел дворца Berlinale Palast ещё не остыл от тёплых бюргерских задниц, а эйфория и ажиотаж вокруг победителя только, кажется, набирают обороты. Дело в том, что обладателем «Золотого Медведя» в этом году по единодушному решению международного жюри стал фильм Дэвида Финчера «Storm», снятый по скандальному роману русского культового писателя Юрия Райна «Время грозы». Роман был написан всего два года назад и сразу стал бестселлером, встретив шквальную критику, взорвав общественность и разделив её на два лагеря – яростных противников и фанатичных приверженцев, создавших культ поклонения молнии. У всех до сих пор на устах нашумевшее движение молодых в своём большинстве поклонников культа, которые создали немало проблем для правоохранительных органов. Повсеместно в городах России и дальнего зарубежья в поисках молний и в ожидании гроз толпы единомышленников стали уходить в леса, устраивая комунны, общины, скиты. Сомнительная идея странствий в параллельных мирах при помощи молнии так захватила умы, так увлекла, что это стало причиной не одного десятка смертей от неудачных экспериментов с электричеством. Ведь многие нетерпеливые бедняги, долго не ломая голову и в попытке уйти от невыносимой реальности, просто бросались на оголённые провода, наивно полагая, что это хоть как-то изменит их жизнь.
И вот, наконец, фильм. Финчер, который, как известно, и сам был захвачен новым веянием из России, разумеется, не смог пройти мимо. В своё время ему, в числе многих счастливчиков, удалось таки поймать настоящую молнию на голое тело, ведь ничем иным нельзя объяснить его странное увлечение творчеством опального нарко-диссидента из Украины Е. Борзенкова. Не секрет, что Борзенков сейчас запрещён во многих странах Европы, а на востоке ему вообще объявили священный джихад за оголтелую пропаганду насилия и наркотиков, но это не остановило мэтра и он собирается экранизировать его рассказ «Огнегонево». Правда, по слухам, процесс пока затормозился на стадии переговоров.
Было сразу ясно, что фильм обречён на успех – лишь только огласили актёрский состав. Он поражает воображение. На пресс-конференции возникла форменная истерика среди журналистов, вы только взгляните на эти имена: Роберт Де Ниро, Дэниел Крейг, Моника Белуччи, Джим Хэкман. Стоит ли говорить о заоблачном ранге этих светил? На вопрос, что именно его привлекло в проекте, Де Ниро сказал, что давно мечтал сыграть русского царя. «У них особая харизма, — сказал Де Ниро, — Романов для меня с детства олицетворял что-то дикое, словно монгол во фраке и валенках. В них, я имею в виду русских, непостижимо уживается варварство с духовностью. Русские все немного сумасшедшие, даже те, что на улицах. Этот опыт стал для меня ощутимой вехой в дальнейшем пути».
Одну из ключевых ролей второго плана сыграл сам автор книги Юрий Райн. Его роль криминального авторитета Николая Симагина /кличка Бубень/, была тепло встречена критиками. Учитывая, что это первая роль в кино, ему удалось органично и ярко передать дух и манеры, царившие в уголовной среде советских лагерей, сложную личность вора в законе Бубеня, его скрытую, необъяснимую добродетель. Скорее всего, сыграть писателю помогли вековые традиции контр-культуры, которые издавна исповедует этот русский бунтарь Райн.
Съёмки проходили в России /Санкт-Петербург/, во Франции /Париж/, в Байконуре и на мысе Канаверал /США/. Поразительной красоты натурная съёмка на Лазурном берегу. Кстати, операторская работа Сергея Трофимова /Дневной дозор/ была отмечена специальной премией Альфреда Бауэра.
Бок о бок со звёздами снимались непрофессионалы и малоизвестные за пределами России, артисты. Пожалуй, одна из наиболее оглушительных сенсаций этого, богатого на сюрпризы кино-проекта, которая напрочь выбила у критиков почву из-под ног. Да что там, вот вам перечень исполнителей главных ролей:
- Максим Горетовский – Джерард Батлер
- Людмила Горетовская, его жена – Олеся Судзиловская
- Наталья Извекова, его возлюбленная — Моника Белуччи
- Маринка-Язва, его возлюбленная — Саша Грей
- Николай Румянцев, великий физик – Андрей Соколов
- Федор Устинов, бармен, офицер спецслужб – Дэниел Крейг
- Анна Малинина (Маман), хозяйка борделя – Татьяна Васильева
- Иван Чернышев, граф, премьер-министр – Джим Хэкман
- Владимир Романов, царь — Роберт Де Ниро
- Джек Макмиллан, Судья – Пётр Мамонов
- Бубень, вор в законе — Юрий Райн
- Мухомор, бандит – Михаил Ефремов
Согласитесь, он впечатляет. Джерард Батлер /Триста спартанцев/ по мнению жюри, великолепно справился с главной ролью. «Прочитав сценарий, я понял – это вышак, — сказал он, — думаю, мне удалось поймать мироощущение Горетовского, нерв, его одиночество во всех плоскостях реальности. Я люблю смотреть и анализировать сны, это помогло мне в работе над ролью».
Олеся Судзиловская, одна из его партнёрш, восходящая звезда русского кино, пока ещё не особо известная на западе, восприняла обрушившийся на неё сокрушительный успех, манерно кокетничая и скучая, что так характерно для провинциальных принцесс, несметными полчищами покоряющих Москву. На пресс-конференции она чудом удерживалась, чтобы не надуть пузырь из жевательной резинки. Это умилило журналистов и они засыпали актрису вопросами личного характера. Остаётся только гадать, что привело её в этот фильм.
«В роли Натальи Извековой я не видел никого, кроме Моники, — сказал Финчер. – Роль писана для неё. Никто, кроме Белуччи, не способен так воплотить огнедышащий тандем ангела и демона, живущих в прекрасном женском теле. Святая порочность, грех, закованный в броню респектабельности и обусловленный путами этикета – всё это итальянская ведьма способна передать одним движением брови».
Сама актриса, как обычно, воздержалась от комментариев.
Не было необходимости представлять журналистам и Сашу Грей. Известная на весь мир правозащитница и ди-джэй, в недавнем прошлом порно-актриса, Саша отвечала на вопросы журналистов, продираясь сквозь шквал фотовспышек и треск ломающихся штативов. Казалось, толпу очарованных мужчин еле сдерживает невидимая стена. Ходячая сенсация, звезда мировых порно-блокбастеров, таких как «Глубокая глотка-2», «Анальный Гончар», «Красная Шапочка и волк Кенеди» — она своим лишь участием подняла фильм на тот эшелон высоты, на котором боги Голливуда не побрезгуют поздороваться с вами за руку. Её полу-безумная, нежная и любящая, не от мира сего Маринка-Язва пришлась по душе зрителю и была встречена на ура. Виртуозные постельные сцены с её участием /часть которых была безжалостно вырезана из фильма по условиям конкурса/ продемонстрировали высший пилотаж и изобилуют несвойственным даже для Финчера откровением. Надо ли говорить, что «Серебряный Медведь» как лучшей актрисе, достался именно Саше Грей?
Николай Румянцев, великий физик – импозантный, красиво стареющий Андрей Соколов на этот раз несколько отошёл от избитого амплуа героя-любовника. Ещё довольно смазливый, он всё же смог воплотить на экране человека, чья голова забита не только сексом и бабами, но и астрофизикой.
Федор Устинов, бармен, офицер спецслужб – Дэниел Крейг. Агент 007. Вопросы есть? Вопросов нет. Этот парень походкой Гуливера уверенно шагает по планете и то, что он принял участие в фильме, является простым обыкновенным чудом, из тех, что заставляют верить в алые паруса, санта- клауса и обещания украинского президента в законе. Кто ещё воплотит офицера спецслужб, как не агент 007? Отличный экстерьер, традиционная игра мускулатурой, выгодно прищуренный взгляд и, конечно же, как дополнительный бонус, откровенная сцена с Моникой Белуччи.
Анна Малинина (Маман), хозяйка борделя – её сыграла Татьяна Васильева. Время не властно над этой великой женщиной, актрисой. О ней не скажешь «следы былой красоты», «торжественное увядание»… Она красива не столько внешне, как внутреннее, словно янтарь, наполненный осенним свечением, как переспелое яблоко, готовое от прикосновения лопнуть и обдать сладким ядом. Безусловно, такая женщина в роли бандерши и бывшей проститутки особенно привлекательна.
Иван Чернышев, граф, премьер-министр – Джим Хэкман составил достойную компанию Роберту Де Ниро. Премьер-министр, граф Иван Чернышев в его исполнении показывает глубину русской души /по крайней мере, насколько это доступно для американца / и просто человека, всерьёз обеспокоенного судьбами России. «Я пойду дальше, — говорит Хэкман, — я выведу на чистую воду эту нацию, этих русских чертей. Мир должен узнать о них настоящую правду». Что он имел в виду? Попробуйте догадаться сами. Примечательно, что ни он, ни Де Ниро нисколько не комплексовали по поводу второстепенных ролей. Хотя в их случае оно и понятно – не царское это дело, комплексовать. Да и засветиться лишний раз в фильме, который ещё до выхода на широкий экран, похоже, уже стал мировым бестселлером – выгода очевидна для обеих сторон.
Джек Макмиллан, Судья – Пётру Мамонову удалось остаться в рамках привычного образа, демонстрирующего приостановку распада личности на самом краю обрыва. Режиссер несколько вольно трактовал фигуру судьи Джека Макмилана, присовокупив к молнии по-джентльменски строгий набор хим-реактивов, расширяющих сознание до пределов, которые ограничиваются только ценой и качеством товара. Поэтому судья в фильме не умирает от абстинентного синдрома в тюремном бараке, а переходит в совершенно иное качество именно благодаря суррогатному первинтину, которым от души «раскумарил» его Бубень. Непостижимым образом судья превращается… Но не будем открывать все карты и портить праздник истым кино-гурманам. Наберитесь терпения, друзья мои.
Ну и, наконец, Михаил Ефремов, куда же без него. Любимец продюсеров и чудо-парень продолжает удивлять своей невиданной работоспособностью. Диву даёшься, насколько богемный образ жизни, громкая фамилия, тренированная печень и декалитры спиртного способствуют творческому росту. В образе Мухомора Ефремов практически оставил гримёров без работы – ему лишь прицепили рыжий парик, а одутловатое лицо с бардовыми мешками под глазами, наглый жизнерадостный взгляд только что похмелённого, так сказать «на старые дрожжи», трясущиеся фиолетовые губы с прожилками – всё это уже было на месте. Впрочем, с ролью он справился настолько, что в его сценах, казалось, от экрана веяло крепким сивушным духом, хоть закусывай.
О чём же этот фильм? О любви, о преданности, дружбе, о непреходящих общечеловеческих ценностях? Оставьте весь этот мусор у входа в кинозал. А лучше — киньте в урну.
Фильм о другом. Это аллегория. Это яркая метафора, бомба с часовым механизмом, который необратимо сработает у вас в голове спустя неделю, месяц, год даже если фильм вам не понравится. Он сорвёт с сознания некий покров и покажет, как на самом деле обстоят дела.
Вы поднимаетесь с постели каждый день, идёте на работу, встречаете коллег, выполняете привычные движения, испытываете привычные чувства, видите и не замечаете привычные вещи. И не отдаёте себе отчёта, что разодрав глаза, ступили в совершенно иную плоскость, что ваша жена – уже другая, друзья, знакомые неуловимо изменились, они другие, вы сам другой, а тот, настоящий вы – умер вчера, его труп ещё, наверное, дымится обугленный где-то там, куда уже никогда не попасть…В очередной раз вы родились, но это не приносит радости. И лишь накапливается усталость от прожитых жизней.
Картина имеет глубинный философский подтекст.
Мы всегда находимся между прошлым и будущим, в неком подобии сна, ныряя из реальности в реальность, путешествуя из параллели в параллель, оставаясь при этом везде, по сути, чужаками. Нас нигде не ждут, даже любимых, которыми мы были вчера, вечно вчерашний день за плечами, нам некуда возвращаться, в будущее мы вступаем словно в собачье дерьмо, раз за разом надеясь найти в нём случайно проглоченный чей-то алмаз. И есть только два пути у нас, людишек, два конца одной палки – постараться скорее снова заснуть, покрепче зажмурившись, застыть в состоянии анабиоза, чтобы до минимума свести процесс жизнедеятельности, оставив только первичные рефлексы.
Или принять вызов. Как Максим Горетовский. Постараться продолжать жить. Не смотря ни на что. В любых условиях, в любых реальностях. С открытыми глазами и прямой спиной. В агрессивной, адской среде. Превозмогая ежедневную бессмысленную боль. Не глядя на поражения, безысходность, неудачи, без надежды, без единого светлого луча. Стирая зубы до корней, уничтожать жизнь день за днём, листать календарь, вырывая листы из него, назло себе и другим, назло тому, кто всё это придумал. Придумал именно так, не объяснив всех правил игры до конца…
Несколько слов о саундтреке. Музыку к фильму написал Чарльз Бернстайн /Кошмар на улице вязов/. Напитанная тёмным меланхолия, неизбывная печаль, кажется, обволакивает и держит за ноги, перегружая и без того тревожную атмосферу, особенно в начале фильма. Признанный мастер ужасов, Бернстайн ловко оформляет ключевые моменты, достигая предельного накала страстей. Но, будто сжалившись, в конце он разбавляет позитивом и зыбкой надеждой сгустившийся над героем небосвод, что звучит в унисон с главной идеей фильма.
Итак, 19 часов по берлинскому времени. Ветер северный. Пульс толпы зашкаливает. Торжественная церемония вручения наград Берлинале его новым лауреатам – началась. По красной ковровой дорожке внутрь дворца уже прошли все соискатели лавров. Золотые и Серебряные медведи сегодня найдут себе новое пристанище.
Шестиярусный театр в виде стеклянного куба, вместил сегодня в себя до полутора тысяч гостей. Изнутри этот дворец вовсе не похож на дворец и менее всего на театр — индустриальные переходы, бесконечные лестницы, зависшие над бездной. Все это выглядит мрачно и совсем не празднично, об искусстве не напоминает ничто. Праздничные гости растекаются по этим заводям и погружаются в бархат кресел. Все-таки в чем Берлину не откажешь — это в выдающемся уродстве архитектуры.
По традиции церемонию ведёт актриса Анке Энгельке, вручать призы новым лауреатам будут члены жюри во главе с Гаем Ричи и неизменным директором фестиваля Дитером Коссликом.
… И вот, объявлены все победители, «Серебряные Медведи» покорно разошлись по дрожащим и потным рукам своих новых обладателей, и даже была вручена специальная награда, приз «Тедди» за лучший фильм о сексменьшинствах, она досталась какому-то унылому педерасту из Румынии, в петушиной одежде. Естественно, что просмотр его творения был ограничен определённым кругом заинтересованных лиц.
Наконец, после небольшой эффектной паузы под всеобщее одобрение зала и несмолкающие аплодисменты на сцену вновь вышел председатель международного жюри Гай Ричи и Дитер Косслик. Они торжественно вручили «Золотого Медведя» Дэвиду Финчеру и съёмочной группе. На этом церемония была завершена, хотя публика ещё долго не хотела отпускать победителей бурными овациями.
Что хотелось бы отметить: когда объявили первенство в номинации «лучший актёр», то автор этих строк уже ничему не удивлялся. За всю историю существования Берлинале ещё не было такого удивительного, богатого на сенсации, фестиваля. Дело в том, что по единодушному мнению жюри «лучшим актёром» стал вовсе не актёр. На сцену неторопливо, без суеты поднялся Юрий Райн, автор романа «Время грозы», и сдержано принял «Серебряного Медведя» из рук Дитера Косслика. Гай Ричи, в свою очередь, горячо поздравил его и попросил сказать несколько слов. Райн пожал плечами. «Делаем, как умеем. – Сказал он, прямо глядя в зал. И добавил, брутально держа медведя за ноги и рубанув им воздух, — чо уж тут…»
Повернувшись, он скромно пошёл со сцены под единодушный и длинный вздох женской половины аудитории, который тут же утонул в громе рукоплесканий….
В заключении добавлю от себя несколько слов. Предрекаю: вы обязательно увидите этот фильм, вы обязательно услышите ураган эмоций, сопровождающих его, он буквально через полгода войдёт в каждый дом. Вы сделаете выводы, вполне возможно, что он перевернёт ваше мировоззрение. И, собираясь в лес, то ли за грибами, то ли просто на пикник, вы призадумаетесь: что брать с собой из спиртного? Стоит ли без особых причин залезать на деревья и пить там водку из горла? Вы будете с тревогой и надеждой всматриваться в горизонт, в мельчайшие тучки, надеясь, что на этот раз случится именно ВАША гроза.
Вы станете ЖДАТЬ.
Такова сила искусства.
Всех благ вам, дамы и господа. До следующего фестиваля.
Специальный корреспондент независимой газеты «Гудок» Стецько Монэ, из Берлина.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/20266044/
http://www.graduss.com/?todo=forum_trd&id=13020