Сергей Минаев : ПИаР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ.

16:16  21-09-2005
Медиатавр пожирает телезрителей в лабиринтах их собственного сознания.

Всю прошлую неделю я провел в городе-герое Париже, и ночами смотрел телевизор, который показывал очередное реалити-шоу, теперь уже, под названием «Ураган Катрин».
Целую неделю, на экране канала CNN горят надписи State of emergency.
Как всегда американское телевидение превращает трагическое событие в собственной стране в катастрофу всей планеты. На экране бегут названия государств, уже оказавших помощь Соединенным Штатам. Все прочие события, произошедшие за неделю на планете Земля, как - бы и не происходили вовсе. Кадры из Нового Орлеана перебиваются редкой рекламой и частыми интервью с простыми американцами, которые жаждут переслать свои деньги пострадавшим от урагана. Во второй, после урагана день, в студии Ларри Кинга интервью с правительственными чиновниками, бизнесменами, затем снова крупные кадры караванов грузовиков с помощью, вертолетов, спасающих людей из бушующих вод. Выступают губернаторы штатов, сенаторы. На лицах выступающих, как написал бы сценарист « печаль, скорбь, и горячее желание помочь». В общем, и целом миру показывается очередная глянцевая картинка в стиле “united we stand, divided we fall”. Но, поскольку речь идет о Соединенных Штатах Америке ни о каком divided we fall, речь не идет.
Ведь это государство, чья сфера жизненных интересов находится ни в каком то отдельно взятом регионе, но на всей планете в целом, государство, по чьему подобию исключительно должны существовать прочие страны. Государство, где все общество снова, как и во время 9/11 выступит единым фронтом и справится с трудностями. А, справившись с ними, найдет виноватого врага и пошлет за моря-океаны войска быстрого развертывания, чтобы покарать подонков, посмевших поднять руку/ураган на икону и стандарт мировой демократии/порядка.
Смотря на лица ведущих рассказывающих об ужасных разрушениях, с непременными улыбками, видя на экране цифру в 80 официально погибших, телезритель любой страны мира приходит к выводу, что здоровое и единое американское общество в принципе может противостоять даже метеоритному дождю, если каждый американец поднимет бейсболку и поймает в нее метеорит. А уж говорить, что какой то жалкий ураган сможет навредить США, просто смешно.
Для того, чтобы победа( да что там, мы уже ее победили) над стихией была для каждого телезрителя еще более очевидна, CNN изредка вставляет рекламу программы которая пойдет во воскресенье. Слоган рекламы что-то вроде: «Где был ты 9 сентября?». Программа посвящена событиям 911, и реклама ее как бы перекидывает мостик из прошлого в будущее: мы победили тогда, мы победим и сейчас. Потому что мы – НАЦИЯ.
Но, вместе с тем, message остальному миру был очевиден. Ураган «Катрин» стал отличным информационным поводом, для того чтобы еще раз напомнить: Проблема НАШЕЙ НАЦИИ должна вами восприниматься, как ПЛАНЕТАРНАЯ КАТАСТРОФА. Смотрите, что вещают вам демиурги, и не говорите, что не видели. В случае чего, миролюбивый народ Америки задаст вопрос каждому: Где был ты во время урагана «Катрин» и чем ты помог нашему народу?
Я смотрел все эти наглядные агитки, понимая, что весь эфир CNN это очередной брендинг американского общества и, зевая, начал щелкать пультом. Наткнувшись на ВВС я увидел кадры из Нового Орлеана, говорящие несколько о другом. Группы пострадавших на улицах, разорение магазинов мародерами, негры, кричащие в камеру о бездействии властей. Я лег спать с мыслью о том, что хоть кто-то еще пытается бросить ложку дегтя в приторную бочку медиа-меда, выливаемого снн на головы аудитории.
Следующим вечером я включил телевизор и понял, что у демиургов возникла какая-то проблема. Как говорил Глеб Жеглов – «вышла у вас, товарищи, промашка ужасная». Кадры с толпами пострадавших, мародерством и затопленным городом были уже и на снн. Ведущие с прежними улыбками вещали об «нации в едином порыве», но кадры из Нового Орлеана, интервью с людьми на улицах, яростные афроамериканцы показывающие в сторону своих беременных жен, умирающих от нехватки воды, демонстрации того же, что и вчера каравана грузовиков, одинокого вертолета, зависшего над водой – все это говорило об обратном. Катастрофа оказалась реальной. И если вчера, казалось, что выступающие чиновники всем аппаратом завтра поедут в Новый Орлеан и вычерпают из города всю воду собственными бейсболками, то сегодня оказалось, что они даже не могут организовать эвакуацию и грамотную помощь пострадавшим. Затем показали президента Буша, приехавшего на место катастрофы…
Помните историю про Президента Путина, который ответил на вопрос Ларри Кинга «что случилось с вашей лодкой?» - «она утонула». Как одна половина страны смеялась, а вторая на чем свет стоит, костерила Президента, который даже не в силах не то чтобы спасти корабль, но даже описать его гибель?
Экипаж «Курска», погибший смертью храбрых насчитывал 65 человек…
И вот уже Президент Буш, с идиотской улыбкой на лице, произносит фразу, достойную мультфильма про Бивиса и Батхеда:
«Эээ…ну типа это был очень сильный ураган и все такое. Гораздо сильнее, чем мы ожидали». Приколись, баклан? – только и остается добавить.
В русском переводе это практически означает следующее:
- Что случилось с Вашим Новым Орлеаном, господин Президент?
- Он типа утонул
Речь идет о целом городе. Напомню, что по неутешительным оценкам американских источников жертвы могут превысить десяти тысячный порог.
Пострадавшие на экране обвиняли власти в бездействии, правительственные говорящие головы что-то мямлили о помощи, которая уже в пути, тогда как количество нуждающихся в ней стремительно сокращалось в виду смерти последних. Беспомощность власти и общая растерянность. Все это плавно переходит в панику и ужас. Речь о том, что мы победили ураган уже не идет. Но агитационный фон подачи событий пока прежний. Медиа по инерции продолжает пиар быстрой победы единой нации. Глянцевую картинку единой страны не успевают сменить. Медиа забуксовала и напоминала таракана, чья голова уже отрублена, но тело, по инерции продолжает двигаться вперед.

И тут, вместо того, чтобы окрасить экраны в траурные цвета, признать, что катастрофа стала действительно НАЦИОНАЛЬНОЙ, вместо того, чтобы заставить аудиторию сопереживать масштабам трагедии, ее, как всегда обманули. Принцип оказался прост, как принцип наперсточника, который убирает шарик и показывает лоху пустой наперсток. Телевизор начал транслировать реалити- шоу «Ураган».
Медиа начала смаковать подробности событий в Новом Орлеане.
Банды на улицах города, перестрелки с полицейскими, мародерства. Hot show! Десятки тысяч людей, загнанных на стадион, где воцарились зоновские понятия, где насилуют в душах и убивают, перерезав глотку. Hot! Hot!! Помощи катастрофически не хватает, город умирает от жажды, мертвые старики в инвалидных креслах, держащие в руках записки с именами родственников. Не хватает медикаментов, количество погибших растет в прогрессии, губернатор штата отдал приказ открывать по мародерам огонь на поражение, вода не спадает, города практически уже нет. Hot! Hot! !Hot!!! А что там у нас дальше? Кажется начинается глобальная эпидемия, вызванная прорывом канализации. В водах на улице появляются акулы. Coming soon: The Death and The City. Оставайтесь с нами…
Все это выглядело так, как если бы во время показа циркового шоу, человеку, вызванному из зала для исполнения фокуса, случайно отрезают голову на самом деле. Вместо того, чтобы закричать от ужаса вместе с аудиторией, грамотный шоумен говорит: Внимание! Все события реальны! Убийство в прямом эфире продолжается! Оп-па! Смотрите сколько крови! А голова то, голова покатилась! Она уже докатилась до второго ряда! Оставайтесь с нами. После рекламы вы увидите настоящий фонтан крови из перерезанной артерии и безутешные рыдания родных и близких покойного!
И тут же, поскольку аудитория прикована к телевизорам и медиа формат позволяет, отдельно взятые граждане единой нации занимаются личным пиаром на фоне погибающего города. Губернатор штата обвиняет федеральные власти в том, что они истратили деньги на дамбу на войну в Ираке и не забывает заметить, что он, в данный момент, находится со своими избирателями.
Афроамериканские политики, во время влезают на экраны и обличают правительство, которое угнетает чернокожее население. Цветущего вида негр заявляет, что эвакуируют только белых, яростно клеймит власти, говоря, что «мы все тут – заложники» и показывает на группу беспомощных афроамериканцев, которых он привел с собой. Этим людям, испуганным, истощенным ураганом, жаждой и страхом, все равно за кем следовать. В своем горе, они готовы внимать даже речам попугая и поддерживать их, если он вывезет их из города. Но афроамериканский политик уедет, а они останутся. Ничего не напоминает? Этакий американский вариант Марины Литвинович, которая пыталась по полной использовать ресурс надвигающейся годовщины Беслана, что бы напомнить о себе с помощью бесланских матерей.
Прошла неделя. Я приехал в Москву и снова включил СНН. Тем временем шоу продолжается. До самих людей уже нет никакого дела. Ни средствам массовой информации, ни самой аудитории. Как грамотный сценарист, медиа закольцовывает сюжет. Снова начинаются агитационные речи ведущих, Буша показывают все чаще( уже основательно подготовленного спичрайтерами), количество пострадавших(слово «погибших» уже не употребляется») не упоминается. Все население как-то быстро оказывается эвакуированным. Нация снова оказывается победивший, и готовится справлять четырехлетие 9/11. Информационный повод оказался исчерпанным.
И тут ты понимаешь, что на самом деле нет никакой разницы, выиграла ли сборная страны чемпионат мира по футболу, атаковали ли ее небоскребы террористы, случилось ли катастрофичное наводнение – главное, как и в любой пиар-кампании, найти информационный повод. Да и он в принципе, останется на втором плане. Главное – это то, что было сказано на его фоне. В тот момент, когда у шоу был наивысший рейтинг.
Да, медиа – безжалостная машина, цинично пропагандирующая интересы правительств, политиков, крупных корпораций. Человеческие эмоции: счастье, горе, смерть, жизнь – всего лишь кубики, из которых складывается медиа картинка. Причем то, что эта картинка покажет, может быть диаметрально противоположно тому, что произошло на самом деле. Поэтому не стоит удивляться, что смерть – наиболее желанное событие для медиа. В конечном итоге, из убитого всегда можно сделать убийцу и наоборот. Главное, что бы было больше крови, и разрушений и случились они в прайм тайм, когда аудитория наиболее активна.
Но что позволяет медиа ресурсам быть столь циничными? Не приходит в голову? Или не хочется в этом признаться? Это мы сами, готовые часами смотреть криминальные хроники и фильмы катастрофы.
Помните? Американская армия начинает первые бомбардировки Белграда, а целая планета гуманного человечества смотрит в прямом эфире как «умные бомбы» разносят в щепки здания. Затем, 11 сентября, началась эра «телевидения катастроф». Миллионы «ящиков» по всему миру транслировали падающие небоскребы, информационные каналы кокетливо ставили в углу экрана ссылку, говорящую о том, что “more video on www…com”. И посещаемость сайтов где лежали самые шокирующие фотографии взлетала до небес. Самым большим успехом пользовались съемки прыгающих из окон людей…
Скопление камер начинает отсчет, в прямом эфире: Три, два, один…Подобно тому, как торжественно отсчитывают секунды перед зажжением олимпийского факела. Действительно, спустя несколько секунд, факелом вспыхивает Багдад. Взрываются ракеты, поднимая в воздух куски плоти чьих то детей. В этот раз бомбардировка начинается так, что бы ее было удобнее транслировать наибольшей аудитории. Камеры продолжают работать, закадровый голос сообщает о том, что в городе слышны постоянные звуки сирен. Так же, он сообщает нам, что началась операция «во имя свержения диктатуры». Угроза планете со стороны мирового зла практически ликвидирована. Все происходит в прайм тайм, когда эта самая планета частично вернулась с работы, и доедает ужин. Планета страдает депрессией, комплексами городского сумасшедшего, кризисами среднего возраста и нехваткой рабочих мест. Планете нет никакого дела до чужих детей. Планета требует шоу. И шоу, как всегда продолжается. Города рушатся, изредка перебиваемые рекламными вставками. По улицам снуют пожарные и кареты «Скорой помощи». На носилки кладут раненых. Планета кладет на хлеб очередной кусок сыра. Дым, гарь и куски плоти продолжают подниматься в воздух.
CNN Live.Дети в воздухе…Дети в эфире…
Вы совершенно нормально наблюдаете за чужими детьми. Не удивляйтесь, если завтра, кто-то так же цинично будет наблюдать за Вашими. В Вашей стране началась эпидемия чумы? Отличный повод для пиара! Землетрясение стерло с лица земли целую область? Еще лучше! Оставайтесь с нами, после выступления кандидата в президенты на фоне догорающей лавы, мы покажем вам обугленные тела погибших. Только крупные планы! Вам кажется это бесчеловечным? Вы говорите, что никакой нормальный человек не сможет сорок минут смотреть на трупы? А наши рейтинги говорят об обратном.
Медиа структуры гораздо умнее аудитории. Они всегда предлагают нам то, что пользуется повышенным спросом. Интересна обратная реакция аудитории на показанные события. Слушая людей смотрящих новости, можно сделать вывод о том, что никаких государств, стран и политиков не существует. Существуют только медиа картинки. Вчера нам показывали вождя одного из арабских государств, благодаря которому мусульманский терроризм не распространяется дальше, а завтра он уже тоталитарный диктатор, страну которого атакуют силы союзников. Вчера нам показывали цветущую оранжевую Украину, народ которой отторг подтасованные выборы, вышел на Майдан, следуя за женщиной с косой, единственной и неповторимой Юленькой Тимошенко и избрал своего Президента. Страна благоденствует, и почти уже стала Европой, не то, что Россия, которая дает себя угнетать. А сегодня, женщина с косой превратилась в смерть украинской экономики. Страна в инфляции и экономической депрессии.
Невольно задаешься вопросом: А был ли вождь? А был ли Президент? А была ли Украина? И ты уже не помнишь, кто был прав, а кто виноват. В прочем, какая разница? Главное, что было шоу, и в памяти только взрывы ракет, поимка преступника, толпы людей на площади, скандал с отравлением и впечатления очередного просмотренного боевика, в котором непонятно кто победил, но спецэффекты были крутые.
И кажется, что никакой аудитории просто нет. В самом деле, неужели миллионы людей так вот запросто дают себя оболванить? Или мы просто уже не можем существовать без нее?
Я уверен, что если на нашей планете случится глобальная катастрофа, которое уничтожит все живое, то выживут после нее не роботы андроиды, помощники человека, не новая раса людей – мутантов, укрывшаяся в катакомбах. Последней на Земле останется видеокамера с вмонтированным компьютером. Она будет транслировать в несуществующий уже телеэфир разрушенные города, плывущие по рекам трупы, остатки человеческих конечностей, разбросанные по асфальту. Камера будет методично работать, акцентируя свой объектив на наиболее ужасающих последствиях катастрофы, давать крупный план, отъезжать, снова крупно выхватывать картинку изувеченных тел и рухнувших небоскребов, перебивая съемку паузами для рекламных вставок перед самыми страшными кадрами. И ее компьютер сформулирует пылающим шрифтом слоган, сопровождающий прямой эфир:PLANET OF EMERGENCY
Фантастично? Нисколько, я Вас уверяю, что медиа уже давно разумна и существует сама по себе. Как я уже, когда - то говорил, God is Media.
Мы все получаем то телевидение, те газеты, и ту страну, которую заслуживаем. Возможно, не стоит менять медиа, а стоит начать менять себя? Возможно, когда – то наше поколение потребителей, поколение людей телевизоров, готовых воспринимать любые ужасы и смаковать их, ретранслируя затем все это окружающим, вымрет. И на смену ему придут наши дети, которые на вопрос: «Что вы делали 11 сентября», ответит:
- Нам посчастливилось родиться позже.

А пока… Реклама в прайм тайм: Миллионная аудитория увидит ваш логотип на фоне руин Багдада. Атомный результат. Только на CNN)