Валера Лашманов : День рождения начальника

11:34  02-04-2019
За снегами в горах Хадата приютилась,
В чёрных нитях антенн вьются флаги пурги.
Нас на гребне вчера круговерть прихватила,
И смеялась пурга: " Посиди, не беги."
А сегодня в тепле у радиста сидим мы,
Для согрева - чаёк, для души - разговор.
Отстучал на ключе, что положено Дима,
И течёт разговор, и чадит "Беломор".

Арик Крупп. «Метеостанция Хадата»

Начальник пригласил нас на своё 60-летие (17 апреля). Отпраздновать предложил на Полярном Урале, в долине Хадата на бывшей научной станции. Мы добирались туда двумя группами. Начальник шёл с нашей группой. Планировали выйти в тундру на станции 101-й километр железнодорожной ветки Сейда – Лабытнанги. Но уже в поезде выяснилось, что поезд там теперь не останавливается. Проводница предложила сходить к машинистам и попросить их притормозить на 101км. Так и сделали. На севере такие вопросы решаются легко.

Из тёплого вагона туристы выбросились на мороз и ветер. Поезд пошёл дальше на восток, а мы, свернули на северо-восток и углубились в тундру. Ближе к концу дня нашли понижение, защищённое бугорком, и поставили палатку. С вечера Начальник предложил мне утром подежурить. Сготовить завтрак. Я встал пораньше, вылез на мороз и запустил один примус (свой собственный). Второй работать не хотел. Хорошо, что на завтрак была запланирована в этот день вермишель с сублимированным мясом, а не рис, например. Пока ребята поедали, обжигаясь,вермишель, я разогрел вчерашний чай и разлил его по кружкам. Сергей, хозяин второго примуса, долго возмущался и пробовал его разжечь. Примус гореть не хотел. Сергей принюхался. Запах горючего показался ему знакомым. Но это был не бензин. Оказалось, что Юра выдал ему вчера вместо бензина спирт. Перепутал канистры.

К обеду подошли к некой долинке. Мы с Шурой забрались на бугорок и увидели, что передние участники подходят к группе оленеводов на трёх упряжках, остановившихся в ожидании. Шура сказал: - Сейчас Начальник будет спрашивать дорогу. –

Среди ненецких оленеводов, попавшихся нам на пути, было несколько женщин, предложивших купить у них изделия из шкур и меха оленей: варежки и тапочки. Сфотографировались все вместе и разошлись по своим путям.

У Ивана Котова пружины лыжного крепления оказались маловаты и жали ему пятки. Завхоз Миша взял у меня пассатижи и проволоку и удлинил пружины. Миша пошутил: - Вот, Иван, если бы ты был, например, поэтом, то мог бы взять себе псевдоним Икотов. - Юра встрял в разговор: - А вы знаете, кто такой Колбасков? - Никто не мог сообразить. - Коля Басков, - обрадованно сообщил Юра.

Три дня группа подходила к перевалу из долины Пайпудына в долину Хадата. Саму долину Пайпудына мы определили не сразу. Полдня потратили на ориентирование. Наконец, поставили палатку в начале подъёма на перевал. На следующий день была Пасха. С утра собрали палатку и двинулись в мутноватое пространство. Температура оказалась в этот день плюсовой. Перевал загораживал туман, снег немилосердно налипал на лыжи. В конце концов решили возвратиться на место стоянки, благо защитную стенку, выложенную вечером из снежных кирпичей уронить при сборе не удосужились. Вновь поставили палатку и стали праздновать Пасху. Шура: - Говорила ведь мне Люся, в Пасхальное воскресение не следует идти на маршрут, а нужно сделать отдых! –

Пили спирт, разлитый по кружкам, закусывали колбасой с белыми сухарями, а к вечеру приготовили суп и манную кашу на сухих сливках.

Вторая группа должна была подъехать на арендованном вездеходе как можно ближе к Хадате и уже в субботу ожидать нашего прихода с перевала. В результате же мы опаздывали на два дня. Я высказал опасение, что Сурдин, руководитель второй группы, не дождавшись нас, забеспокоится и вызовет вертолёт МЧС, а нам потом придётся, может, за него платить.

На следующий день мы благополучно перешли перевал и спустились в долину Хадаты. Встретились с ребятами из второй группы. Поселились в неотапливаемом домике. А вечером устроили праздничные посиделки в отапливаемой печкой сторожке. Поздравляли юбиляра, пили спирт, пели песни под гитару. Группа Сурдина подарила Начальнику сочинённую по ходу дела песню:

На Волге широкой в протоке глубокой

Стоит недостроенный атомоход,

А где-то на лыжах сквозь снежную жижу

Полярным Уралом Потёмкин идёт.

В бахилах нарядных, нагружен изрядно,

Очки минус девять блестят за версту.

Шесть молодцев гарных с подлипом кошмарным

На свой юбилей он ведёт в Хадату.

В походы всё время мотается Веня.

Без верных друзей на маршрут ни ногой.

С утра – «Чебурашку», под вечер – «Ромашку».

Врасплох не застанет его геморрой.

Прими же ты, Веня, друзей поздравленья.

Мы праздник устроили здесь под горой.

ТостЫ и подарки под полные чарки

Тебе посвящаем, наш скромный герой.