Ген Жэстачайший : Парадокс Потифара

10:11  27-06-2016

История эта древняя, рассказанная в первой книге Моисеевой - "Бытие" о Иосифе - сыне еврейского праотца Иакова. Нет нужды пересказывать библейский сюжет подробно ( многие знают, а кто нет - легко найдет). Эпизод из главы 39-ой. В ней проданный в рабство Иосиф оказывается в услужении Потифара, начальника телохранителей фараона ( дело было в Египте). Потифара называют то евнухом, то начальником евнухов, с этим ясности полной нет, ну и ладно, хотя отношение к делу иметь может. Но в Книге Бытия говорится, что Потифар женат. Имя жены не упоминается, а потому и мы станем звать ее женой Потифара. Иосиф был юноша смышленый и за короткое время добился расположения своего хозяина. Потифар настолько стал доверять рабу, что устранился от управления своим имуществом и поручил все Иосифу. Кроме, естественно, своей жены. Жена Потифара была другого мнения и решила соблазнить красавца управляющего, так сказать, захотела отдаться в полное управление. Добивалась своего она долго ли, коротко ли - то нам не ведомо. Только когда заманила Иосифа в опочивальню и хотела согрешить, благородный раб ответил отказом. Вот как в Библии: "случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон." А затем жена Потифара учинила скандал, обвинив Иосифа в попытке изнасилования. Снова обратимся к Библии: " Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом; и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице."
Давайте вместе с Потифаром попробуем ответить на непростой для него вопрос, что должен был он сделать с любимым(?) своим рабом, обвиненным любимой(?) своей женой в домогательствах. Ведь если жена говорит правду, то Иосифу одна дорога - тюрьма ( здесь допустимы варианты - смерть, работа в каменоломнях...). А если врет? Как не верить жене, когда других свидетелей нет, тем самым оскорбив недоверием знатную египтянку. И даже если врет; оставь Иосифа подле нее, все равно желания своего не бросит - совратит. Получается, и в этом случае - темница. Впору вспомнить дедушку Крылова: "У сильного всегда бессильный виноват."
Почему жена Потифара обвинила Иосифа Прекрасного ( почти все религиозные и литературные источники наделяют Иосифа исключительной красотой ) и таким образом, через публичный скандал, захотела решить участь юноши? Вероятно, на тот момент это был единственный выход. Иосиф, управляя хозяйством Потифара, случалось, находился возле его жены. Может события из Книги Бытия - ее последняя попытка соблазнить неуступчивого красавца, может кто-то стал свидетелем этой сцены. Многовариантность ( а при первом рассмотрении кажется, что у жены Потифара были возможности поступить по другому ) породила и разные толкования обвинения Иосифа: от желания ему смерти до попытки таким образом образумить несговорчивого раба и сделать его послушным.
Здесь уместно вспомнить историю Моисея Угрина ( мощи его покоятся в Ближних пещерах Печерского монастыря в Киеве), к которому в молитвах обращаются за исцелением плотских искушений. По происхождению венгр, он поступил на службу к князю Борису. После убийства князя на реке Альте Моисей скрывался в Киеве. В 1018 г., когда польский король Болеслав захватил Киев вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника. Богатая полька-вдова, загоревшись к Угрину страстным желанием, выкупила пленника. Она пыталась всячески совратить Моисея, но не добившись ничего, приказала оскопить юношу.
Если итожить - неясны мотивы жены Потифара, но дела ее понятны; рано или поздно этим бы все закончилось, учитывая, кто противостоял искусительнице. Подозреваю, что достаточно вольные египетские нравы сплошь и рядом демонстрировали примеры другого толка и поведение Иосифа было удивительным жене Потифара и ее подругам, а на все непредсказуемое принято смотреть как на опасность.
Мог ли Иосиф, когда судьбу его решал Потифар, оправдываться и доказывать свою невиновность. Мог. Хотя с большой степенью вероятности не оправдывался, смысла в этом было мало. Уж если родные братья не слышали мольбы Иосифа ( а именно они продали его в рабство ), то на что он мог рассчитывать при решении его судьбы хозяином- египтянином.
Почему Потифар предпочел отправить юношу в темницу; наказал, но сохранил жизнь. Был ли благодарен Иосиф за это Потифару, или затаил обиду? Простил ли Иосиф Потифара и его жену, как простил своих братьев, став вторым после фараона человеком Египта. На эти вопросы в Книге Бытия ответов нет. А домысливать не стоит.
И еще, что подумалось: сколько тысячелетий прошло, а все словно из нашей жизни списано!


____________________