Niyay : О метании гранат и не только

17:01  19-10-2020
- Черемнова, не хулиганьте, - звучало в адрес одной из самых скромных девушек нашей группы. В глазах преподавателя электротехники играла хитринка.
Студенты веселились, потому что Черемнова краснея, сбивчиво объясняла педагогу, что не собирается нарушать дисциплину. Её великодушно прощали. Но от случая к случаю ситуация повторялась.
Моя молодость пришлась на 80-е. Это было довольно давно, но память сохранила забавные воспоминания. Авиационный техникум - время жизни молодой и необременённой.
Я никак не могла научиться технично метать гранату. Преподаватель физкультуры даже проводил со мной индивидуальный курс броска на берегу Иртыша (река была совсем близко от техникума). Я очень старалась, но граната всё равно летела по странной нелетучей траектории и падала практически мне под ноги. Кончилось тем, что вылетев у меня из рук, она сломалась пополам ещё в фазе полёта. Преподаватель огорчился, но в результате махнул на меня рукой и «зачёт» поставил.
В эпоху развитого социализма в Советском Союзе были популярны металлические вафельницы и орешницы для выпекания сладостей. Были они далеко не у всех. Перед праздниками или именинами в порядке вещей было брать их напрокат на какое-то время. Орешек или грибок наполняли варёной сгущенкой, банку предварительно несколько часов кипятили в кастрюле с водой. В преддверии новогодних праздников кто-то из наших девчат, счастливых обладательниц грибочницы, испёк пробную партию сладостей и принёс их на занятия. Угощать сокурсников приспичило прямо на лекции, которую вёл куратор нашей группы - Вячеслав Иванович. На всех грибочков явно не хватило бы , поэтому они разламывались и в ополовиненном виде передавались по рядам избранным. Это сопровождалось рекомендациями, например:
- Передай грибок Вере.
Продвижение сладкого продукта по рядам проходило весьма успешно, без замечаний со стороны преподавателя. Нам удавалось делать это незаметно, вплоть до того момента пока грибок не попал к Вере – профоргу группы, которая была непосредственна, стремительна и энергична. Машинально съев лакомство под диктовку педагога, видимо отдавая предпочтение конспектированию, Вера вдруг забеспокоилась и строго вскричала на всю аудиторию:
- Так, стоп Вячеслав Иванович, не понимаю, какой дрибок?
- Я диктовал газ, аргон, водород, гелий, Вера, никакого дрибка.
Кто-то из сокурсников стал подавать Вере отчаянные знаки, дескать, не стоит развивать эту тему, что грибок это совсем из другой оперы, и могут возникнуть сложности из-за несвоевременной дегустации. Но Вера не унималась:
- Очень странно, Вячеслав Иванович, но Вы сказали дрибок.
Растерянность преподавателя от напора Веры была налицо, он уже и сам не был уверен, не произнёс ли вслух это странное слово дрибок.
Всех остальных эта ситуация конечно сильно развеселила.
Ещё один случай был связан с двумя нашими мальчишками, которые отлично ладили между собой - Шамилем и Юрием. У Юры была особенность говорить быстро, спонтанно и немного путано. Зачастую, разобрать, что он говорит, без дополнительных разъяснений было сложно. Понимал его с полуслова только Шамиль.
Однажды на уроке мы чем-то рассердили строгого преподавателя, который был ещё и начальником отделения. Чтобы привести нас в чувства, он стал действовать по отработанной схеме. Группе был задан довольно сложный вопрос, ответить на который мы затруднялись, руку никто из нас не поднял. И через несколько секунд преподаватель начал спрашивать по рядам каждого второго. В журнале стал расти ряд двоек. Атмосфера накалилась, как вдруг, взгляд преподавателя упал на Юру Павлова. Когда его имя было произнесено, Юра встал и энергично жестикулируя, быстро, без пауз, стал отвечать на вопрос. Юру почти никто не понял, и тогда преподаватель сделал хитрый ход и обратился к Шамилю:
- Шамиль, помогите нам всем разобраться, о чём говорит Павлов?
Шамиль, в ту пору способный перспективный студент, а сегодня начальник серьёзного предприятия, откликнулся не задумываясь.
- Конечно, - сказал он поднявшись. Павлов говорит нам о том, что,- и дальше последовал вариант решения задачи, предложенный Павловым и "переведённый" на русский язык его другом.
Очевидно, этот способ содержал в себе разумное звено (мальчишки были умницами в технических вопросах) и грозный преподаватель смягчился, а, возможно, его тоже развеселила создавшаяся ситуация, во всяком случае, он вдруг заулыбался:
- Что это вы, Шамиль, так серьёзно, буквально как толмач-переводчик, начали свою речь со слов: "Павлов пытается сказать нам", будто речь и взаправду идёт о переводе с иностранного языка.
В аудитории раздалось хихиканье, которое затем переросло в дружный смех. Не веселились только сами ребята, Павлов продолжал что-то ответственно объяснять по существу данного вопроса, Шамиль переводить его слова нам.

С Юрой вообще довольно часто случались курьёзные ситуации из-за его непосредственности. Он не пытался хохмить специально, даже наоборот, был весьма серьёзным и ответственным студентом, но некоторые преподаватели видели в его поведении провокацию и ставили ему двойки или даже выгоняли за дверь. Так, например, на уроке НВП (начальная военная подготовка) преподаватель рассказывал нам об устройстве гранаты и правилах броска. (Забавно, но с гранатами связан уже второй эпизод воспоминаний):
- Далее выдергиваете чеку и бросаете. Через три секунды произойдёт взрыв.
- После того как бросишь или после того, как упадёт, - быстро задал уточняющий вопрос с места Юрий.
И тут же получил ответ:
- Павлов, выйдите из класса!
Юра выходил обиженным и огорчённым, искренне не понимая, за что с ним поступают таким образом.
- Что я такого спросил? - бормотал он сам себе под нос, покидая аудиторию.
А вот на спецпредмете, где нам подробно рассказывали, как принято заполнять бланки документов техпроцесса, согласно Гостам, Юра, опять же в свойственной ему непосредственной манере, поднял руку и сказал:
- А я придумал как лучше!
- Павлов сядьте, этого не нужно, это технологический процесс - документ, понимаете, здесь действуют общепринятые нормы, - ответила ему преподаватель.
Юра, конечно, послушался, но его любознательная и предприимчивая натура вновь осталась неудовлетворённой.
Ольга Александровна, которая и вела спецпредмет, тоже умела порадовать нас красивой фразой. Например, студент взывал к ней:
- Так нечестно, Ольга Александровна, почему же двойка?
- Пусть это будет нечестно, зато справедливо, - невозмутимо парировала она.
И студенту оставалось только смириться…

P.S. – отрывок из воспоминаний о техникуме