Ольга Харитонова : Минералогия

10:45  12-12-2013
Минералогия – предмет сложный и зачет по ней получить нелегко.
Несколько недель ходили в лабораторию, брали раздаточный материал, учили минералы: как выглядят, какие свойства, где добывают их, как применяют. Знали - на зачете каждому достанется по три штуки в коробочке, все нужно будет опознать и описать.
Идея подменить минералы пришла многим. Тянет схалявить, что и говорить, выучить всего три камушка из пятидесяти и на зачете заменить камни в контрольной коробке на свои.
Долго решала, какие выбрать: не крупные и где писать поменьше.
Образец ортоклаза выглядел как скала в миниатюре, рубленый, серо-бурый; взяла. Цеолит взяла – горсть белых твердых зерен со стеклянным блеском. Каолин мазал руки, сменила его на алунит, серый, гладкий, приятный на ощупь минерал. Спрятала в карман, запомнила названия. Оставалось все про них выучить и на зачете незаметно подменить.
Признаться, терзали сомнения – менять, не менять. А вдруг подписаны минералы в коробках? Вдруг заметят, как меняю? Стыдно будет, право же.
Но выучить никаких сил…
В день зачета, пока лаборанты расставляли контрольные образцы, мы стояли за дверью, в длинном коридоре кафедры почвоведения. На этой кафедре в классы и лаборатории ведут необычные двери: высокие, массивные, поставленные почти девяносто лет назад. А воздух пахнет землей – где-то влажной, как после дождя, где-то только что вспаханной, утром горько, а вечером сладко.
Позвали в класс. Я села на свое место, заглянула в коробку и на моем лбу, у кромки волос, выступил пот. В одном из отделов коробочки лежал не твердый минерал, а слюда! Мелкие черно-зеленые пластинки…
Подфартило так подфартило. Про слюду я ничего не знала, а убрать ее незаметно из коробки казалось невозможным. Я быстро заменила два других минерала, а слюду закрыла ладонью.
Мимо прошествовал профессор. Сцепив руки на спине и важно сложив губы бантом, он заглядывал каждому в коробочку и шептал что-то вроде: «Ну-ну, смелее!».
Хватит ли на четверку двух описаний? Мало, мало! Пятерку надо!
Я стала по щепотке пересыпать слюду в карман. Сыпану и записываю предложение, сыпану и записываю. Пластиночки легкие – дыхнешь чуть, а они уже на столе, на полу, на парте. Я пересыпала все в карман, подложила камень. Щеки горели как два рубина – всюду компромат, блестит, переливается от света ламп. Написала, сдала образцы и лист, вышла.
Совесть мучила долго. Думала вернуться и рассказать все как есть. Что, мол, побоялась, поленилась, что, мол, пересдам.
Выяснилось, что никто не решился камни менять. Списывать списывали, но менять не меняли. А если откроется? Отличники, окажется, теперь не умники, а жулики простые.
Решила подойти к профессору на следующий день, после пары. А услышав на паре про свою пятерку, воспряла. Оправдала себя фразой «на учебе, как на войне, все средства хороши» и тем, что хоть три минерала, но я знаю.