Маша Медведева : Реабилитация (глава пятая) Доброе утро

09:41  02-03-2017
Вялый — да.
Частый… ну не всегда…
Жидкий… Неужели у меня инфлюэнция? Доктор, мне бы успокоительного.
—Вам в каплях или в таблетках?
—Не зли меня, падла! — я вспомнила анекдот.
Нет, нельзя так, нельзя, нельзя, нельзя….
Случилось что-то с голосом…. Я маленький какой! Насмешек я не потерплю! Кто шутит надо мной?!
Нельзя так, нельзя, нельзя, нельзя…Незачем, незачем, незачем так орать…
Я и в первый раз прекрасно слышала… я много о вас слышала.
Я слышала. Много… О вас. Я много о вас слышала…
Нет, нельзя, нельзя, нельзя... Надо учиться... Надо учиться держать дистанцию
Надо быть хорошей. Хорошей для всех. Надо, чтобы всем вокруг меня было хорошо.
Меня так учили.
Ребенок, воспитываемый в стиле «хороших детей не видно и не слышно» не умеет свободно дышать. Естественная тенденция заговорить, выкрикнуть что-то или завопить душится спазмами шейной мускулатуры.
Эти напряжения влияют на качество голоса, который становится слишком тонким, слишком низким, слишком безжизненным или чересчур шипящим.
Ш-ш-ш… Сиди, где сидиш-ш-ш…
Сидишь возле них? Ну и сиди! Скучновато вообще…
Спа… Спа... Спа…Спаси-и-и-те, ой памаги-ите.
А то укушу! Укусит, укусит, укусит…
Еще раз… Спа… Спа… Спа…
Спасите! Посоветуйте! Как мне захлопнуть пасть!
Спасите! Посоветуйте! Как мне захлопнуть пасть!
Ко-ко! Ко-ко! Ко-ко-коро-коко!
Ко-кое все красивое! Ко-кое все зеленое!
Зеленый… зеленый… зеленый…
Зеленый, помнишь? Зеленый, в этом зеркале — ты!
Зеленый чай. Японская саранча! Налетчики! Нет!
Японская сенча! Чай «Японская сенча».
Сенча – замечательный антиоксидант, он помогает нам как можно дольше оставаться молодыми и здоровыми. Сенча богата витаминами А,В,С,D,Е, йодом и аминокислотами. Такой чай тонизирует, придает сил, снимает усталость.
Внешне сенча напоминает иголки, а японцы прозвали этот чай «паучьи лапки».
Лапки да лапки да лапки мои… Ищите передник и споем!
Ко-ко! Ко-ко!
Ко-ко-коро-коко!
Кокейча! Чай «кокейча».
Кокейча - пропаренный на морских водорослях зеленый чай из Японии.
Это такие маленькие иголочки, которые пахнут… Нет, благоухают свежескошенной травой, головой качая, и очень богаты йодом.
А по радуге он зелено-голубой.
Но я его дома забыла! А голову? А голову не забыла. Голова есть. Голову не забыла…
Девушка, кем вы себя мните? Неважно! Неважно, кем я себя мну!
Имейте в виду, мы хорошо развиты физически и хорошо знаем приемы джиу-джитсу!
Доигралась я в своем народном театре. Театр! Театр начинается с вешалки. Но чтобы вешалка играла Джульетту, это нонсенс!
«В четыре с половиной года поменялась энергия и до девяти лет пошла творческая энергия».
Пошла, пошла, хорошо пошла! Металл! Инь-металл.
Инь-металл — это творчество. Творческая энергия. Столп судьбы шел очень хороший.
Кстати, вам это будет небезынтересно. Здесь, у меня в руках, можно сказать, вся моя биография. Кем я только не была: клерком на железной дороге, видным специалистом по организации хоровых кружков…. Кружок художественного свиста… Свист! Художественный!
Преподаватель верховой езды, и как вы сами видите, изысканных манер. А так как я с детства не владела ни тем, ни другим, так что и здесь карьеру мне сделать не удалось.
Вот! Репортер! Стенографист! Однажды я так застенографировала выступление одного члена парламента, что это кончилось отставкой всего правительства. Вы даже себе не представляете, что такое фарс на провинциальной сцене!
Все города? как города,- полный зал, благодарная публика, а в Одессе:
О, спойте "Маленький креольчик"!
- Но я её уже пел!
- Да, но мы её не слышали!
- Но почему вы её не слышали?
- Так мы ж уходили!
- Но куда вы уходили?
- Таки смотреть на пожар!
- Но на какой пожар?
- Ха! И он спрашивает нас, на какой пожар! Горела аптека Додика Менделевича!
- Но зачем вам было идти на тот пожар??
- ТАК ВЕДЬ ВЫ ЕЩЕ БУДЕТЕ ПЕТЬ, А АПТЕКА У ДОДИКА УЖЕ СГОРЕЛА.
Я пел…. Менделевич горел…. Нет, это не я пела, это Вертинский. В своих воспоминаниях об одесских гастролях.
А я… Кстати, может, многие меня не знают….
Нет, я ни на что не претендую. Просто я представлюсь. Меня зовут Джером крапка, то есть клапка Джером. Это когда я без очков. А когда я в очках, я Джи.
— Девушка, у нас есть психотерапевт, — говорит мне доктор.
Да, в каждом уважающем себя санатории есть психотерапевт.
— Нет! Только не это, шеф, только не это!
Я — нормальная, нормальная, нормальная….
Скоро выйдет моя книга. Хотя… зря я ее, конечно, съела… О чем моя книга? О первой любви! Повесть о первой любви! Сюжет этого произведения произвел на меня огромное впечатление. Очень интересно выстроена композиция. Образная структура богата и разнообразна. Особенно автору повести удалась кульминация….
Как этот к этому подходит, да как ДАСТ ему под дых!
А тот ему — в пятак! А тот ему — по рогам! А тот ему — по чайнику!
Чайник, чайник, чайник….
Мужик, представь себе, что ты — чайник, ты закипаешь, тебя надо снимать…
До заваривания пустой чайник должен быть хорошо согрет. Обычный способ согревания — ополоснуть чайник кипятком. Галочка ополаскивала!
Чай надо готовить из свежевскипяченной воды.
Кипячение воды! К сожалению, многие люди готовность воды к завариванию определяют по принципу: «засвистел» чайник, значит, пора.
А старушка засвистела? Нет! Так чего ж вы приперлись?
Хотя еще с древнейших времен известны три классические стадии кипения.
Первая — «если вода похожа на рыбьи глаза и потихонечку подает голос».
Ах ты, рыбий глаз!
Вторая — «как из пучины бьет ключ и как бы выносит с собой жемчуг»
Третья — «шторм, похожий на возмущение подымающихся вверх волн».
Последняя стадия, согласно японской мудрости, говорит о «постарении» жидкости и ее непригодности для питья. Когда наступит стадия белого ключа — это оптимальная температура для заваривания.
Ни в коем случае нельзя смешивать кипяченую воду со свежей. Повторное кипячение так же недопустимо — это отразится на аромате напитка и его вкусе.
Если чай заваривать подогретой кипяченой водой, вкус его будет безвозвратно испорчен.
Надо сразу готовить чай нужной кондиции концентрации и разливать из заварочного чайника в чашки без дополнительного разбавления кипятком.
Кипятков! Отца! Немедленно! В школу!
Интересно, долго я буду здесь стоять? Откройте дверь папе! И пусть никто не вмешивается! Я все сделаю сам! Сейчас будем вешать это произведение живописи!
Разогнули папу! А нет, папа сам разогнулся!
Да… Было времечко…
Для заваривания чая желательно использовать фарфоровую посуду.
Разбили…. Это же Кузнецов! Ай! Ну кто так подбирает осколки!
Я вам покажу, как надо подбирать осколки!
Пить чай нужно сразу после заваривания.
Если при заваривании чая появилась пена, значит, чай заварен правильно, эфирные масла не улетучились. Удалять пену не нужно.
Неповторимый аромат чаю придают эфирные масла. Они очень летучи и испаряются даже при нагревании заваренного чая.
Поэтому не рекомендуется вторично подогревать чай.
И никаких, никаких психиатров!
Только солнце, только воздух, только небо и… вода!

***

— Уезжаешь? — улыбнулась мне навстречу Аня.
— Нет. Просто… Ты помогла мне, и мне тоже захотелось кому-то помочь.
— Молодец. А на процедуры записалась?
— Ага. И на ванны тоже.
Я поставила на асфальт у калитки две дорожные сумки пожилой отъезжающей супружеской пары из Запорожья, и пошла обследовать окрестности.
— Вот, например, мои брови… — бормотала я в перед зеркалом, рассматривая остатки поблекшего татуажа.
— А что ваши брови? — спросила меня пани Люба в салоне красоты «Мадонна».
— Брови делают лицо! Надо обновлять!
Нет некрасивых женщин, есть недофинансированные.
Мужчины (особенно высокостатусные) очень четко сканируют, сколько женщина в себя вкладывает, насколько она себя любит, и что можно с ней себе позволить.
Они смотрят оценивающе. Так смотрят милиционеры, руководящие работники и ….. незамужние женщины.
Но есть и другая сторона. Она всегда есть. Наши души встречаются на тонком плане, только души. И бровей на тонком плане не видно. И прически не видно. И кофточки. И если души решили быть вместе, то вас он найдет. И в том прикиде, который надо. Сначала события происходят на тонком плане, а потом на внешнем.
Записавшись на брови, я решила пройтись и посмотреть, что вообще в мире делается, осмотреть окрестности.
Основной достопримечательной окрестностью была длинная аллея, ведущая к бювету минеральных вод, окруженная избушечными сувенирными киосками.
А дальше… тихий лес, стрекот весенних птиц, наглые ручные белочки…
И… люди… живые люди. И лица! Лица! В течение всего отдыха я здоровалась со всеми, кто попадался мне по пути в столовку, на водопой, на процедуры…
Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!
Люди… Живые люди…
— Почем ягоды? — спросила я, увидев ягоды годжи и почему-то вспомнила упражнение с изюминкой.
Выбить Крымкого хана с изюмского шляха!
Весело подняли изюминку! Сначала возьмите изюминку и подержите ее в ладони или между пальцами. Фокусируйтесь на ней, представляйте, что вы только что с Луны свалились (или с гусеницы) и никогда в жизни не видели ничего такого. Посмотрите! Посмотри на меня! Уделите время тому, чтобы действительно рассмотреть ее, вглядывайтесь в изюминку внимательно, с полным вниманием. Пусть ваши глаза исследуют каждую ее часть, рассмотрят яркие участки, где свет сияет, более темные полости, складки, выступы, и все остальное…Потрогайте! Для мужчины увидеть, значит, потрогать! Пощупайте изюминку пальцами, повертите ее, исследуя ее текстуру, возможно с закрытыми глазами, если это усиливает ваше осязание. Усилить, усилить хочется…. Понюхать. А нюх, как у собаки, а глаз, как у орла! Поднеся изюминку к носу, с каждым вдохом впитывайте любые уловимые запах, аромат или благоухание, замечайте по мере выполнения, не возникает ли какое-нибудь интересное ощущение во рту или в желудке.
Теперь медленно поднесите изюминку к губам, отметьте, что ваша рука в точности знает, как и куда ее положить. Мягко поместите ее в рот. Не жуя! Глотайте не жуя! Не жуя у вас не выйдет…. Сначала заметьте, как изюминка попадает в рот. Посвятите несколько мгновений исследованию ощущения от наличия ее во рту, исследуйте ее языком. Когда вы готовы, приготовьтесь разжевать изюминку, замечая, как и где она должна располагаться для пережевывания.
Затем — очень осознанно! — кусните ее раз или два и заметьте, заметьте, заметьте, не я это предложил! Заметьте, к чему это приводит, ощущайте все волны вкуса, истекающие из нее по мере того, как вы жуете. Еще не проглатывая, заметьте во рту чистые ощущения вкуса и формы и то, как они меняются со временем, мгновение за мгновением, так же, как и любые изменения в самом объекте. Когда вы почувствуете готовность проглотить изюминку, посмотрите, можете ли вы осознать возникающее намерение проглотить ее. Это нужно для того, чтобы даже это намерение у вас зафиксировалось осознанно перед тем, как вы действительно проглотите изюминку. В итоге посмотрите, можете ли вы почувствовать, как то, что осталось от изюминки, продвигается вниз по пищеводу, и почувствуйте, как ощущает себя тело в целом после завершения этого упражнения на осознанное принятие пищи.
Зачем все это?
Это упражнение называется «Первое знакомство с направленным вниманием».
Обычно ещё до знания о душе человек начинает постижение мира и себя подобно животному, с чувственного уровня, опираясь на органы восприятия. Иными словами, он выстраивает свою жизнь на основе того, что видит, слышит, обоняет, осязает и пробует на вкус, как это делает обычный ребенок, который ползает повсюду, смотрит вокруг, все ощупывает, тащит что-то себе в рот, слушает звуки и нюхает — именно так он познает мир. Такое непосредственное восприятие окружающей среды на санскрите называется пратьякшей.
А пять органов восприятия —гьянендрияни.
Гьяна — знание, а индрияни — чувства. Так жизнь в теле начинает познавать материальный мир звуков, форм, запахов, касаний и вкусов.
Направленное внимание — это гораздо большее, чем пристальное внимание. Внимание при этом уделяется по-другому — меняется то, как именно мы обращаем внимание. Большинство из нас скажут, что и так обращают внимание на множество вещей. Мы и должны постоянно быть внимательными — хотя бы для того, чтобы заниматься своими повседневными делами.
Когда мы хронически несчастны, у нас может быть ощущение, что мы уже даже слишком внимательны, слишком сильно осознаем — по крайней мере ту боль, которую мы чувствуем, поскольку нам плохо.
Но обычное внимание у большинства из нас, особенно в подавленном состоянии — это внимание через туннельное зрение.
Наше внимание стремится быть нацеленным на решение проблемы.
Все, что, как разум говорит нам, не важно для рассматриваемой проблемы, склонно выпадать из нашего поля зрения. С помощью направленного внимания мы можем испытать все грани проживаемого сейчас отрезка жизни, вместо того, чтобы позволять своим мыслям тащить себя куда-то, куда мы не особо стремимся. Направленное внимание может освободить нас от ловушки навязчивых мыслей и бесконечных попыток что-то сделать, которые только сильнее заточают нас в несчастье и депрессию.
Направленное внимание — это осознанность, возникающая благодаря направленному безоценочному вниманию, позволяющему воспринимать вещи такими, какими они являются в настоящий момент.
Это способ переключиться от делания к бытию.
Находиться в состоянии осознавания — значит какое-то время не выносить суждений, не давать оценок, отложить спешные дела на будущее и принять текущий момент таким, какой он есть, «забыв» о том, каким нам хотелось бы, чтобы он был. Это означает, что мы открыты ситуациям, готовы их принять, даже если замечаем, что они приносят такие чувства, как, например, страх.
Быть осознанным означает намеренно выключать режим автопилота.
Первый пилот пьян!
Второй — пьян!
Штурман — тоже пьян!
А кто говорит? Автоп-пилот! Ик!
Надо выключать режим автопилота, в котором мы действуем так часто — к примеру, во время грустных размышлений о прошлом или заботы о будущем, — и вместо этого настраиваться на вещи, каковы они в настоящий момент. Иначе говоря, мы понимаем, что наши мысли — это преходящие умственные события, сиюминутные результаты деятельности мозга, а не собственно реальность, понимаем, что, позволяя себе воспринимать вещи и явления через тело и чувства, а не через наши непроверенные и обусловленные привычкой мысли, мы больше соприкасаемся с жизнью, какая она есть.
Человек разумный и человек осознанный это две большие разницы.
Это как сначала был туман, потом набежали тучи.
Да, да, потом я это все разогнал.
Замедление и намеренная фиксация внимания на каждом аспекте нашего сенсорного опыта может открыть нам то, чего мы прежде могли не замечать.
Ничего, ничего не замечала….
Запах изюминки может отличаться от того, что мы воображали.
Текстура, форма изюминки на языке может представлять собой новое впечатление.
Сам вкус является чем-то, чего мы просто не могли почувствовать, поедая изюм прежним способом, он часто богаче, чем вкус двадцати изюминок, съеденных бездумно. Осознанность в этом смысле может радикально изменить характер наших гастрономических впечатлений.
Это тебе не вилку сглотнуть.
Если осознанность может настолько трансформировать наши впечатления о еде, то каким будет эффект подобного опыта, если применить его к переживаниям при унылом настроении?
Если бы мы могли полностью присутствовать в настоящем, то мы могли бы привнести в это настроение такое состояние ума, которое делает нас готовыми испытывать именно текущий момент, без каких-либо размышлений и предположений о нем.
В конечном счете мы можем достичь точки, в которой каждое мгновение грусти больше не воспринимается как целая жизнь, идущая в неверном направлении, — а просто воспринимается мгновением, в котором грустно. Этот переход сам по себе не обязательно заставит нас чувствовать себя лучше. Но он может отлично помочь нам пойти другим путем, тем, который не ведет нас так неотвратимо к депрессии.

***

— Я - Надежда. И я храплю, — огорошивает меня с порога моя новая соседка с огромной бигудей во весь лоб.
— Так что, если я вам мешаю, — продолжает, — можете попросить, чтобы меня перевели в другую комнату.
«Бедная старушка», — подумала я. Интересно, в который раз ее выгоняют? Но я не собиралась этого делать.
Я приняла решение принимать все, что дает мне мир.
Наверное, для чего-то мне это надо…
Принятие.
Попробуйте в течение двадцати четырех часов принимать всё, что бы ни случилось. Кто-то вас обидел – примите это, никак не реагируя, и наблюдайте, что происходит. Внезапно вы почувствуете поток энергии, которой никогда раньше не чувствовали. Двадцать четыре часа – всего двадцать четыре часа, – что бы ни случилось, старайтесь не реагировать, не сопротивляться.
Если кто-то вас толкнул и вы падаете на землю, падайте! Ну-ка, груши, падайте! Потом поднимайтесь и идите домой. Ничего не делайте. Если кто-то вас ударил, склоните голову и примите это с благодарностью. Идите домой, ничего не делайте – всего двадцать четыре часа – и вы почувствуете новую волну энергии, какой никогда раньше не знали, новый прилив жизненных сил, идущий от самых корней. И стоит только узнать, почувствовать этот вкус, как ваша жизнь изменится. Вы будете смеяться над всеми совершенными глупостями, которые вас занимали, над всеми обидами, реакциями, местью, которыми вы разрушали себя.
Никто не может вас разрушить, кроме вас самих; никто не может вас спасти, кроме вас самих. Спасение утопающих дело рук самих утопающих!
Вы Иуда, и вы же Иисус.
Великие и мудрые люди смиренны. Они подобны дереву, полному плодов, которое наклоняется и предоставляет свою тень и плоды каждому идущему мимо.
Дерево, дерево, дерево. Три огромные стихии дерева. Три! Огромные стихии дерева…
Писатель и поэт. Он, как к воде относится, так и к дереву. Три огромные стихии дерева. Дерево, дерево, дерево. А за деревом дерево…
Потом, потом, все потом…
А сейчас смирно! Сидите смирно, бандерлоги….
Смирение — это такая степень посвященности, когда вы не ждете ни от кого признания. Смиренный человек не ожидает от себя особых условий и не ждет многого от других, поэтому к нему не приходит разочарование. Он не чувствует, что его чего-то лишили, не принимает хвалы, не стремится прославиться. Он совершает действия, имея мотив служения и просто ощущая себя инструментом для осуществления этой задачи. Чем меньше эго, тем больше успеха.
Эго закрывает интеллект на замок. Смирение — это ключ к этому замку. Насколько интеллект смиренный, настолько он творческий и способен созидать новое. Смиренный человек готов учиться. Смирение освобождает от самообмана. Смирение даёт силу самоосознания, благодаря которой и происходит преображение. Человек за секунду может признать ошибку — «я не прав» — и быстро всё исправить. Когда есть смирение, есть честность. Смирение помогает услышать голос совести и следовать ему. Высокомерие — причина чувства обиды и оскорбленности. Смирение — щит, который охраняет нас. Быть смиренным не значит попадать в подчинение, это значит сохранять достоинство.
Смиренный человек никогда не чувствует, что он склоняется перед другими.
Смирение помогает слышать и воспринимать то, что говорят другие: и старшие, и равные, и младшие. Смиренный человек легко получает любовь и уважение от всех. Чем больше смирения, тем больше достижения. Понимание, что еще многому нужно научиться, делает человека смиренным.
Да, вот это искусство! Вот, ради чего стоит жить! Ради этого многое хочется сделать!
А я…. На крыльях своих мыслей я направляюсь в свой Дом. Как будто в карантин для больной души. Я отправляюсь на встречу со своим Высшим Отцом, который и так же мой Высший Врач. Единственный, способный вылечить меня от болезней и пороков. Я просто отдаю себя ЕМУ, я доверяю ЕМУ и полностью ЕМУ верю. Я знаю, что ОН меня любит, и ОН меня вылечит. ЕГО сила, ЕГО любовь убирает всю нечистоту с души. Зарядившись силой от своего Отца, любовью и мудростью всевышнего врача, я возвращаюсь обратно. Я буду помнить о тех предписаниях, который выписал мне мой высший врач. Не вспоминать свое горькое прошлое, не смотреть на недостатки и слабости других людей и с любовью тренировать свой ум.
И никаких психиатров! Ни задних, ни передних, ни средних!
Ни-ка-ких!
Меня просто бросает в дрожь, когда к моей шее прикасаются незнакомые мужские пальцы! Пальцы! Пальцы! Пальцы! Возьмите этот конец и тяните туда! Куда? Туда! А зачем?
Вы что, не хотите поставить палатку? Вы что, не видите, куда вы бросаете, старый м-м?!
Вот «старый м-м» — это последняя реплика, сказанная нами при детях. Дальше уже будет только для взрослых.
Биг-бен, биг-бен, биг-бен!
А завтра… а завтра Скала Довбуша.