Бабанин : Матушка.
23:36 09-06-2014
Странно, но только сравнительно недавно я начал понимать сакральное значение словосочетания «святая Матушка-Русь». Более того, меня вдруг стала переполнять гордость за сопричастность к великому народу великой страны. Воистину: чтобы в полной мере что-то оценить, надо потерять. Хотя бы на время… Возвращение в материнский дом накануне Дня Независимости новой России в самой независимой рубрике «Профили».
Так получилось, что этот главный для любой нации праздник мы по разным причинам широко не отмечали двадцать два года..! Нет, мы отмечали его шумно и радостно дома с друзьями , однако, все эти годы он не был нашим государственным и главным празднеством. Вероятно потому, что по известным причинам мы, как чеховский Ванька Жуков, были отданы на услужение в «семью сапожников», где «…хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать»! И когда терпеть стало невмоготу, мы, как и герой рассказа, набрались смелости и 23 февраля «послали» свое «письмо на деревню дедушке». Но вместо дедушки за нами вернулась Мамка – она вовсе не умерла, как все говорили, а осталась все такой же красивой, гордой и сильной, какой мы ее помнили. Да, еще и молодой – всего-то двадцать два года! Теперь мы живем вместе. Жаль, что у Ваньки все сложилось трагически…
Знаете, в школе и в институте предметом роскоши считались американские джинсы со звездно-полосатым флагом на… Ну, вы поняли! А обладать футболкой с надписью «US Air Force» было до неприличия вызывающе. Еще бы, ведь это были своего рода символы личной свободы и независимости, в некотором роде, даже молчаливым протестом с налетом диссидентства. К тому же, по вечерам мы слушали сквозь «глушилки» модную музыку на VEF-ах и самыми популярными радиостанциями были BBC и «Голос Америки». И нам за это ничего не было! Нет, конечно, периодически нас вызывали на собеседование «вежливые люди» и, грустно улыбаясь, взывали к патриотизму… Но только сейчас я понимаю, что родился и вырос не в самой плохой стране. Может быть, в лучшей. Наверняка.
Все познается в сравнении. И однажды утром вместе со всеми я оказался в «доме сапожников», но менталитет постсоветского диссидентства остался: мой мозг отказывался учить и запоминать не «мамкин» язык, не ее культуру, не ее нравы и обычаи. Да, мне повезло гораздо больше, чем Ване, который написал дедушке: «…А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают». Ничего не напоминает из нашего недавнего прошлого?
И вот все вернулось на круги своя. Матушка за эти годы стала на ноги, осмотрелась вокруг, выбрала свою дорогу и уверенно пошла по ней. Вместе с нами. Правда, окружающим это сильно не понравилось: "как так?! Как ты посмела без разрешения? Тебе что было велено делать? Не сметь! Ну-ка, на место!». А Мамка презрительно улыбнулась, скорчила смешную рожицу и, по-девичьи озорно показала всем обидчикам фигу. (Почему большинству людей нравится по церковным праздникам подавать медяки беднякам у паперти, и почему они негодуют на тех, кто сумел остановиться на краю пропасти и воспрять? Ведь даже в Писании сказано: правильнее научить бедняка ловить рыбу, чем накормить его! Но никто не хочет учить; все хотят кинуть объедки со своего стола, чувствуя себя при этом благодетелем).
Кстати, если кто-то думает, что такое отношение к России возникло в этом столетии, тот… не читал даже Пушкина: «…Ваш бурный шум и хриплый крик смутили ль русского владыку? Скажите, кто главой поник? Кому венец: мечу иль крику? Сильна ли Русь? Война, и мор, и бунт, и внешних бурь напор ее, беснуясь, потрясали — смотрите ж: все стоит она! А вкруг ее волненья пали — и Польши участь решена...». Трудно поверить, но это – фрагмент стихотворения «Бородинская годовщина», написанное Александром Сергеевичем в далеком 1831 году! Что-то поменялось?
Сейчас в обиходе самые употребимые слова «демократия» и «европейские ценности». Если к первому термину претензий нет («власть народа», провозглашенная еще эллинами. К тому же, Севастополь стоит на руинах одного из самых древних демократических городов-государств – Херсонесе), то к «евроценностям лично у меня теперь очень много и претензий и вопросов. Уверен, что не только у меня. И не стоит забывать, что Россия – не совсем уж европейская страна, если приглядеться повнимательнее. Она – евроазиатская, а это значительно меняет дело. Она – своего рода буфер между двумя цивилизациями, культурами и своим видением будущего. Не зря же на гербе орел о двух головах: одна смотрит на Запад, другая – на Восток. Но, вернемся к демократии… Вспомните символичный фильм Рязанова «Гараж»: там участникам кооператива предстояло демократическим путем решить простейший вопрос. Кто из пайщиков на общем собрании останется без гаража? Идем дальше. Колхозное собрание должно открыто проголосовать либо за что-то одно: развитие животноводства, птицефабрику, посев озимых, картофеля, овощей, мака, кукурузы. Еще более наглядный пример: севастопольцы собираются на мирное Вече, чтобы решить вопрос о целесообразности одностороннего движения по городскому кольцу.
А теперь посмотрите на глобус! Вы воочию убедитесь, что под категорию «гараж» может подойти Швейцария, под «колхоз» – Польша, к примеру, под Севастополь – Франция с Германией вместе взятые. Поэтому, в масштабах нашей страны не может быть «колхозной» модели демократии. Она – иная, но от этого не перестает быть демократией, а приобретает «русский акцент». Вот почему, Россия всегда держалась на трех столпах: Вера, Отечество, Государь! И еще как держалась. Сама держалась, и поддерживала Европу с ее меняющимися каждое столетие ценностями и постоянными междуусобицами на почве: чья демократия демократичнее? Примеры нужны?..
Поэтому, как не крути, но «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить». Эту гениальную формулу написал Федор Тютчев в 1866 году. Ничего не меняется..! А зачем что-то менять лишь потому, что это кому-то не нравится? Ведь в «колхозе» прямым тайным голосованием все же можно договориться, где будет стоять свинарник, а если спросить всю бескрайнюю Россию: что делать с незаконными частными владениями на ЮБК, то, простите, может и смута начаться. Ведь у каждого - свое особое мнение. Мы это уже проходили, и нам это не понравилось. Оптимальная модель демократии по-русски – принцип единоначалия и сплачивающая общество национальная идея. Как мне кажется, спустя двадцать два года, она наконец-то появилась и имя ей – Русский мир! Это когда очень хочется вывесить с балкона триколор, выучить гимн, перечитать Карамзина и носить футболку с символикой своей страны. Вроде бы – простая атрибутика, но… Мне больше никогда не захочется носить на себе полосатый флаг, слушать «Голос Америки» и носить футболку с символикой рода войск, бомбивших Югославию, Ирак и Сирию. Потому что, наконец-таки, я горжусь своей страной, а вовсе не потому, что меня заставляют это делать или не делать «вежливые люди» из разных ведомств. И какое это счастье на вопрос «Откуда ты?» ответить «Из России-матушки».
Когда-то очень давно я вдруг представил себе Россию в виде волчицы, которая осталась в снегу рядом со своим маленьким щенком, зная наверняка, что шансов выжить без пищи и стаи у них нет. Просто она не смогла его бросить, ведь он такой маленький и беззащитный… Стая немного подождала ее, а потом ушла в ночь. Но случилось чудо: они выстояли эту лютую зиму и побежали бок о бок своей дорогой. Очень хочется думать, что выжившего щенка звали Севастополь. Спасибо тебе, Мама, что не бросила здесь! С Днем Возрождения тебя! И тебя с Днем рождения, сынок! Побежали! Нам надо многое успеть.