Допрыгнетта Дооблаччини : КАК ЯПОНСКАЯ КУЛЬТУРА ОДНАЖДЫ ВОШЛА В МОЮ ЖИЗНЬ.

22:16  20-11-2019
КАК ЯПОНСКАЯ КУЛЬТУРА ОДНАЖДЫ ВОШЛА В МОЮ ЖИЗНЬ.

ВСТУПЛЕНИЕ

Материал, как я понимаю, выходит сложный, разноплановый, поэтому заранее приносим читателю извинения за некоторую путаность в изложении данной темы.

1.

Я могу заявить читателю без лишней скромности или какого бы то ни было преувеличения, что Япония и её культура постоянно присутствовали в моей жизни, хотя мне не довелось, к сожалению, там побывать.

Вообще, если так подсчитать, тема Японии в те времена незаметно проявлялась в таких вещах, как скажем, как знакомые всем и каждому картриджи для игровой приставки "Денди", которая, как мы все знаем, является пиратским клоном фирменной японской приставки Famicom.

Все эти знаменитые приключения пингвинёнка Пенты в арктических льдах, неутомимого путешественника Кота в Сапогах, упитанного паренька Такахаши Хиггинса, забавного малыша-ниндзя из игры 1986-го года Ninja Hattori Kun, и даже Galaga, любимая видеоигра Тони Старка из "Мстителей" - всё это впервые появилось в Японии.

Там же, кстати, появился один из самых нынче известных игровых журналов мира - Famitsu. Он выходит с 1986-го года в формате очень толстой книги, и поэтому получается, что в один год может выйти в лучшем случае 2 выпуска.

Кстати, даже наши знаменитые картриджи, лежавшие на всех этих наших раскладках, отличались от того, что было произведено на японских берегах.

Вы хотите знать, как? Я вам расскажу:

1) Во-первых, если у нас картриджи были жёлтые, коричневые, а иногда даже белые, то в Японии они были бирюзового цвета и слегка увеличенные в высоту, тогда, как у нас в длину.

2) В Японии никто никогда не слышал о знаменитых сборниках "999 игр в 1", поскольку это были по сути, одни и те же игры, с кучей модификаций и разным дизайном, по простому, художества наших пиратов.

3) В Японии картриджи не продавались в "голом" виде, как у нас, а там их упаковывают в фирменные коробочки.

Но не только через приставку вошла в мою жизнь японская популярная культура.

2.

С чем ассоциируется японская культура у обывателя в первую очередь? Конечно же, со знаменитым японским искусством больших глаз и ушей. Все мы его знаем под красивым и поэтическим наименованием "аниме".

Что касается аниме в годы моего детства, то его в те годы составляли такие мультфильмы, как о Коте в Сапогах за 1969-й год (к нему, как потом выяснилось, досняли ещё две части - в 1972-м и 1976-м), о Русалочке за 1975-й (а вы думали, что есть только творение Диснея за 1989-й?), и конечно же, нельзя забыть жемчужину этого жанра, легендарный мультфильм "Корабль-Призрак" за уже упомянутый 1969-й.

Я не могу не забыть упомянуть здесь, первое по сути, советское аниме "Приключения пингвинёнка Лоло", который "Союзмультфильм" снял в сотрудничестве с японскими коллегами.

Мы в те годы и не слышали про популярную нынче у наших школьников связку "Наруто + рестлинг", и поэтому знали, как выглядит культура аниме-мультфильмов по настоящему.

Но, если мне не изменяет память, в 2005-м аниме стартовало для меня по-настоящему. Тогда мне в руки попал мой первый выпуск журнала "Мир Фантастики", а к нему прилагался компакт-диск с мультфильмом "Манускрипт Ниндзя" от режиссёра Есиаки Кавадзири.

Это фантастическое, жёсткое и очень драйвовое произведение, совершенно не похожее на всё то, что выходило до этого. Фирменный стиль режиссёра и в наши дни выглядит потрясающе.

Кроме того, у меня до сих пор хранится диск от того же "Мира Фантастики", где был выложен аниме-фильм "Охотник на вампиров: D" за 2001-й год, который поставил уже нам знакомый Ёсиаки Кавадзири. Даже если вы не смотрели всю ленту целиком, вы наверняка помните знаменитое AMV на песню Rammstein - Sonne, которое стало едва ли не большим хитом, чем сама лента.

3.

Эту главу мне бы хотелось посвятить мэтру японской анимации, настоящей легенде этого жанра, великому Мастеру Хаяо Миядзаки. Мультфильмы, созданные гением маэстро, вошли в историю мировой кинематографии, стали её гордостью и славой.

Я горжусь тем, что мне довелось увидеть их все - начиная от "Навсикаи в Долине Ветров" и заканчивая потрясающей двухчасовой сагой "Воспоминания о Марни".

Во всех этих произведениях блестяще сочетаются рацио и интуицио, разум и чувства, это блистательный полёт творческого гения маэстро Миядзаки.

Надо сказать, что многие мультфильмы Миядзаки делал не один, а в соавторстве со своим бессменным соратником - режиссёром студии Ghibli Исао Такахатой.

Вместе они сделали целый ряд прекрасных мультфильмов, включая визитную карточку творчества у обоих стариков - анимационный фильм 1988-го года "Мой сосед Тоторо" о забавных существах, которые охраняют леса (на всякий случай сообщаем, что тема экологии в Японии - это больная тема, которая часто проходит красной нитью и в местном обществе вообще, и в творчестве Миядзаки, в частности).

Но в творчестве дуэта Миядзаки - Такахата особняком стоит их работа 1986-го года под названием "Могила светлячков". Несмотря на то, что это анимационный фильм, и герои там - маленькие брат с сестрой, это совершенно недетское кино.

Оно насквозь пронизано непреходящей душевной болью авторов за жизнь своих героев, которым выпало жить под самый занавес войны с США. Каждый кадр там обильно полит кровью и в прямом, и в переносном смысле: скитания малышей по разгромленной Японии в поисках жилья и пропитания под непрерывную канонаду практически ковровых бомбардировок - всё это дотошно передано в этой ленте.

Это по сути, фильм-реквием, по невинно убиенным.

4.

У маэстро Миядзаки, как у прославленного мастера, появились и достойные продолжатели его дела. Так нельзя забыть прекрасный фильм "Ариэтти в стране лилипутов", поставленный по произведению английской писательницы Мэри Нортон "Добывайки".

Несмотря на то, что в ленте очень бережно сохранён фирменный стиль студии Ghibli, в этот раз маэстро Миядзаки поручил работу над лентой другому режиссёру - Хиромасе Ёнебаяси, а сам сел писать к ней сценарий.

Как и в книге-первоисточнике, речь идёт о маленьких существах, которые живут в большом доме, но вынуждены скрываться. Обычные нам предметы обихода им кажутся гигантскими, а путешествие по комнатам для них - это приключения в разных мирах.

В фильме рассказана история юной Ариэтти, маленькой добывайки, которая живёт тем, что пытается прокормиться, получая сахарные кубики из холодильника.

Ей нужно быть очень аккуратной, ведь в доме, помимо неё живёт большой белый кот, который, мягко говоря, не испытывает восторга при знакомстве с девочкой.

А есть и хорошие новости - помогать Ариэтти выживать будет её новый друг Сё.

Это очень светлая, красивая и пронизанная любовью, добром и светом лента.

5.

Так как аниме в моей жизни занимает большое место, я не могу не посвятить финальную главу сериалам.

До этого у нас речь шла, в основном, о полнометражных фильмах, а здесь мы поговорим о многосерийных сагах.

Не могу, к сожалению похвастаться тем, что довелось посмотреть несколько сезонов "Шамана" или знаменитого "Токийского Гуля", но тем не менее успешные результаты есть у меня и в сериальной нише.

Какой сериал приходит мне в голову в первую очередь? Конечно же, это стильное и атмосферное аниме под названием "Хеллсинг". Оно создано по работам Кото Хирано.

Сериал 2001-2002-го года студия Gonzo начала снимать по манге Хирано, но дальше пошла откровенная отсебятина с довольно скомканным финалом.

В 2006-м режиссёр Токоро Томокадзу решил исправить ситуацию и создал 10-й серийный фильм в формате OVA. По сравнению с версией 2001-го года офицер полиции Виктория Серас из юной девочки-стажёра превратилась в матёрого истребителя вампиров, а также добавились юмористические сценки-чиби, за которые в авторов летела критика со всех сторон, а сюжет стал невероятно жёстким и мясным.

Но даже настолько обновлённый сериал не может тягаться в номинации "жесть" с приснопамятной "Эльфийской песней". Если у вас крепкие нервы и стальной желудок, тогда вы морально готовы к тому, чтобы узнать историю леди-терминатора Люси с розовыми волосами.

6.

Эти строки я пишу вместо выводов. Рассказать обо всех аниме-фильмах, которые мне довелось видеть, не представляется совершенно возможным.

Эта статья была призвана хотя бы пунктирно рассказать о том, какую роль японские мультфильмы играют в моей жизни.

Спасибо всем за прочтение.