Сергей Померанцев : РЕЧЕНИЯ ИПУВЕРА

22:15  19-10-2019
Растерян был царь и печален.
Пришёл к нему верный семер*,
И срочно доклад чрезвычайный
Ему зачитал Ипувер*:

"Воистину, время плохое!
Послушай меня, господин!
Тебе положенье дурное,
Как есть, расскажу я один:

Вопль знатных возносится к небу.
Что сталось с любимой страной?
Нет пищи нигде, из-за хлеба
Египет терзаем войной.

Смотри, брат поднялся на брата,
Кровь льётся вблизи от дворца!
С Востока пришли азиаты
И грабят страну без конца.

Вельможи бежали в болота,
Загнал в топи Дельты их страх,
Те, кто сторожили ворота,
Приходят, с оружьем в руках.

Куда от убийц нынче деться?
Разбито немало голов.
Воистину, кровью младенцев
Окрашены стены домов.

Дороги повсюду опасны,
Бандиты забрали посты.
Слышны причитанья несчастных,
Убийства невинных часты.

Египет подвержен недугам,
Прогнил он насквозь изнутри.
Подобно гончарному кругу,
Земля повернулась, смотри:

Кто в тонких ходил одеяньях,
Рубищем прикрыл наготу.
Кто ведал дворцовые тайны, -
Сегодня познал нищету.

Воистину, стадо осталось
Без твёрдой руки пастуха.
Ни страх перед богом, ни жалость
Не стали преградой греха.

Никто не работает - знают,
Что их не накажут кнутом.
Кондитеры не выпекают,
А прачки бежали с бельём.

Смотри, в благородных приказах
Теперь иноземцы сидят
И людям диктуют указы,
Но слушаться их не хотят.

Не платятся нынче налоги,
Чиновник толпою убит,
И брошены древние боги
На землю из недр пирамид.

Воистину, храмы закрыты.
В священных пределах трава.
Священники всюду избиты
И слышат дурные слова.

Разлив происходит, Нил полон,
Но пуст каждый жертвенный стол,
Ведь из-за боязни на поле
Работать никто не пришёл.

Смотри, кто богат был и знатен,
Тот жаждет поесть что-нибудь.
Кто спал на кедровой кровати,
На камне мечтает уснуть.

Жизнь стала скупой и короткой.
У знатного нет ничего,
А кто не владел даже лодкой, -
Теперь целый флот у него!

Воистину, знатные дамы
В лохмотьях, им нечего есть.
Служанки же их возле храма
В серьгах демонстрируют спесь!

На шеях их грязных сверкает
Теперь ожерелье усех*.
Воистину, их подобает
За дерзость бить палками всех!

Смотри, господин, что открою:
Нет пива, в сосудах песок.
Пьют Нил, хоть и с привкусом крови
Его в наше время поток.

Шум битвы на каждой дороге,
Разбойник под каждым кустом.
Египта великие боги
Не думают больше о нём!

Воистину, всюду злодеи,
Кто кроток - к ним в рабство попал.
Богатством отныне владеет,
Кто раньше сандалий не знал.

Чтоб слуг получить, негодяи
Рабов похищают царя.
И дети отцов убивают,
Бывает, за горсть ячменя!

Смотри, как страдают вельможи, -
Их в плуг запрягают враги.
По белой изнеженной коже
Гуляют теперь батоги.

Кто раньше поднять-то боялся
На женщину знатную глаз,
Тот может, увы, надругаться
Над нею спокойно сейчас!

Такое, воистину, видеть
В стране положенье господ
Прискорбнее, чем пирамиду
Представить себе нечистот!

Всё зло - от простого народа,
О, как бы его усмирить?
Все женщины стали бесплодны, -
Хнум* больше не хочет творить.

Смотри, мор в стране, кровь повсюду
И смерть повсеместно теперь.
Скорбят благородные люди,
Злорадствует мерзкая чернь!

Везде потасовки и драки,
Выходят из дома с щитом.
На улице злая собака
Стоит с окровавленным ртом.

Воистину, в каждом уделе
В глазах от пожарища дым,
Ведь бедные там осмелели,
Крича: "Богачей истребим!"

Все ходят измазаны грязью,
В тряпьё приоделась страна,
Нет чистых одежд, нету мазей,
Одежда от дыма черна.

Смотри, мертвецов точит тленье,
Гниют на помойках они.
И тщетно зовут погребенья
Истлевшие их пелены!

Тела отправляются в реку,
Она им гробница, ведь Нил
Стал кладбищем общим навеки
Для всех, кого он поглотил.

Воистину, в эту могилу
Бросаются сами, но там
Обьелись уже крокодилы,
У них отвращенье к телам!

Ведь все говорят: "Хочу смерти!"
И даже я часто слыхал,
Как плакались малые дети:
"Зачем нас отец зачинал?"

Смотри, нет плодов на деревьях
И голод сильней и сильней.
Я видел, как пойло в деревнях
Оспаривают у свиней!

Нет смеха, по всей стране вопли,
И мысли приходят на ум,
Что будет разбита Апопом*
Ладья, где блистает Атум*.

Воистину, дань не приносят,
Чтоб царскую милость иметь.
Семеры униженно просят
Продукты оазисов, ведь

Нет масел душистых и соды,
Чтоб мумии делались тут.
И в Библ* далёкий по водам
За кедром давно не плывут.

Смотри, новых нет саркофагов
Ведь дерева чистого нет!
Нигде нету писчей бумаги
Для книг, что берут на тот свет.

Нет власти отныне закона,
Расхищены свитки суда,
Их топчут. Кто был заключённым,
Плюёт на закон без стыда!

Воистину, льются стенанья
Потоком из храмовых стен.
Магические заклинанья
Известны теперь стали всем.

Их знает уже почти каждый,
Опасность всю их не поняв.
Кто был своим сердцем отважен,
Стал трусом, от черни бежав.

Смотри, перепуганы лица,
Восстание движется вширь,
И даже в великой столице
Спасается бегством визирь.

Мольбы о пощаде и слёзы
Не трогают чёрствых людей,
И даже владыке угрозы
Я слышал - таков беспредел!

Торчат в трупах стрелы и пики.
Пусть вовсе не станет живых,
Тогда б мы не слышали крики
Такие ужасные их!

Мятежников мерзких не стало б.
Да сгинет их проклятый род,
Поскольку рабам не престало
Своих унижать так господ!

Смотри, государь, и послушай:
Чтоб с этой бедой совладать,
Наместника с войском из Куша*
Скорее нам нужно позвать!

И время вернётся благое, -
Оковы приладив к выям,
Рабов мы в темницах закроем
И будем наказывать там.

Вновь станут покорными слуги,
Пока же - лишь дерзость вокруг!
Подобно гончарному кругу
Земля повернулась, мой друг..."*

Примечания автора:
* Семер - высший сановник, знатный вельможа, придворное почётное звание, означающее "друга" фараона.
* Ипувер (первоначально его имя читали как Ипусер) - представитель правящего класса Египта, описавший мощное восстание рабов и бедняков глазами высокородного вельможи. Это восстание потрясло основы египетского государства в один из переходных периодов. Датировка этого события различна у разных учёных, но судя по лингвистическому анализу текста, можно предположить, что произошло оно в конце эпохи Древнего царства (прибл. XXI век до. н.э.)
* Ожерелье усех - парадное нагрудное украшение египетской знати.
* Хнум - древнейший бог-демиург, почитавшийся на юге страны. Был также одним из покровителей деторождения. Считалось, что он лепит тела и души будующих людей на гончарному круге и вдыхает в них жизнь.
* Апоп - в египетской мифологии гигантский зловредный змей, олицетворение мирового зла и сил хаоса, противник солнечного бога.
* Атум - древнейший бог Гелиополя, города, где находилась наиболее авторитетная теологическая школа. Вечерняя форма солнца, демиург Вселенной.
* Библ - город на сирийском побережье, традиционный торговый партнёр Египта с самых ранних эпох его существования. Важнейший поставщик ливанского кедра на бедные древесиной берега Нила.
* Куш (библейское) - др. егип. Каш - страна южнее первых порогов Нила. Со времён Древнего царства была подконтрольна Египту, где фараон имел своего наместника - т.н. "царского сына Куша".
* Основано на подлинных источниках.