Дана Романова : Я так вижу.

12:52  27-04-2017
Назло своей подруге Анечке, решила разобраться в живописи. Наверное, заскучаю. Посмотрим.

Всяких течений в этой красочной реке дофига и больше. Лично мне понравились импрессионисты и те, кто после них.
Вы видели картины Жан-Марка Янячика? Как будто открыл форточку и дышишь запахом лаванды, всяких трав, моря. Очень круто. Даже захотелось порисовать, но я в этом дуб. Вот настоящее искусство - если глянул даже не на саму картину, а на ее фотографию и все равно чувствуешь ветер, дождь, солнце.

Этот художник со смешной фамилией живет в Провансе и признает своим учителем Ван Гога. Я бы тоже там немного пожила. Но в Арле водятся злые люди. Ван Гога там доброжелатели сунули в дурдом. Подумаешь, бросился с бритвой на Гогена. Вспылил.
"Едоки картофеля", "Звездная ночь", "Подсолнухи" считаются самыми лучшими картинами. Мне они показались унылыми. Почему-то больше понравилась "Пшеничное поле с жаворонком" и еще "Портрет Жозефа Рулена" - тот, где вокруг веселого дядьки с курчавой бородой разные цветочки.

Ван Гог жил сложно. Зато он был свободен. Любил, кого хотел, хоть все вокруг психовали и отвергали его, проповедовал так, как считал правильным, рисовал по-своему. Наверное, людям не положено быть свободными. Те, кто пытается выбраться из рабской жизни, сходят с ума.
Или наоборот, это такое просветление? Считается, что гении все сумасшедшие, а значит, для таких людей быть ненормальным - норма. Может, только так получится стать совершенно свободным, ведь реальный мир становится безразличен и никто из людей уже не нужен. Только есть такая точка в линии свободы, если уйти за которую, человек прекращает творить и исчезает потихоньку совсем. Чем дальше влево от нуля, тем тебя меньше.

Художники появились задолго до Ван Гога. Интересно, как звали самого первобытного? Думаю, это был ребенок. Хотя, нет. Он бы выцарапал маму, а в основном рисовали Богов. Их изображали долго. Сначала просто на скалах, потом жизнь небожителей появилась на посуде и штукатурке стен.
В средние века над художниками хорошенько поиздевалась инквизиция. Дорисовались античных богов на свою голову.
Но тут, как солнце, в мир ворвался Леонардо да Винчи под ручку с Леоном Баттисом Альберти. Вот тогда-то и начали рисовать кроме богов еще и царей.

Сразу все наладилось. Деньги стали великой движущей силой искусства. С ними каждый дурак будет "свободным", но чем больше такой свободы, тем дальше от Бога, ну и от психушки дальше, и от гениальности тоже.
Не тут-то было! На головы зажравшихся творцов обрушился Жозеф Нисефор. Французик подложил каменюку всем художникам мира. В начале девятнадцатого века он сделал первую фотографию! Живописцам пришлось хорошенько покрутиться, чтобы про них не забыли навсегда.

После первой фотографии еще сто лет зрела настоящая революции в живописи. Революция - тоже попытка стать свободными, но только сводит с ума целую кучу народа. Зато появляется толпа гениальных людей.
Тут уж, кого ни возьми, почти все гении. Каземир Северинович Малевич - точно гений. Лично мне его картины не нравятся вообще, но это ничего не значит. Главное - его идеи. Сколько ни смотрю на чёрный квадрат, столько не понимаю, почему никто не прославляет
красный?

Супрематизм дал хорошенького пенделя всем без разбора направлениям в искусстве рисования. Даешь заборную живопись! Даешь революцию! "На улицы, футуристы, барабанщики и поэты!" Доярки и каменщики получили право плюнуть на вымя да на кирпич, и перековаться в сливки творческой интеллигенции.
Забурлило от Питера до окраин: "В те дни можно было часто видеть большие сборища народа и скопления остановившихся трамваев. Что такое? Это Давид Бурлюк, на углу Кузнецкого и Неглинной, стоя на громадной пожарной лестнице, прибивает к углу дома свои картины. Ему помогают зрители поощрительными восторгами, взрывами аплодисментов."
А в Витебске творил революцию офигенный Шагал, прекрасный во всем. И в картинах, и в любви, и вообще. Он умел летать. По-настоящему. Его картины мне очень нравятся, чего не скажешь о творениях Кандинского – какие-то клубочки, ниточки. Наверное, потому что не доросла до их глубинного смысла.

В те времена художники вплотную подобрались к свободе. Но только Ван Гог стал почти свободным, пусть и в клетке. В честь него даже назвали кратер на Меркурии. Человек космического значения!

Как ни странно, художники продолжают рисовать до сих пор, причем во всяких жанрах. Рисуют снова, но не на скалах, а на домах и стенах. А что, мне нравится.
Хотя, всё их современное творчество - это повтор и подражание. Сможет ли кто-нибудь переплюнуть Малевича - вот вопрос!

Получается, без свободы искусство сдохнет, но насчет нее надо хорошенько подумать, прежде, чем пытаться заполучить. Ведь свобода опасна для здоровья. Но люди все равно будут лететь к этому огню, сгорать в нем или, как фениксы, возрождаться, только уже другими.

Я затеяла написать этот текст с «назло» и вдруг понравилось. Много читала, посмотрела два фильма. Узнала новый для меня мир, задумалась о вещах, на которые раньше было плевать. Представляете, и в литературе есть импрессионисты! Хотя совсем мало.
Ясное дело, продолжаю оставаться дилетантом, но в этом ведь свои плюсы.


Цитаты отсюда - http://www.philol.msu.ru/~rki/advance-guard/na_ulicy.html