Van_Helsing2020 : О КУЛЬТУРЕ АЗИИ

01:36  20-05-2020
ВСТУПЛЕНИЕ

Этой статьёй я дебютирую в совершенно новом для себя жанре - впервые пишу о культуре стран Азиатского региона. Разумеется, я не претендую на то, что здесь будет огромный трактат или монография, но хотя бы в общих чертах расскажу, как я её понимаю.

Культура народов азиатского региона, особенно знаменитого треугольника "Корея - Китай - Япония" не первое тысячелетие будоражит умы и сердца миллионов людей. И в самом деле, невозможно остаться равнодушным при блестящего образца "музыки в бетоне" в лице Великой Китайской стены или знаменитого захоронения Терракотовых воинов или искусства создания фигурок из бумаги под названием "оригами".

Забегая вперёд, скажем, что в этой статье речь пойдёт именно о вышеуказанном треугольнике, так как если залезть в тематику Индии, Тибета, Камбоджи, можно создать новую "Войну и Мир".

Но обо всём по порядку.

C самых давних времён люди стремились к тому, чтобы не только облагораживать свою жизнь, свой быт, но и стремились к тому, чтобы становиться лучше, расти духовно.

В этом плане важнейшим союзником у человечества является искусство. У каждого азиатского "тигра" путь к своей духовной вершине был свой. В средневековой Японии были и литература, и конечно же, знаменитый театр "кабуки". Обо всём

ГЛАВА 1.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ.

В этой главе основной рассказ о культуре Азии пойдёт через призму достижений Японии в этой сфере. Китай и Корея в те времена по причине постоянных войн и конфликтов уступили в этой сфере своим коллегам.

Наверное, нет такого человека, кто никогда не слышал бы про памятник японской словесности под названием "Кодзики", вышедшем в далёком 712-м году. Нельзя забывать и про ещё один знаменитый литературный монумент - сборник "Кокинсю", созданный в 905-м году Кино Цураюки. Тексты в них были написаны на языке иероглифической письменности, которая пришла в Страну Восходящего Солнца из Китая.

Доходило до того, что иероглифы, принятые в китайском языке, прекрасно себя чувствовали и в японской письменности. Такая ситуация продолжалась аж вплоть до почти что 200-летнего периода правления клана Токугава, которые, если верить историографии, сумели положить конец феодальной раздробленности, десятилетиями терзавшие страну.

Как уже говорилось выше, в те времена, главным средством духовного обогащения была литература. Считается, что "по-настоящему" литература Азии стартовала, когда придворная дама Мурасаки Сикибу написала свой знаменитый роман "Повесть о Гендзи". До сих пор именно от него свой отсчёт ведёт литература Азии, а не только одной Японии.

Его знаменитый потомок - популярный роман "Путешествие на запад", который считается стартом уже китайской литературы, вышел в 1590-е годы. Об авторе его известно почти столько же, сколько и об авторе "Слова о полку Игореве". Литературоведы не могут точно сказать, кто конкретно его написал, но сходятся во мнении, что его создателя звали У Чэнъэнь, поскольку современники получили свои экземпляры без указания имени автора.

Но как бы там ни было, мировую известность японской литературе принесла не столько книга Сикибу, сколько знаменитые стихотворения, которые все знают, как хокку.

Все образованные люди наверняка слышали имя Мацуо Басё, автора и основателя этого жанра. Именно благодаря созданным его гением образам о японской поэзии знают даже те, кто всю жизнь смотрели MTV и cлушали Dropkick Murphys.

Широкую известность азиатскому региону принесли японские театры "Но" и "Кабуки".

Подобно тому, как в Древней Греции актёры играли в масках, олицетворявших добро и зло, японцы пошли дальше и начали ставить там инсценизации популярных мифов и легенд, зрители тех эпох могли увидеть рассказы о подвигах великих воинов - самураев.

В этих спектаклях не было слов, но зрители прекрасно понимали, о чём идёт речь на сцене.

Впоследствии опыт, накопленный благодаря этим постановкам, очень помог в становлении в Японии кинематографа. Знаменитые ленты Кендзо Мидзогути, Акиры Куросавы, Ясудзиро Одзу своими корнями уходили именно в ту эру. Не зря когда-то Сергей Эйзенштейн, характеризуя кинематограф Японии, писал о нём так: "В Японии есть кинофабрики, есть кинозвёзды, есть кинофильмы... Но нет самого кино!"

ГЛАВА 2.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДНЕБЕСНУЮ.

Китай, как известно считается в наше время, одной из самых огромных по территории стран. Но такая ситуация была далеко не всегда. Очень часто бывало так, что государство то приобретало новые земли, то теряло их, как это уже случалось в правление, скажем, династии Тан в ходе войн с Кореей или "дикарями" в дельте реки Наньчжао.

Разумеется, всё это не могло не сказаться на развитии и становлении культуры государства.

Постоянные войны, конфликты, гражданские войны, бушевавшие на территории современного Китая, породили знаменитый памятник литературы под названием "Искусство войны" авторства знаменитого полководца Сунь-Цзы.

Эту работу отличает не только прекрасное знание военного дела, но и афористичность, которая давно пережила самого автора. Вот как наставлял Сунь-Цзы своих воинов перед боем:

"Если ты знаешь себя и знаешь врага - ты всегда будешь побеждать.
Если ты знаешь себя, но не знаешь врага - ты будешь то побеждать, то проигрывать.
Но если ты не знаешь ни себя, ни врага, ты всегда будешь проигрывать".

Надо здесь сказать, что Поднебесная не только воевала, но и сумела дать толчок развития многим подвидам культуры, в частности, каллиграфии, которой так увлекалась императрица Цы Си из династии Цин.

Если кратко перечислять, то успехи Китая в пополнении фонда человечества выглядят так:

В архитектуре - это, безусловно, Великая Китайская стена, которая была построена в два ряда для защиты от набегов тюрок, чьи нашествия были сравнимы с монголами, которые после длительных завоеваний сумели покорить Китай и поставить там на престол Хубилай-хана.

Но особую славу китайцы добыли в литературе, которая в те времена невероятный подъём.

Поскольку невозможно преуменьшить роль религии в китайском обществе, то одним из важнейших памятников культуры государства является книга "Лунь Юй", которую создали ученики великого Конфуция.

В ней авторы скрупулёзно собирали мысли своего учителя, его деяния и поступки.

Переживала свой рассвет и художественная литература, беллетристика, в частности, знаменитый роман "О Троецарствии", созданный в эру династии Юань.

Во второй части мы поговорим об искусстве и культуре Азии в бурном 20-м веке.

(Продолжение следует).