Валера Лашманов : Восхождение на Пайер. Из серии

21:27  22-09-2016
Ермолаев А.: Первый раз проснулся от звонка будильника и сказал: - Кажется, будильник звенит. - Командир ответил: «Да, будильник». Второй раз проснулись в 9-00 по местному времени.
Первоначально хотели сразу надеть кошки, но вышли все же на лыжах и за 1 час дошли под перевал, но эти метания привели к тому, что подготовленный ледоруб, любезно предоставленный мне Языниным, я оставил прислоненным к стопке ящиков c геологическими образцами.
Остановились у заметной группы камней, оставили лыжи, надели кошки. Здесь же выяснилось, что ледоруб забыт, но Ринат из лыжной палки Завольского (так как там легко снималось кольцо) изготовил альпеншток со страховочной петлей. Легкий, но пронизывающий насквозь ветерок, заставил надеть всю одежду, но после 15 минут ходьбы пришлось всё снять и далее подниматься налегке.

Дошли до первого ЗУБА, вблизи он впечатлил своей громадой. Ринат сказал, что в 2006 г. в этом месте один участник отказался идти далее. Мелькнула аналогичная мысль – отогнал ее. Командир с Кузнецовым решили достать верёвки и, хотя Ринат говорил, что это еще не то место, где необходимо страховаться, начали тренировку пораньше, чтобы к тому, нужному, месту быть готовым.

Подъем с организацией страховки занял много времени. На последнем зубе я оторвался от группы и в 19-37 поднялся на вершину, на которой уже были сегодняшние следы человека обычного. Сидя на гребне, мы видели его в долине, спешащего от горы. Пока разведывал, где он поднялся и спустился, до вершины дошла вся группа и начала искать меня. Все вместе собрались и в 20-30 начали спуск. Смеркается, спуск оказался крут. Идём со страховкой двумя веревками, получается медленно, сказывается низкий уровень диоптрий. В 22-30 мы ещё где-то на середине склона с фонариками на голове. Ринат уходит вперед, я следом. Первое время он заботливо предупреждает об опасных местах, но затем стремительно отрывается. Только в 24-00 собирается вся группа вместе, внизу перед озером. Устраиваем перекус. Далее идем вдоль озера, не снимая кошек, поднимаемся на перевал и не узнаём родную долину. Но GPS выводят нас к лыжам в 1-45. Лыжи на спуске решили не надевать. Иду первым, вскоре выхожу на нашу лыжню и в 3-05 оказываюсь возле балка, где меня нагоняет Шаров с мощным фонарем на лбу. В 3-30 собираемся все вместе, ужинаем (очень поздний ужин) и в 5-30 отходим ко сну.

Иксанов Р.: День, за который благодарю СОЗДАТЕЛЯ за его доброту и долготерпение. Такой комфортной (нежной) погоды в этих местах я не видел никогда. Даже ночью во время спуска с горы и возвращения на базу снег и ветер выключили, а подсветку в виде Луны включили. Несмотря на поздний выход, неспешное передвижение на подходах, долгую работу с верёвками на преодолении гребня и спуске, восхождение удалось.

Само восхождение запомнилось суетливой работой с верёвками, ледорубами, карабинами – для меня в основном новой и достаточно трудной. Я видел, что мы явно не успеваем спуститься до темноты, и любое ухудшение погоды грозит серьёзными осложнениями. Как мог, старался ускорить передвижение, но это было не в моих силах.
Еще запомнился эпизод на спуске с участием Александра Ивановича. Я стоял на верхней станции на второй веревке. Страховка через ледоруб. Александр Иванович встегнулся «восьмёркой» и пошел вниз достаточно прытко, и метров через 10, на очередном рывке, ледоруб, который был привязан ко мне, вырвало из фирна. Я заорал: «СТОП!», пытаясь зарубиться, и Саша остановился, - вот молодец, и мы вдвоем зафиксировались на склоне. Слегка перетрухнул, хотя ситуация была безопасна, т.к. моя «станция» была одновременно нижней для первой верёвки, и мы бы просто повисли на верхнем ледорубе, хотя кто его знает, лететь было ой как далеко.

Завольский В.: На спуске тормознули. Руководитель, пытаясь закрепить конец очередной верёвки, судорожно разгребал рукавицей снег, под которым в этом месте крутого склона обнаружился тонкий слой льда, а под ним смёрзшиеся камни. Ледоруб не воткнуть, ледобур не ввернуть. Андрей откинулся от склона на верёвке и не спеша закурил. Захолодало. Не отстёгиваясь от самостраховки, я надел пуховку, достал фонарик и нацепил его на голову, пока не включая. На помощь руководителю спустился Ринат. Он придумал вернуться метров на восемь вверх, где снег достаточно глубокий, и там воткнул ледоруб.

Только в 00-00 часов группа собралась после спуска с горы. Поели сушёных ананасов, попили чего было. Холодно. Пошли. До базы по прямой (как вороны летают) - 7 км, как от Пролетарской до Московского вокзала. Потом у меня сползли брюки на бёдра. Пришлось снимать обвязку. Тронула доброта группы, потому что группа подождала меня. И шли все вместе, никого не бросали. Хотя была Луна, и многое было видно. От озера Кечьпельты как-то быстро поднялись на перевал, но лыж не нашли. Оказывается, поднялись немножко не туда, куда ожидали. Потом шли еще 1км до лыж. К лыжам подошли в 1ч. 45 мин. На базу пошли в кошках, лыжи надевать не стали. Слева из-за хребта светила яркая Луна. На базе собрались в 3-39. Попили чайку с коньячком, который донес до базы Ринат. Да еще макаронного супчика поели. Спать ложились, когда в горах начался рассвет.