Шульц ® : О бане с любовью

00:40  06-02-2014
Баня... Правильно произносить с придыхом, с замиранием в голосе, обязательно с ноткой эмоции. По ней любому сразу станет ясно - случай клинический и лечению не подлежит. Вот представь себе, что ты случайно встретил свою давнюю любовь, чувство к которой с годами нисколько не ослабло. Что и как ты произнесёшь непроизвольно и правдиво-эмоционально в первую очередь? Естественно, её имя. Вот и попробуй. И обрати внимание на чувства и эмоции, проснувшиеся при этом в твоих душе и теле. Именно это и испытывает любой, мало-мальски больной баней при воспоминании о ней. А что уж говорить о его ощущениях, когда приближается время встречи с любимой! Это состояние праздника. Это полёт души. Нечто, напоминающее состояние восторженного идиота, радующегося миру во всех его проявлениях. Причём, начинается всё задолго до самого дня встречи.

Наш банный день в субботу. А праздничное настроение начинается уже вечером в четверг. Почему? Так ведь завтра пятница! После которой будет суббота, а в субботу же БАНЯ! Но вечернее четверговое приподнятое настроение не идёт ни в какое сравнение с пятничным. Пятница это уже первый из трёх праздников, и имя ему - Преддверие. И он доставляет едва ли не больше удовольствия, чем сама баня, поскольку несравнимо дольше по времени - раз, а предвкушение удовольствия целый день движется по нарастающей - два. Сама суббота делится на три части. Первая - продолжение Преддверия, вторая - непосредственно само Таинство, и третья - начало Отходняка. Воскресенье, само собой, есть не что иное, как Отходняк. Но оно нас мало интересует, поскольку к самой бане отношение имеет весьма посредственное, а именно - просто там ещё остаётся частичка субботнего настроения. Ну, и потому, что просто выходной. Вспомнил о нём только по той причине, что оно есть в череде праздников, и, поэтому, имело право на упоминание. Интересует же нас праздник с названием Таинство.

Почему Таинство? А как иначе, ведь сие есть праздник не только для тела, но и для души. Да-да, именно - для души. Поскольку такого душевного очищения и умиротворения как в бане, достигнуть весьма затруднительно иными методами нашей серой повседневности. Сказал бы даже, что баня есть Храм для очищение души и тела. Ибо здесь ты можешь отключиться от всех проблем, а своеобразный монотонный шум, тепло и непринуждённая обстановка способствуют вхождению в некий транс. Можешь пообщаться со своей душой. Без помех. Без эмоций, накопленных за прожитые дни между предыдущей баней и нынешней. А она, наша душа, очень тяжело переносит недостаток внимания к ней, что при хронической нехватке общения приводит к различным заболеваниям тела. И человек, считающий что баня создана только для того, чтобы помыться, ну, в лучшем случае немного вспотеть, чтобы очистить организм, есть ни что иное, как просто прямоходящее животное.

Ещё Таинство потому, что как только вы попадаешь туда, то просто переносишься в другое измерение. Это совсем другая - параллельная Вселенная. Сколько фантастов пытались описать параллельный мир! Сколько было ими приложено усилий ума и фантазии! А нужно было всего-то сходить в баню. В этом параллельном мире нет забот и времени. Здесь всё как в захватывающем кино. Только ты не просто смотришь его, а участвуешь. Это мир свернувшегося времени. И пускай каждый раз всё всегда приблизительно одинаково. Но эта одинаковость не приедается. Она завораживает и манит всё сильнее и сильнее после каждого проживания оной.

Таинство ещё и потому, что вся череда процессов, протекающих уже непосредственно в бане, есть ни что иное, как ритуалы. Ритуал приветствия с уже вошедшими (ну, или стоящими непосредственно у входа) в нирвану. Он приводит твоё и без того повышенно-прекрасное настроение к пиковой форме, и готовит психику к более адекватному восприятию последующих приятных процессов погружения в сказку, тем самым защищая её. Несколько незначительных на взгляд непосвящённого обывателя вопросов: «как пар?» и «кто из котельщиков сегодня?» позволяют моментально сориентироваться в ситуации и на ходу определить какой сегодня будет баня, и как её правильно употребить по своим предпочтениям.

Потом процесс неторопливого раздевания - исключительно с целью продлить праздник предвкушения прекрасного. Затем быстрая пробежка (в основном глазами) раздевалки в поисках тех, с кем хотелось бы поручкаться, пересечение помоечного отделения с последующим приветствием тех, с кем не встретился у входа и в раздевалке, быстрые рукопожатия, кому-то просто кивок головой, кому-то (особо приятным сотоварищам) обязательно шутку или тёплые слова о радости встречи, и... вот она - заветная дверь! Простая металлическая рама, отделанная деревом. С неприметной ручкой. Ты встречался с ней пятьдесят два раза в году. Брался за неё в добрых раз семь-восемь больше. Вроде бы должен пролететь этот момент незаметно, как у законченного курильщика процесс прикуривания сигареты, но... Каждый раз этот момент волнует. Совсем немного, почти незаметно, но так приятно! Открываешь её. Крохотный тамбур, вторая - точно такая же дверь и... Наконец-то ты здесь. Вдох-выдох микроклимата. Полное расслабление. Всё - процесс пошёл. Жизнь удалась - ты в эпицентре праздника.

Начинаем ритуал подготовки веников к процессу парения. Всё очень просто. Сидишь расслаблено, медитируешь, в пол-уха слушаешь происходящее вокруг и очень легко помахиваешь вениками. Дело в том, что ещё нераспаренный веник имеет очень ломкий пересушенный лист. И бить таким веником как неприятно, так и плачевно для последнего - листья просто ломаются и сыпятся. А при лёгких помахиваниях пар отпускает листья, делая их хотя и достаточно жёсткими, но уже не ломкими. Таким отпущеным веником ещё нельзя биться. Да и ни один толковый парильщик не будет этого делать с первого захода. Сначала можно просто обмахиваться таким веником. И тело прогревается, становясь готовым к более интенсивному парению, и веник становится ещё более мягким, и готовым выдержать гораздо более сильные нагрузки с минимальным ущербом для себя. Но самому так обмахиваться крайне неудобно, поэтому обычно радуем этим ближнего своего. В бане ближним считается любой, находящийся под одной крышей с тобой. Кроме, конечно же нéлюдей. Это особая категория парильщиков. Но о категориях несколько позже, сейчас нет времени на это - надо дать отдохнуть сознанию. Так вот, делая хорошо ближнему своему, ты однозначно тоже будешь ближним для другого соратника, но находящегося сзади от тебя. И очень хорошо запомнишься тому, кого обмахиваешь. А ведь он тоже когда-то окажется позади тебя. Утверждение хотя и старое, но пренебрегать им не стоит.

Кстати, о методах подготовки веника к парению. Описанному выше очень часто противопоставляется другой - варварский. Суть его в том, что веник засовывают в тазик с горячей водой. Цели преследуются те же, что и в первом методе, но результат на выходе всегда один - плачевный. Листья становятся мокрыми, мягкими, и теряют свою способность хорошо нагонять пар. Эффект от парения таким предметом (иначе назвать загубленный веник язык не поворачивается!) схож с парением мокрой тряпкой. Спрашивается: зачем?! И, что уж вовсе необъяснимо, грешат этим даже ветераны! Сразу оговорюсь - разговор идёт о дубовых вениках. Берёзовый однозначно нужно запаривать в горячей воде. В результате получим очень полезный для кожи настой из берёзовых листьев, которым нужно обмыться по окончании бани, и мягкие гибкие веточки, которые очень здоровско похлещут разогретое дубовым веником тело. Возможно, именно здесь и кроется та ошибка? Возможно, люди просто путают методы подготовки разных веников? Но практический опыт должен был бы расставить всё по местам. Но, увы, такого не происходит, и постоянно приходится наблюдать подобное варварство. При этом испытывая ощущение, что у тебя самого отобрали что-то дорогое сердцу и на глазах уничтожили. Ну да ладно. Мы отвлеклись.

Следующим подключается ритуал подготовки к интенсивному парению, когда уже слегка разогретое тело растирается медленными движениями для улучшения кровотока. А если при этом ещё и одеты рукавицы с пупырышками - мммм.... Все эти пупырышки перебираются на тело, но уже в виде гусиной кожи. Только обычно у людей она появляется от холода, а в нашем случае - от неземного удовольствия. Неземного, потому что ты уже не на грешной, но и не небесного, потому что пока в дороге к нему. Теперь, для закрепления эффекта, догреваем ступни уже вениками. Забыл сказать с самого начала - когда поднимаешься на деревянные ступеньки в парной, тапки обязательно нужно снять, чтобы ступни тоже грелись. Так через них тело будет гораздо быстрее и полноценнее прогреваться. Да и ощущения несравнимо насыщеннее, чем если бы всё время находиться в тапочках. Это приблизительно можно сравнить с выездом на природу, во время которого так и не довелось разуться и ощутить ступнями травку и камешки окружающей красоты. Неполноценный контакт. Излишняя контрацепция, убивающая всю романтику.

Если пар не особо жёсткий, то вполне можно обмахнуть веничками и тело, только без фанатизма. Здесь очень важно взять правильный темп разгона, иначе можно не рассчитать силы и перегореть. Да и спешка в бане - последнее дело. Такая баня есть ни что иное, как одна форма, никакого содержания. Помни - ты здесь не только чтобы вспотеть и помыться! Ещё надо достичь определённого состояния и пребывать в нём максимально долго, как только возможно. Как вариант, можно потрудиться над пропаркой более готового к нему сотоварища. Сразу три зайца в виде бонуса - и сам отлично прогрелся, и человеку добро сделал, и тебе оно вернётся - к гадалке не ходи. В бане добро всегда возвращается к своему источнику. Это аксиома.

После первого заходика небольшой перерыв на «подышать». Без этого никак. Но первый передых обычно очень короткий - в раздевалке хлебнул пару глоточков воздуха, а с ними водички или чаю, и - назад в парную. Здесь уже можно развернуться на полную. Сил много, эмоции на пике, душа аж вибрирует от предвкушения чего-то большого и светлого. Прямо как в детстве при разворачивании подарков. Сейчас можно и кого-то попарить не жалея своих сил, и себя, родного, не забыть. Вообще-то, процесс парения с веником завораживает. Это как смотреть на то, как горит огонь, или как течёт вода. Не надоедает. И вообще, это - танец. Танец души. «Танец с саблями» по форме. Потому что красивый. «Кармэн». Потому что с чувством. И с любовью.

После этого захода уже нужен полноценный отдых. И здесь начинается следующий ритуал - наслаждение чаем. То, что чай пился после первого захода, не входило в ритуал. Это происходит мимоходом, да и не всегда. А сейчас всё неспеша, с чувством. Наслаждаясь запахом, цветом, вкусом, а заодно и всем, что вокруг есть. А ещё больше тем, что ты тоже часть этого. И не абстрактно, а именно здесь и именно сейчас! Чай можно пить как в помещении для отдыха, так и во дворе бани. Когда хорошая погода, то выбор, естественно, останавливается на свежем воздухе. Так и быстрее восстанавливаешься. Чай обычно каждый делает по своему особому рецепту. И как-то так вышло, что все чаи, кроме одного, очень хорошо вписываются в перерывы на протяжении всей бани, а тот один выходит десертным. Его начинаем пить уже под конец бани, когда кочегар гасит котёл. Придерживаем для особого случая - дли пития в парилке.

Потом идут ещё несколько заходов, приблизительно таких же, как второй. Паришься, паришь, отдаёшь, получаешь. Бесшабашный круговорот и обмен энергий. Парятся кто как умеет и может. И сидя, и стоя, и лёжа. Это уже зависит от количества свободного места в парной, но в больше степени от самочувствия. Дело в том, что лёжа ты можешь лучше расслабиться. Но в таком положении больше крови подходит к голове, а это не всегда комфортно. Зато лежачего парить легче.

Обычно парятся в одиночку (но тогда спина плохо прогревается), парами (здесь всё понятно, и качество пропарки гораздо выше), и в четыре веника. Это уже экспресс-метод введения в нирвану. Такой лучше всего производить стоя - один парящий спереди, другой - сзади. Быстро, эффективно, с наименьшими затратами энергии. Так за один подход сил хватит всем троим прогреть друг друга по очереди. А есть ещё наше изобретение - «паровозик». Здесь принимает участие три, а то и четыре человека (количество желающих ограничено шириной парилки). Все принимающие участие в групповухе выстраиваются в линию и парят спину впереди стоящему. Тот же, что стоит без дела, дабы не терять времени, греет себя спереди. Потом разворот на 180 градусов и повтор. Первый и последний - полностью готовы. Осталось догреть средних. Весело и рационально.

Нагревшись одиночными заходами до определённого состояния, уже можно переходить к дуплетам. Это когда после парной прыгаешь в холодный бассейн (зимой, как вариант - на улицу, и в снег!), хорошенько охлаждаешься, и - назад в парную. Ощущения - сказочные. И усталость после холодного бассейна как рукой снимает. Если есть силы, можно произвести не дуплет, а несколько таких контрастных заходов. Это уже зависит от остатка сил к этому моменту.

И вот подошло время «бархатного пара». Это момент, когда кочегар гасит котёл, и парная догревается остатками пара. Основная публика уже разбежалась, или моется. Для многих этот пар слишком слабый. Кто-то просто устал, а кто-то даже и не подозревает о таком. И только истинные ценители, какими бы уставшими и напарившимися досыта они ни были, ждут этого момента, как ребёнок - Новый год. К этому времени парилка убирается, чтобы было как можно суше, тем самым создаются наиболее комфортные условия для нахождения в ней. Это самое приятное время в парной. Здесь пар уже не бывает обжигающим - он чарующе нежен, организм уже достаточно сильно утомлён, а вениками обмахивают так аккуратно (касаясь только кончики листьев - при таком слабом паре нет смысла бить, весь смысл в нагнетании тепла), что всё это убаюкивает, и порой забываешь где ты и кто ты. И можно даже уснуть. Это верх банного блаженства. Но есть одно средство усилить его - взять с собой в парилку чай. Это уже наше изобретение. Удивляюсь, но ни разу не встречал практикующих такое, хотя это так естественно. А главное - чертовски приятно! И вся сексопатология со своими служителями, и со своим отрицанием возможности наличия мультиоргазма, да ещё за столь короткое время, у мужеской части населения нервно курит в сторонке!

После пары раз наслаждений бархатным паром наступает время мыться. Это уже финишная прямая. И как только выходишь на неё, сразу же появляется лёгкое ощущение грусти, что праздник закончился. Да, будет ещё один заход после помывки, будет ещё «десертный чай», недолгая беседа, иногда, как добавление к десерту - томатный сок, который уйдёт как летний дождь в сухой песок. Обычно около полтора литра на брата. И это при том, что количество выпитого чая (и воды) тоже измеряется литрами! Но... То праздничное настроение, что владело тобой несколько часов быстро теряет силу. Праздник Таинства завершился. И ты уже скучаешь. Скучаешь по новой бане.

В виде (или вместо) послесловия добавлю ещё немного того, что не вышло вписать в рассказ о бане. Отдельная тема - классификация парильщиков. И то, какие иногда номера они исполняют. Это, наверное, то, что роднит баню с цирком. Или с театром. И без чего баня была бы, не скажу скучной, но, наверное, не столь интересной. Даже можно сказать не столь полноценной. Итак, категории парильщиков:

Нéлюди. К ним относятся особи как в невменяемом, так и в близком к нему состоянии, вследствие употребления алкогольных напитков перед (!) посещением бани. Этих очень интересно наблюдать, если конечно, они не очень шумные. Появляются такие, как показывает практика, обычно не менее двух-трёх человек. Одиночки почти никогда не встречаются. Эти мобильные группы клоунов привносят атмосферу мирского праздника в устоявшийся ритуал вхождения в нирвану. И, хотя нарушают процесс медитации, но однозначно вызывают улыбки своими оригинальными методами парения, при которых каждый удар веником вызывает ассоциацию что мы смотрим бои без правил, где разрешено использовать вспомагательные предметы. Причём, звук от хлестания вениками иногда реально оглушает. Кстати, как антиалкогольная реклама - на топовых позициях. А так как в баню ходит очень большое количество молодёжи, то роль таких представлений очень трудно переоценить.
Так же к этой группе относятся парильщики, курящие либо непосредственно в помещении бани перед раздевалкой (этих ещё называют гандонами), либо же на улице, но в непосредственной близости от отдыхающих между заходами в парную и наслаждающихся чистым воздухом. Доставляя им неприятности в виде табачного дыма и негативных эмоций, иногда выливающихся в раздражённо-недоумевающие замечания. Сделаю оговорочку - речь идёт про баню общего пользования, ибо в частной таких моментов просто не может возникнуть, так как там всё, само-собой разумеется, по взаимной договорённости для наибольшего комфорта пребывания. И, что самое интересное и не вкладывающееся в рамки логичного, грешат этим часто представители научно-преподавательской среды. А вот, например, дальнобойщик, хоть он по слегка перефразированным классикам и является самым мерзким из представителей пролетариата, очень быстро усвоил правила поведения.

Индейцы. .Эти вменяемые и не измученные алкоголем. В парилке либо впервые, либо только-только начинают ходить. Ещё не разобрались что же это такое - баня, не сформировали своё отношение к ней, видение себя в ней и её в себе. Но - подающие надежды, так как с широко открытыми глазами и душами, как губка - готовыми принять это новое. Классификация «индейцы» не есть обидная - только лишь определяющая степень вживления индивидуумов в сообщество парильщиков.

Просвещённые. Это отведавшие только материальную пользу бани для тела, но не познавшие духовную составляющую. Хотя слышали разговоры о воздействии парной на тонкие тела человека, видели результат такого воздействия, и где-то в глубине души надеющиеся достичь подобного результата.

Понимающие толк, или Адепты. Эти уже прикоснулись к тайне. И их уже ничем не сбить с пути истинного. Это солдаты новой религии. Все они точно станут ветеранами. Некоторые даже профессурой. Но только некоторые. Потому как попробовав себя в роли профессуры, не каждому хватит терпения и любви к этому делу. Поэтому, большинство предпочтёт остаться ветеранами, что и так, само по себе, весьма почётно. И главное — приятно и полезно.

Ветераны. Здесь говорить ничего не надо. Да и что можно сказать о человеке, который 20, 30, а то и все 40 лет посещает баню? А некоторые могут посчитать на пальцах рук все свои пропуски. В нирвану умеют входить уже при пересечении порога парной.

Профессура. Особые люди. Обычно, из среды ветеранов. Хотя, иногда в их разряд пытаются перейти адепты. И много просвещённых. Отличаются от других парильщиков представлениями, которые они устраивают, намазываясь мёдом, либо растираясь кофейной гущей. Ничего плохого в этом нет. Даже польза. Но слишком растягивает перерывы между парениями и очень отвлекает от самого процесса парения. Да и весьма хлопотное занятие. Поэтому не все адепты втягиваются в него. Просвещённые увлекаются этим в большинстве своём.

Массажисты. Делятся на реальных, любителей и ломовиков (или дятлов). Вообще-то, в бане все массажисты. Это естественно. Просто прогреть мышцы - это только половина дела. Их нужно размять - они аж пищат, так просят этого! Поэтому, приходится осваивать азы этого дела. Сначала на себе, потом переносишь свой опыт на ближнего своего. Есть здесь и профи. Эти вообще красавцы - делают своё дело уверенно и как-то незаметно. А есть любители экспериментов. У них действо всегда проходят зрелищно, с кряхтеньями и стонами подопытных, с феерическими телесными формообразованиями в виде каких-то гротескных поз. Что доставляет немалое удовольствие подрасплывшейся от тепла публике, и интересную тему «для посудачить». Но шутки шутками, а ложиться под таких дятлов опасно. Это могут себе позволить только очень крепкие, массивные мужички, которым реально каток нужен для полного расслабления. Гуманоид же среднего телосложения и пожиже рискует превратиться в растение...

Залётные. Обычно завсегдатаи других парилок, но, волею случая, вынужденные временно сменить намоленное место. Элемент, весьма доброжелательно встречаемый, если это не носит характер массовой миграции, коя наблюдается при ремонте какого-либо из храмов. Тогда уже ни о какой медитации не приходится и думать. В такие моменты парилка представляет собой переселение народов. Хотя, народ искушённый умудрится и в таких случаях получить искомое. Но такое случается крайне редко, и не стоит внимания.

Случайные, или левые. Здесь название всё сказало само. В большинстве своём люди спокойные, ненапряжные. Весьма редкие посетители.

Несостоявшиеся прапорщики. Так как через парилку проходит весьма внушительное количество посетителей, то и убирать её приходится не единожды. Убирается она двумя методами - либо просто стягивается вода с облетевшими листьями с полок и пола, либо же генеральная уборка. Тогда все выходят из парной, всё обливается водой из тазиков и стягивается вода и со стен, и с полок, и с пола. По стилю уборки можно сразу определить категорию убирающего. Ветеран или профессор не напрягает других и не напрягается сам. Время для уборки выбирает наиболее подходящее - когда в парной наименьшее количество людей. Но и с большим количеством парильщиков у него не будет проблем - приберёт тихо, быстро, как мастер «пятнашек». Адепт уже привнесёт какую-то суматоху, но это будет ненапряжно другим, скорее, вызовет благожелательные улыбки и добавит баллов в шкале человечности. Но в каждой бане есть и особые люди, превращающие уборку в пытку для окружающих - несостоявшиеся прапорщики. Этих обычно на всю баню пара-тройка, раскиданных как по дням, так и по времени посещения. Нестабильный элемент, блуждающий во времени не по своей воле. Задерживаются в тех временных промежутках, где их номера ещё проходят без мануальщины со стороны терпящих. В общем - хорошие люди и чистоплотные парильщики. Но их беда в том, что не умеют убирать как ветераны или профессура - незаметно и без напряга для всех. Всё действо происходит шумно, долго, с созданием огромной очереди под парной и многоразово через получасовые промежутки, и создаёт впечатление, что именно за этим (и за сопутствующими эмоциями) этот (эти) индивыдуум(ы) в парною и забрели. Всё это вызывает собой явное раздражение медитирующих, приводящую к последующей миграции во времени раздражителей.

И несколько слов об особенностях бани в разные времена года.
Баня зимой. Отличается в первую очередь тем, что зимой бывает снег. Это очень важно для знающих толк и выше. Но об этом чуть ниже. А ещё зимой обычно холоднее чем летом, и довольно ощутимо. Это, конечно же, очень влияет на полноту ощущений от бани в сторону их наполнения, ибо на бóльшем контрасте температур получаешь несравнимо больше удовольствия. Особенно, если ты перед самой баней немного подмёрз. Такое состояние самое благодарное для погружения в нирвану. Это если твой путь туда лежит через парную. А теперь вернёмся к снегу. Если он не покрыт коркой льда, или не слёжан после оттепелей, то лучшего подарка парильщику (кроме парочки веников, конечно!) и не придумаешь. Какое же это наслаждение - выскочить из парной, и зарыться в такой снежок! А после опять вернуться в парную, которая поначалу даже не ощущается парной - так, обычная комната летом. А потом, расслабившись и отогреваясь, слушать лёгкое покалывание в коже. Такое лёгкое, и в то же время создающее ощущение, что твоё тело гораздо больше, чем есть на самом деле. Незабываемое ощущение. Ещё зимой перерывы между заходами в парную немного укорачиваются, так что есть возможность подольше насладиться последней.

Баня летом. Кто-то скажет: «Да какая летом может быть баня?! На улице такая жара, что свариться можно, а тут ещё и в парилку!» Что ж, и будет неправ. Ибо на улице человеческое тело старается дистанцироваться от жары, охладиться и забыться. А в парной тело впитывает эту жару, аки губка воду. И, кстати, после парной уличная жара воспринимается уже совсем иначе, мягче и незаметнее.
Летом баня немного более ленивая, что-ли, чем зимой. Здесь нужны немного более длительные перерывы на охлаждение и насыщение кислородом. Но есть плюс - можно дольше посидеть на улице, насыщаясь оным. Там же попить чаю, что не получается зимой. Немного больше пообщаться с такими же сумасшедшими, что хоть немного компенсирует меньшее время нахождения в парной.

Баня весной и осенью почти не отличаются от летней, за исключением того, что весной на улице получаешь дополнительное удовольствие от запаха цветущих деревьев (у нас перед входом в баню небольшой фруктовый сад), а поздней осенью может быть уже холодновато и сильный ветер, что укорачивает нахождение на улице, и приближает баню по характеристикам к бесснежной зимней.

Писано с определённым знанием предмета, с любовью, в день Преддверия.

А ты что, до сих пор тут?! А ну, по-быстренькому собрался и - в баню!