И.Шамир : "ГЛОКАЛИЗАЦИЯ"

17:20  23-12-2004
Для обозначения этого двоякого процесса английский социолог Роланд Робертсон предложил очень удачный термин "глокализация". Он утверждает, что глобальные и локальные тенденции "в конечном счете взаимодополняемы и взаимопроникают друг в друга, хотя в конкретных ситуациях могут прийти в столкновение".

Глокализация проявляется зачастую в самых неожиданных контекстах и активно используется теми компаниями, которые привыкли видеть в числе самых настойчивых проводников глобальных стандартов. Так, во французских роликах "МакДональдса" всячески воспевается качество французских продуктов, из которых только и получаются "настоящие гамбургеры". А кубинцы, уже десятилетиями пьющие коктейль "Cuba libre" ("Свободная Куба") из рома и кока-колы, могут даже обидеться, если им сообщат, что кока-кола - напиток янки. По-видимому, вскоре подвергнется любопытному переосмыслению и понятие "квасного патриотизма". Та же компания "Кока-кола" в 2002 году приобрела у одной из эстонских фирм не только традиционную технологию изготовления кваса, но и бренд на это название…

Однако эта практика не является достоянием лишь "акул мирового бизнеса". Она открывает и аналогичные, "зеркальные" возможности для местных производителей уникальных товаров и услуг повсюду в мире. На адаптацию глобальными монополиями своих стандартов к местным особенностям они отвечают глобальным продвижением собственных локальных брендов. Часть из них (наиболее успешная) обычно скупается глобальными корпорациями, но все же ни одна монополия не может производить "всё". Да и сами эти монополии, развивая множество локальных брендов, все более теряют имидж неких глобальных "стандартизаторов". Глокализация, в сущности, ведет к тому, что глобальность оказывается не каким-то одномерным пространством, но транс-локальностью.

* * *
Глокализация, однако, не означает буквальной реставрации прежних местных особенностей "доглобальной эпохи". Она выводит эти особенности из-под опеки национальных государств напрямую в глобальный мир. "Новый регионализм", все более стирающий государственные границы, развивается одновременно на макро- и микрорегиональном уровне. Его глубоко анализирует японский экономист Кеничи Омаэ в книге с весьма говорящим названием: "Конец национального государства. Подъем региональных экономик". Там описывается становление и развитие на многих континентах особых экономических зон, объединяющих регионы, юридически принадлежащие к разным государствам, но практически гораздо сильнее связанные между собой. Автор обращает особое внимание на бурно развивающееся пространство Юго-Восточной Азии, однако и в "старой Европе" этот процесс становится все более наглядным и даже доминирующим.

Унитарное национальное государство было стержневой политической моделью эпохи модерна. Но сегодня на смену "Европе национальных государств" все более настойчиво приходит "Европа регионов" - и этот процесс набирает силу именно по причине общеевропейской интеграции. Так макро- и микрорегиональный уровни формируют единую, но многообразную регионально-континентальную сеть, где прямые контакты между регионами, открытые благодаря общей европейской валюте, делают государственную бюрократию излишней. Неудивительно, что ее представители и идеологические защитники пребывают в состоянии паники:

Национальное государство, величайшее политическое образование Запада, находится на краю гибели. В Великобритании бывшие королевства Шотландии и Уэльса имеют свои парламенты. Во Франции бретонцы, баски и эльзасцы требуют права на самоопределение. Корсика настаивает на своей независимости и праве говорить на своем языке (какая наглость! - В.Ш.). В Италии существует Лига, жаждущая отделить Север от Юга. В Венеции образована партия, мечтающая об отделении этого города от государства...

Москва в современной России играет фактически ту же самую роль, что и нынешние США на мировой арене. Тот же финансовый и информационный централизм, та же "вертикаль власти", та же ставка на силовое решение локальных проблем. Эта политика глобальной "американизации" и российской "московизации", безусловно, имела свои определенные исторические позитивы. Прежде всего они были связаны с тем, что в ХХ веке Америка в мире и Москва в СССР пользовались имиджем носителей "духа современности" и действительно оказали немалое модернизирующее влияние на ориентировавшиеся на них страны и регионы. Однако наступивший затем постмодерн - не отвергая никаких технологических, социальных, стилевых новаций эпохи модерна - переносит акцент с погони за "современностью" на проективную оригинальность. Но именно к этому ни Америка, ни Москва оказались не готовыми - если не считать, конечно, "оригинальным проектом" само сохранение их "центрального" статуса.

Более того, сам централизм в какой-то момент становится глубоко провинциальным явлением. Транснациональные движения, прилежно усвоив модернизирующие "уроки Америки", перестают нуждаться в ее глобальном лидерстве. Аналогично и формирующиеся российские трансрегиональные проекты, многому научившись у "продвинутой Москвы", в дальнейшем стремятся обойтись без ее централизаторской опеки. Эти процессы происходят не в результате какого-то умышленного "сепаратизма", а потому что сами "центры", зафиксированные на собственной, устаревающей картине мира, перестают понимать текущие глобальные тенденции. Забавно наблюдать, как многие американцы, уверенные в своем "глобальном лидерстве", не могут найти на карте территории "подданных", а московская "элита" проповедует плоскую "восточно-западную" геополитику, не замечая, что глобальные отношения уже пришли в соответствие с формой нашей планеты…

Глокализация сменяет прежнее геополитическое соперничество централизованных национальных государств сетевой геоэкономической конкуренцией и прямым геокультурным обменом между различными регионами. Причем эти регионы со своими уникальными брендами первоначально могут возникать и как виртуальные проекты. Точно так же, как некогда из "виртуальных" картин Томаса Мора и Френсиса Бэкона, на дальней, неведомой периферии тогдашнего мира кристаллизовалась и сама Америка.

(1) Бек, Ульрих. Что такое глобализация? - М., Прогресс-Традиция, 2001.
(2) Ohmae, Kenichi. The End of the Nation-State. The Rise of Regional Economies. - London, Harper Collins Publishers, 1995.
(3) Barzun, Jacques. From Dawn to Decadence: 500 years of Western Cultural Life. - NY, Harper Collins Publishers, 2000.