И.Шамир : Бывают ли православные антисемиты?

17:45  05-05-2005
ПРАВОСЛАВИЕ И АНТИСЕМИТИЗМ

Усилить антииудейскую проповедь!

Бывают ли православные антисемиты? Разумеется, бывают - среди мирян, священников и архиереев. Хотя издавна принято, что неприлично русскому интеллигентному человеку быть антисемитом, расистом и шовинистом. Принцип этот утвердился среди русской православной интеллигенции веками. В начале ХХ века русское православное общество и особенно духовенство решительно осудило еврейские погромы. Священники выходили с иконами против погромщиков. Одними из наиболее ярких порицаний погромщикам принадлежат тем, кого упорные борцы с антисемитизмом любят зачислять в черносотенцы – св. Патриарху Тихону (Белевину), блаж. Митрополиту Антонию (Храповицкому) или св. Иоанну Кронштадскому.

Есть ли антисемитизм в Православии? Разумеется, нет. Христианское анти-иудейское учение – одна из важных частей Православия, а вовсе не необязательное «предание старцев». Анти-иудейскую проповедь никак нельзя рассматривать как расистский антисемитизм. Поиски антисемитизма в святоотеческом предании у свв. наших отцов, авторов литургий Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина или Василия Великого, и даже в самих Евангелиях, в словах Господа нашего Иисуса Христа могут привести к парадоксальным результатам. Потому, что если продолжить линию, то мы неизбежно придем к ветхозаветным Божьим пророкам, беспощадно бичевавших грехи и блуд народа своего Израиля, а то и объявим антисемитом Того, от чьего имени они вещали.

Когда-то, еще в юности, когда я училась Православию, то в моем Катехизисе, изданном в Москве где-то в начале 70-хх гг. еще кажется, благословением Патриарха Пимена, я нашла вопрос «Какое отношение имеют к Священной истории современные евреи?». Катехизис, который, как известно, основа нашей веры отвечает однозначно: «Никакого отношения современные евреи к Священной истории не имеют». Вот так – никакого! Ни заслуг тех древних иудеев, ни грехов, ни вины на евреях нет. Совсем другой народ, другой язык, другая религия.

Современные евреи верят, что их, основанная на Талмуде и магических практиках Каббалы религия идет прямиком от Синайского откровения. Не корректно спорить с ними, как нет политической корректности в спорах с мусульманами, последователями жившего в VIII в. Мухаммеда, верящих, что их религия – возвращение к истокам религии библейского патриарха Авраама. «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить» (Иисус Наввин 24:15). Мы же верим, что мы и есть Израиль на основании Нового Завета с Господом нашим. Иисус Христос, Человеколюбец Бог наш пришел спасти всех людей, искренне обратившихся к нему. Он сам был иудеем и когда он спорил с фарисеями, когда говорил «иудеи – дети дьявола», по сути говорил «мы - иудеи». Церковь идет по его стопам.

Однажды мы говорили с моим духовником, видным православным богословом русского зарубежья.

- «Почему столько места уделено в Евангелиях подробным рассказам о грехах древнего народа, не существующей сегодня иудейской секте. Ведь такие важные вещи, как учение Христа в пустыне, лишь упоминается вскользь»

- «Там про фарисеев и грехи Древней Еврейской Церкви для назидания нам сегодняшним, - отвечал мой исповедник, - Потому, что грехи фарисейства могут случаться в любой церковной организации. Вот потому-то, нам в назидание, об этом столько говориться. Да и грехам Древнего Израиля потому столько места, чтоб нас предостеречь от грехов их христоненавистничества, приведших, в конце концов, к отказу от благодати и к гибели избранной Господом когда-то церкви».

Православная традиция неотделима от отрицания иудаизма не из-за воображаемого «церковного антисемитизма», а потому, что мы сами суть – Израиль, и мы сами склонны к грехам фарисеев. Мы сами можем, как они стать христоненавидящим родом. Мы сами склонны впасть в грехи иудейских старейшин и книжников, ненавидевших Христа за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовавшим Ему и осудившим Его на смерть.

Анти-иудейская проповедь нужна прежде всего православным, как предостережение, что можем оклеветать и предать Христа. Нужна она, чтоб мы сами, не исказили бы намеренно Писаний как когда-то христионенавистные «учители евреев». Что греха таить, многие православные и даже целые церковные коллективы в разное время впадали в ереси, возбуждали кровавые смуты, отступали от веры, предавали Христа, прикрываясь фарисейскими оговорками. От первых христиан - Святых отцов наша до сего дня необходимо нам проповедовать преимущество христианской благодати над ветхим иудейским законом. «Словом о законе и благодати» еще на заре русской истории назвал свое яркое богословское сочинение первый русский митрополит Илларион. И слова Христовой правды, свет истинный нам заповедано нести народам, а еще важней, распространять семя Истины среди самих себя – православных.

Полемика с иудаизмом никогда не носила в христианстве расового или национального характера. Еврей, покрестившись в православие, становился как все мы. Христианское отрицание иудаизма не имеет ничего общего с расистским антисемитизмом нацистов или государственным антисемитизмом времен СССР. Евреи живут среди христианских народов 2.000 лет. Здесь они сформировались, как народ, обрели язык и культурную общность. За 2.000 лет всякое бывало в отношениях соседей – беды, войны, преследования. Таков удел всех народов и евреи не исключение. Все же за два тысячелетия между евреями и христианами было значительно больше спокойных, мирных лет добрососедских отношений, чем бед, вражды и ненависти.

Ненависти, замечу, порой взаимной. Религия евреев полна ненависти к христианству. Современный поликультурный мир стал терпимым ко многим вещам, казавшимся ранее. Открыто исповедуется неприемлемые раньше вещи, даже такие черные, как сатанизм. Евреи вернули в Талмуд, осмотрительно изъятые оттуда в Средние века нападки на христианство, так называемые «хисронос шас». Живущий в России еврейский теолог Адин Штайнзальц включил большинство христоненавистнических пассажей в новый перевод Талмуда на современный иврит без серьезного сопротивления раввинских кругов. Такая смелость показывает, что никто среди евреев серьезно не боится пугала «церковного антисемитизма». Притчи о добром самаритянине и вдове из Сидона – пример отношения к национальным и религиозным меньшинствам – отверженным в иудейском обществе, дает нам сам Господь Бог наш Иисус Христос. Анти-иудейская проповедь отвечает фарисействующим и зелотствующим антисемитам и расистам всех мастей, затесавшимся в соборную общину православного христианского Израиля.

Церковь осуждает грех расизма или по-православному филотизма. В христианской анти-иудейской проповеди нет места ненависти. «Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колосс 3:11). Христос всемилостив, пришел ко всем людям с любовью, и закоренелый грешник может, искренне раскаяться, осознать грех и заслужить прощение. В том числе грех ненависти к людям, живущим и думающим иначе. Даже самые жесткие слова порицания иудеев, как в православных богослужениях на Пасху, не идут ни в какое сравнение с проклятием христианам в ежедневной еврейской молитве «алэну лэшабэах» (мы благословляем) – «пусть падут они ниц (перед нами) опустошенные». Нет у христиан ничего похожего на произносимую набожными евреями каждую субботу молитву «ав рахамим» (отец милостивый) содержащую просьбу Богу уничтожить христиан. Бог им судья.

Православная проповедь не зависит от мирских нововведений. Возврат к древней традиции, усиление анти-иудейской проповеди и укрепление богословского отрицания фарисейства поможет всей нашей Матери-Церкви и каждому из ее чад спастись от греха, оборониться от иудействующих и зелотствующих как извне, так и в самом православии.