александр махнёв : ВСЯ НАША ЖИЗНЬ … базар? (на конкурс)

17:14  27-11-2013
Всякий из тех, для кого я теперь и пишу, уже на втором слове «поймал» аллюзию. Шекспир конечно. «Весь мир — театр, а люди в нём — актеры». Наивняга Уильям был романтиком.
В тёмную эпоху средневековья, куда более мрачную (не так даже наверное- безысходную, поскольку вариантов было поменьше) чем нынешнее наше время, Великий Шекспир рвался вверх. Вопреки всему и всем он сделал великий театр. Не был он конечно прародителем. Уже не станем обижать и без того ныне обиженных греков, но он несомненно стал Возродителем вечного стремления человека к совершенству.
Театр, рождённый изначально из всегдашнего стремления человека к публичности, к заметности своей, из вечного тяготения показаться. Из всегдашней боязни быть забвинутым и забытым вот из этого он и родился. И шёл он от базара. От этих диких воплей, оров и вскриков. Там это всё нарождалось. Кричалки эти базарные. Показать себя. Продать. Конечно товар. Конечно эти денежные отношения. И всё же из глубины думается не это главное. Главное: Я есть! Я здесь! Обратите на меня внимание! Совершенно театральное, совсем актёрское. И восточные заклинатели змей, и русские скоморохи, и бременские музыканты, и итальянские дель арте — всё это одного порядка явления. Площадные представления, идущие от желания не раствориться в общей массе, не потеряться, найти свой голос и свой способ подачи себя. Вариант публикации по сути.
Они поднимались снизу вверх! Вот что важно! Они превращали низкое в высокое. Улавливая в народе, мучительно переваривая внутри себя и выпуская наружу уже нечто совершенно другое, чем то, что было на входе. Они из сора делали стихи.
А к чему это я так распнулся-то? Да вот собственно к чему: теперь, мне кажется, наблюдается обратная тенденция. Современная, выходящая за всякие разумные рамки, информатизация всемирного общества запустила обратный процесс- от театра, от этой достигнутой уже человечеством вершины, к базару. «Назад в джунгли»!
Используя веками наработанные человечеством, высокие технологии искусства, мы возвращаемся всё к тем же базарным кричалкам. Всякий рекламный слоган не что иное, как выкрик рыночного зазывалы. НО! Вся мощь современного мира, вся неограниченная практически возможность тиражирования работает на этого зазывалу. Уже не важно что кричать, и, увы, уже почти не важно как, важно как можно громче. А громкость регулируется только суммой денег. И лучшим становится не лучший, а тот, кто громче — читай обеспеченней. Идём от высшего к низшему. Нас уверенно вгоняют в сверхсовременное средневековье. Сочно, ярко, НЕБОЛЬНО! в наши мозги забивают кол чужих идей. И кол этот обильно смазан маслом красиво преподнесённых фраз. Тех самых, что украдены у высокого и поставлены на службу низкому. Коварными технологиями нас тянут вниз перфорируя наши мозги мелкими червячными дырочками червоточных сомнений. Нас превращают в удобные для использования паззлы. Хоть поставь, хоть положь.
Шекспир шёл по восходящей. Он этот базарный ажиотаж, ожесточённый вопль одуревшего обывателя трансформировал в искусство. Он не был единственным и первым просто он был гений. И у него получилось.
Нынче мы идём по нисходящей. Накопив опыта с помощью искусства, мы используем его высокие достижения для обратного задуманному движения.
Пожалуй что и это не беда. Если конечно принять на веру идею развития человечества по спирали. Возможно в ближайшем будущем нас ждёт взлёт. Будем надеятся!