Дионисия : Киногерой: червяк или навозный жук?

20:48  18-07-2014
(этот текст я уже публиковала в своем блоге http://www.liveinternet.ru/)


Возможно я сгущаю краски, но за последние 30 лет произошло резкое упрощение образов киногероев. Современное кино разделилось на четыре направления. Первое – это бытоописание запутавшихся, второе – современное прочтение Великой Отечественной войны, третье – менты, четвертое – артхаус.
В советских фильмах солдат бежал в атаку, патетично думая о высоком. В современных, солдат, сидя в окопе перед атакой, думает о том, как чешется нога, натертая сапогом… Я не буду спорить, что раньше все гиперболизировалось и утрировалось, но что сегодня собирает рейтинги?
«Сладкая жизнь», «Духлесс», «На игре», «Школа», «Деффчонки», и т.д. Герой, бездуховный, запутавшийся в жизни наркоман, или геймер со стеклянным взглядом, постоянно на «нервяке», отдыхает в клубе. Отдыхает от чего? От науки, глубокой умственной работы, от сложных судьбоносных решений? Нет! Он отдыхает от собственной пустоты, от себя самого, потому что быть наедине с собою страшно. Надо заглушить внутренний голос, который твердит о бесцельности жизни.
Читала в интервью Владимира Шевелькова, как ему было стыдно за съёмки в Гардемаринах. Слишком не натуральный, идеализированный фильм довел его до внутриличностного конфликта! Пока его коллеги Харатьян и Жигунов, довольные собой, ездили по гастролям, он пошел работать в бар, где столкнулся со всей неприглядной жизнью питерского дна. И только съёмки «Опера. Хроники убойного отдела» реабилитировали его в собственных глазах. Правдивый фильм о жизни на дне. Скажите, кто-нибудь желает пересмотреть во второй раз эти «жизненные» фильмы?
Какого киногероя я хотела бы увидеть? Героя, который в состоянии принимать решения и ответственность, который не боится себя и одиночества. Герой, который посвящает себя глубинному изучению науки, искусства. Только не надо снимать ремейк «Ешь, молись, люби (2010)», про йогу и буддизм. Господа режиссеры и сценаристы, снимите кино про человека, огромный ресурс мозга которого, как-то задействован. Например, фильм «ПираМММида» с этой задачей неплохо справляется. Если трудно найти умных современников, делайте фильмы про гениев и талантов прошлого. Покажите, как Микеланджело с затёкшими руками и шеей по многу дней расписывал Сикстинскую капеллу, покажите Паганини, гастролирующего и угасающего от туберкулеза, но не бросающего скрипку! У них тоже была бурная личная жизнь, но она не была самоцелью существования!
Участник Кинотавра Юрий Быков признался, что ему интересней снимать социальные драмы. Увы, социальная драма и духовная приводят к умственной.