Лев Рыжков : Ансамбль Христа Спасителя: Нойз, мракобесие&Rock-n-Roll

13:25  28-10-2015
Вообще, «Ансамбль Христа Спасителя» грозил нагрянуть в Москву в полном составе. Намечались совершенно точно гастроли в Ярославле и (почти точно) в Костроме. Но все вдруг отменилось. И в Москву из Твери приехал только барабанщик коллектива – Игорь К. Заодно привез новость – «Ансамбля Христа Спасителя» больше не существует.
Игоря К. можно увидеть на видео «Убивай космонавтов»
(a href="http://www.youtube.com/watch?v=b6n8Vt9aTOs "/a), примерно в середине восьмиминутного полотна. Это – вот тот чувак, который заполошно орет: «Да мы с Иисусом вот так!».
Игорь – нормальный, улыбчивый человек. Приехал из Твери по каким-то делам во ВГИК, попробовался в группу «Коррозия металла». «АХС», по его словам, примерно с лета не вместе. Особого смысла держаться не существует: три песни коллектива попали в стоп-лист Роскомнадзора. Организаторы теперь боятся «Ансамбля…», ибо проблемы с инстанциями не нужны никому.
Мы встречаемся, как и надо, в окрестностях Храма Христа Спасителя. Налаживаем на мосту видеоаппаратуру. Видео (забегая вперед) получается сверхговенное. Но, может, так и надо. А после, уже у «Кропоткинской», к нам привязываются менты: «Кто такие? Что тут делаете?» Короче, этакое вдруг возвращение в панк-рок 90-х.
Игорь спокойно, ровно, без единого мата, рассказывает историю «АХС». Предупреждаю сразу: много сюрпризов. Вдумчивый фтыкатель узнает, кто такая на самом деле та гнусная бабка, что исполняет значительную часть вокальных партий, кто заказывает «АХС» на корпоративы а также – какую роль в формировании тверского нойз-мракобесия сыграл расстрелянный киллерами шансонье Михаил Круг.


Как ты оказался в «Ансамбле Христа Спасителя»?
Проект был создан в 2007 году. Альбомы группы издавались в самиздате с 2007 года. С 2010 года с помощью Youtube проект стал известен, и нас стали приглашать различные музыкальные продюсеры из Москвы и других городов, появились выступления. И группа стала, таким образом, известна.
Я пришел в «Ансамбль Христа Спасителя» в 2011 году, сессионным барабанщиком. Для меня это был первый опыт игры в экстремальной группе с экстремальным звучанием. Я думаю, ни для кого не будет секретом, что «АХС» ни разу в своей жизни не репетировали. Тем не менее, «АХС» стали самой высокооплачиваемой из нойз-групп.

А кто все это придумал?
Ну, это лидер проекта Алексей Глухов. Насколько мне известно, проект сначала должен был быть создан, как чисто интернет-прикол. Так, разумеется, и получилось. Потом, после предложений, приглашений, группа начала выступать.
На момент 2011 года было три участника основных. Это Старуха, потом, разумеется, Алексей Глухов и Ксения Гитлер, чей голос, конечно, повлиял на звучание. Изначально, конечно Ксения Гитлер занимала ведущее место на аудиозаписях, на альбомах. А потом, в 2012 году, ушла…

img src="img src="http://s017.radikal.ru/i429/1510/cb/7120ee0b3263.jpg" " /

Это была очень скандальная ситуация – Ксения подралась с одной из журналисток после концерта, и решила прекратить свою музыкальную карьеру. После этого лидирующие позиции на альбомах, на записях стала занимать Старуха.

А кто такая вообще Ксения Гитлер?
Я знаю, что она занималась фольклором. Она говорила, что ездила по различным местам в Тверской области, собирала фольклор. К сожалению, я выступил с ней всего лишь два или три раза. Я сейчас уже не могу вспомнить.
Но она – очень хороший музыкант. Она многие концерты, можно сказать, вытаскивала. Поскольку группа ни разу не репетировала. И, в принципе, музыкальное звучание становилось гораздо более сильнее и разнообразнее с присутствием Ксении Гитлер на вокале. Потому что она, обладая харизмой, заменяла недостающих музыкантов, те репетиции, которые, в принципе, должны быть у любой рок-группы.

img src="img src="http://i081.radikal.ru/1510/69/9cc709131d16.jpg" " /

Я не знаю, как у мировых музыкантов. Но группы из среднего звена – они постоянно, перед каждым выступлением, репетируют. Для них выступление – это щепетильный процесс. Они отшлифовывают какие-то свои материалы, какие-то свои моменты, фишки, узнаваемость.
Для Ксении не было ничего такого. Она все делала естественно. Потому что она, можно сказать, уже родилась как будто на сцене. То есть, она знала, чего она хочет. И поэтому, когда она выступала, конечно, было интересней.
А после этого осталась только одна Старуха. И Алексей стал исполнять партии Ксении мужским вокалом – и немножечко, конечно, концепция изменилась. Но, тем не менее, это было золотое время «АХС».

img src="img src="http://s017.radikal.ru/i407/1510/92/0448d5df982b.jpg" " /

А кто такая Старуха?
По легенде это – настоящая старуха. Ей примерно 75-80 лет. Она из Калязина. Она - идеальный накопитель фольклорной традиции. Фигура с одной стороны простая. С другой – глубоко концептуальная. Она уделяет внимание всем артистам и политикам по телевизору, внимательно смотрит – кто похудел, или поправился.

Давай скажем, что Старуха – это образ, еще от Хармса идущий.
Да, конечно! Это образ, как я уже и сказал – это образ, придуманный где-то в 2003 году. Его блестяще исполнил Александр Константинов. Сейчас у него - проект «Старуха Изергиль». И он занимается сольной карьерой.

То есть, Старуха – это мужик?!
Это был образ человека, который переодевался в старуху. Вытаскивая челюсть вперед, говорил старушачьим голосом. Первоначально, в 2003 году, был записан альбом «Время стареть». Это песни под гитару, очень красиво сделанные, очень с юмором написанные тексты. После, пять лет спустя Алексей пригласил Александра для участия в рок-проекте. И потом получились «АХС».

img src="img src="http://s010.radikal.ru/i312/1510/f0/ce8a1af878ad.jpg" " /

Сначала вы все собрались в Твери?
Разумеется, сначала вся группа была собрана в Твери. А последний участник, который примкнул к коллективу – это уже я. Это было, когда группа стала уже выступать. Первый концерт группы был с электронными ударными. После чего через месяц выступил с группой уже я. Играл на установке Снэйка из группы «Наив». Это было 2 октября 2011 года на фестивале «Последняя осень». Для меня, как для провинциального музыканта были роскошью все эти тарелки, эта «кухня».

АХС – это было мракобесие? Или это сатира и стеб?
Вообще, лично для меня все тексты АХС – это сатира, это юмор, это жизнь деревенского человека. Это – жизнь человека с большим чувством юмора, который может посмеяться над собой, который живет не зацепленным за какие-то моральные блага, который развивается духовно, в первую очередь.
Поскольку я хотел быть профессиональным музыкантом, для меня это был великолепный шанс потренироваться, отточить свое мастерство. Первый (и последующие) концерты дали для меня большой опыт студийной записи, концертной записи. Но никакого мракобесия не было.
Первоначально это была форма искусства, которая не приносила каких-то доходов. Это делалось просто – как искусство ради искусства. С точки зрения музыканта я могу сказать, что приятно работать с коллективом, который, ни разу не репетируя, очень уверенно ведет себя на сцене, напрямую открыт слушателю, и слушатель это понимает.

Какой из концертов тебе наиболее запомнился?
Это концерт в сентябре 2013 года в подмосковных Химках. Мы играли в маленьком подвале кинотеатра. Там был вот такой звук и потрясающая ударная установка «Сонар». Был очень хороший звук. И я тогда отрывался на полную катушку. И было очень мало зрителей. Это было что-то типа междусобойчика. И я теперь понял, что самые лучшие концерты – это концерты для узкого круга людей. Это, может быть, поймут только музыканты.

img src="img src="http://s018.radikal.ru/i514/1510/92/035edc2ed770.jpg" " /

И второй концерт – когда мы ездили в гастрольный тур по городам Украины. Это был сентябрь 2013 года. Мы ехали на автомобиле. Я был водителем. И наш автомобиль посреди ночи в районе Серпухова вышел из строя. Удалось его починить только к утру. И мы поняли, что опаздываем на четыре часа.
Мы приехали в Белгород, на границу, кое-как, в спешке, собрали документы, прошли контроль, нас пропустили. И нам звонит орг этого клуба, что пора бы все уже отменять, потому что мы опаздываем уже на три часа. От Белгорода до Харькова – это был концерт в Харькове – примерно 70 километров. Мы гнали, старались успеть. В итоге успели. Приехали к клубу. Там стояла «скорая помощь» - не знаю, для кого.
Мы вошли в клуб, и нас встретила толпа. Просто вот толпа улыбающихся людей. Они прождали четыре часа. И такого теплого приема я не видел нигде, в принципе. Мы отыграли программу, отыграли на бис. И это было просто настоящее рубилово. Такого слэма, такой энергетики от поклонников я не видел вообще нигде.
Потому что были концерты у коллектива, где приходило сто человек, и они просто стояли, и просто смотрели на Старуху. Старуха уже пыталась и потанцевать, и что-то сделать, разбавить атмосферу. Я пытался поднять темп песен, чтобы развеселить толпу. Ничего не получалось, люди просто как вкопанные стояли. Потом на бис кричали. И непонятно, для кого играть бис. Потому что им всем, в принципе, было фиолетово. Но в Харькове было, конечно, по-особенному.

Долгое ожидание артиста – рецепт успеха?
Ну, да. Может быть, это связано с тем, что мы опоздали на четыре часа, и поклонники выпили уже весь алкоголь, который там был. Ну, а, может быть, и нет.

А было такое, что вас винтили, отменяли концерты?
Ну, разумеется. После событий, произошедших в 2013 году - концерты стали отменять. Отменился самый крупный, наверное, концерт в Москве. Это был январь 2015 года. Разные ситуации происходили. Я помню, один раз на одном концерте (это было на Урале, в каком-то городе) нас даже охранял ОМОН. То есть, специально был нанят отряд. Потом нас очень любезно повели, посадили в машину, и мы поехали на вокзал. Были даже такие вещи.

Враги у вас и вашего коллектива есть?
Ну, разумеется! Потому что наше творчество все-таки является сатирой. И есть люди, которые полностью воспитаны… Ну, я не хочу никого обидеть, но я думаю, что это – конкретно прозападные люди, которые не очень любят, не очень понимают сатиру, фольклор. Может быть, у них, конечно, вызывает антипатию творчество «АХС», скажем так.

То есть, в 2013 году пошла тенденция к отмене концертов и начались проблемы?
Я могу сказать, как музыкант, что общество, в первую очередь, перенасытилось музыкой, перенасытилось развлечениями из-за того, что всего стало много. Сейчас даже деревенского человека (я никого не хочу обидеть), но даже человека из самой глубинки сложно чем-то удивить. Сейчас можно открыть ноутбук и все увидеть.
С 2013 года общество потеряло интерес к подобного рода проектам и стало развиваться не самостоятельно, а с подачи каких-то телевизионных передач. То есть, общество перестало думать, мыслить. Если раньше, например, любой музыкант брал пару схем, паял примочку, включал ее в гитару,и получалась хрипящая, пердящая музыка, то сейчас просто можно увидеть рекламу, купить себе «фендер-телекастер»…

В кредит.
В кредит и по выгодным условиям, например.

Вас кто-то запрещал?
Очень снизился уровень посещаемости концертов. Если раньше на концерт в каком-нибудь провинциальном городе АХС могли собрать 80-200 человек, то сейчас на концерты ходят меньше. У людей появились другие проблемы. Надо экономить деньги. Планы на будущее люди начинают строить, потому что как бы кризис. Телевизионные прогнозы не очень хорошие.
Я сам-то телевизор стараюсь не смотреть, у меня его даже нет в комнате. Но, допустим, мои друзья говорят, что по новостям передают, будто экономисты дают не очень хороший прогноз. Поэтому я вот на концерт не иду, потому что мне нужно экономить деньги. Да еще кредит висит. И это все постепенно влияет на творчество музыкантов. Снизились, например, ставки на корпоративы.

А «Ансамбль Христа Спасителя» разве приглашали на корпоративы?
Мы один раз выступали в 2011 году на чем-то подобном. Это было в Тверской области, в загородной чьей-то там резиденции. Я уже не помню. Это был большой коттедж. Там было день рождения какого-то человека, и была целая программа нойзовых музыкантов.
Группа работала практически за бесплатно. То есть, гонораров никаких не было. Ну, не то, чтобы за бесплатно. Но каких-то бешеных заработков не было.

Если вы из Твери, то наверняка вас что-то связывает с Михаилом Кругом?
Это целая история. На меня этот человек – Царствие Небесное – Михаил Воробьев, мой сосед, оказал колоссальное влияние. Потому что я из простой семьи текстильщиков Твери. Как вы знаете, в Твери текстиль полностью развалился, и я не смог продолжить традицию моих родителей – тоже стать текстильщиком. Поэтому я стал заниматься музыкой, какими-то там вещами.
И как раз тогда напротив моего дома купил землю Михаил Круг. Мне было тогда 8-12 лет. Я рос и наблюдал за развитием нашей, тверской, легенды. Мы играли там всей толпой вместе в футбол. Он рассказывал нам всякие смешные истории. В общем, вот такой мужик был, Царствие небесное.
И, конечно, разумеется, если бы не это, я, может быть, стал бы другим человеком. Но, вообще, я хочу сказать, что лично на меня, как на музыканта, повлияла открытость. Я верю в то, что даже если звезда или музыкант мирового уровня, то чем больше его уровень, тем больше он должен в себе держать тепла и любви к людям. Потому что в противном случае его просто захлестнет эгоизм или ненависть. И мне есть, просто как музыканту, на кого равняться.
Когда работаешь в музыкальном коллективе, ты должен в первую очередь показать себя не как музыканта, а как человека. Тебя должны полюбить. Потому что группа, рок-группа, джазовый коллектив – неважно – это целый механизм, целая семья, которая живет слитно. И здесь нет смысла демонстрировать свое превосходство. Здесь чем проще ты, тем лучше. Это потом, конечно, начинаются репетиции и студийная работа – ты уже показываешь то, что ты умеешь.

А как стало понятно, что «Ансамбля Христа Спасителя» больше нет?
В 2015 году мы выступали на фестивале, который проводила против абортов группа «Коррозия металла». Это был июнь 2015 года. Мы приехали в Москву, отыграли программу. И настроения в группе были очень сложные. Мы, может, просто устали друг от друга. Может быть, из-за того, что музыканты все обзавелись своими сольными проектами. Конечно, львиную долю принес общий спад интереса к группе.
И лидер проекта летом, в конце августа, заявил о распаде группы.

Старуха? Или Алексей Глухов?
Алексей Глухов. Он сказал, что проект, может быть, пока временно, но больше не существует.

Так а как же вы на гастроли чуть не поехали в Ярославль? Вот сейчас, в октябре?
Ну, гастроли в Ярославле были спонтанными. Сейчас, как я уже говорил, все занимаются своими проектами сольными. И сейчас туда едет Старуха Изергиль. Притом в одиночку. Мы планировали сделать тур. Но администрации клубов в этих городах проспонсировать это не смогли. А ехать за свой счет – это играть себе в убыток.

То есть, после распада группы Старуха осталась в наивыгоднейшей позиции?
Я не могу сказать так. Все-таки Александр выступает с сольным проектом. Это «Леша закон» Это хард-шансон-рок-гоп-стоп-бард с интересными текстами. Я знаю, что сейчас он вообще, в принципе, в плэй-листах, и у людей пользуется спросом.
Я сам организовывал концерт «Леши закона». Это было в Москве, в апреле 2015 года. У меня неплохо получилось. Я отбил кассу, скажем так. Очень интересные фанаты.
Кстати, отдельно хочу отметить, что за пять лет работы я не встретил ни одного пьяного или агрессивного человека. Это всегда очень интеллектуальные, воспитанные люди, с чувством юмора. Очень часто подходят и просто разговаривают о жизни. Я не знаю почему, но, несмотря на грубый звук, какие-то грубые моменты в творчестве, поклонники всегда очень хорошие, очень вежливые. И так, в принципе, везде. Потому что мы выступали в России и вне России.
И я понял, что если человек хочет быть музыкантом, то ему необязательно покупать дорогую гитару или брать уроки у профессионального мастера. Он может взять гитару и сыграть то, что он хочет. И он будет прав. Потому что в первую очередь важно желание. А все остальное – это уже индустрия. В принципе, здесь, конечно, можно поспорить, но я считаю, что это так.

Расскажи про свои сольные проекты?
Недавно я спродюсировал первый проект. Это проект с Ником Рок-н-Роллом, аудиобоевик. Я всегда хотел заниматься кинопродюсированием, но, поскольку современное кино имеет очень серьезные проблемы, очень сложно начинающему продюсеру куда-то пробиться, – мне пришла в голову идея: записать этот боевик и как бы снять его. Только в аудиоформате.
У меня был случай, когда я свою любимую коллекционную кассету вставил в видеомагнитофон, который перестал ее воспроизводить. Остался только звук. И это навеяло мне идею, чтобы сделать аудиобоевик. Презентация боевика будет 6 декабря. Его издает московская студия «Союз».
И второй мой проект – это рок-альбом Эдуарда Скрябина. Это фрик. Он стал известен после клипов на «Ютюбе». «Еду я на родину», «Геймеры» и прочее. Это очень искренний деревенский человек, который начал прокладывать дорогу к фольклору, к сатире, вместе с Игорем Растеряевым и некоторыми другими музыкантами.
Альбом из девяти композиций мы записали в Твери. Мастеринг делал очень известный тверской звукорежиссер Сергей Голованов, студия «Магнетик». В ближайшее время будут организованы концерты, будут сняты клипы. Но время покажет, как и что.