krоt : Мюнхгаузены Второй мировой
02:10 04-10-2005
Г.У. Рудель «Пилот «Штуки»»
Если воспоминания Вельца и Сайера это воспоминания простых солдат, то Рудель фигура в Третьем Рейхе практически легендарная – шутка ли, единственный обладатель высшей награды «Рыцарского креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и брильянтами», любимец Гитлера и лучший летчик Люфтваффе. Впрочем, обо всем по порядку
Лучше было бы если Рудель назвал свои мемуары «Врун на «Штуке»» или, скажем, «Сказки дядюшки Руделя», это было бы честнее. Скажу сразу. Книга написана по принципу «Утром проснулся – вылетел на задание – вернулся- доложил о победах». Написанная сухим казенным языком она может использоваться лишь как источник информации и… образец буйной фантазии автора в плане приписок себе того, что он никогда не совершал.
Что же представлял из себя Рудель? В официальной его биографии читаем:
«Rudel Hans-Ulrich. Oberst. StG2. Всего выполнил 2530 вылетов. Уничтожил 519 танков, свыше 800 автомобилей различных типов, 50 позиций артиллерийских батарей, 4 бронепоезда. Он потопил линкор «Марат», лидер «Минск», эсминец «Стерегущий» и около 70 различных десантных судов. Сбил 9 советских самолетов - 7 истребителей и 2 «Ил-2». Сам был сбит зенитным огнем свыше 30 раз, но
ни разу истребителями[выделено мной], пять раз был ранен. Шесть раз совершил посадку за линией фронта, чтобы вывезти сбитые экипажи»
Теперь, пожалуй, стоит поподробней разобраться с руделевскими «победами». На самом деле, единственной подтвержденной победой Руделя из всего этого списка можно считать вывод из строя линкора «Марат» (да да, именно так вывод из строя, а не потопление – потерявший возможность плавать «Марат» использовался при обороне Ленинграда как стационарная артбатарея). Впрочем, некоторые оспаривают и это его достижение – по советским данным на «Марате» разорвалось две, а не одна бомба, следовательно вывод из строя «Марата» это не заслуга одного Руделя, а еще какого то летчика, по некоторым сведениям это был Эрнст-Зигфрид Штеен, но впрочем, этот вопрос нас волнует в меньшей степени – Рудель действительно попал в «Марат», попал ли после него туда еще один пилот и как они между собой делили лавры это их личное дело. Нас больше интересуют остальные победы Руделя, а именно лидер «Минск» (в немецких документах проходит как крейсер) и эсминец «Стерегущий», к которым Рудель имел, мягко говоря, слабое отношение.
Всплывает это, кстати, благодаря мемуарам самого автора. Молчаливо соглашаясь с приписанием ему потопления этих кораблей он все же не может также откровенно врать об этом в своих мемуарах, понимая, что подобное, весьма просто проверяющееся по официальным документам вранье разоблачить будет весьма просто, посему он стыдливо умалчивает о «Стерегущем» и «Минске» вообще.
«Стерегущий» погиб 21 сентября 1941 года. Вот,что пишет об этом дне сам Рудель: «21 сентября на наш аэродром прибывают тонные бомбы. На следующее утро разведка сообщает, что «Марат» стоит у причала Кронштадтской гавани. Очевидно, они устраняют повреждения, полученные во время нашей атаки 16-го числа. Вот оно! Пришел день, когда я докажу свою способность летать!» Итак, в день гибели эсминца больше всего его волнует прибытие бомб для атаки на «Марат», а вовсе не «Стерегущий».
Теперь о «Минске». Сам Рудель пишет по этому поводу совершенно невнятную фразу: «До конца сентября мы делаем множество вылетов в район Финского залива и достигаем нового успеха, потопив еще один крейсер» Обратите внимание как расплывчато! «Мы достигаем нового успеха» - т.е. если читатель уже слышавший о том, что «Минск» потопил Рудель, прочтет это, то у него и сомнений в «авторстве» потопления не возникнет, с другой же стороны, если кто то попробует предъявить претензии о приписке себе чужого успеха, автор всегда может сказать, что, дескать, черным по белому написано – «мы потопили», а не лично я. Подленький такой моментик вообще то, неплохо психологию авторскую характеризующую.
Немного разобравшись с «морскими трофеями» Руделя перейдем к так, до мокроты в штанах, восхищающих «поклонников таланта» 519 подбитых танках.
Прежде чем показать, что это полный бред позволю себе еще раз процитировать нашего подопечного:
«… Во время первой атаки четыре танка взрываются от прямого попадания
снарядов из моих пушек, к вечеру итоговый счет доходит до двенадцати. Мы все охвачены страстью преследования, рожденным великолепным чувством, что с каждым новым уничтоженным танком будет спасено много немецкой крови.
После первого дня у механиков полно дел, потому что почти все самолеты повреждены зенитным огнем. Жизнь такого самолета недолга…..»
Таким образом, по утверждению «аса всех времен и народов» за 5 июля он якобы лично уничтожил (не повредил) а именно уничтожил 12 наших танков.
Браво! Подвиг достойный восхищения мужеством летчика! Только вот одно удручающее для нашего врунишки обстоятельство: согласно журналу боевых действий 8 авиакорпуса Люфтваффе (к которому и принадлежал «бродячий цирк «Иммельман»» в котором служил Рудель) за 5 июля было уничтожено 7 танков, 30 орудий, 70 автомобилей. Непорядок какой! Куда девать остальные подбитые гением 5 танков непонятно. Видимо он их сбил за другой авиакорпус, в порядке шефской помощи, так сказать (кстати обратите внимание, что в рапорте 8 ак нигде не упоминается, что все эти танки на счету одного пилота, новость для Руделя еще более удручающая, поскольку объем «шефской помощи» в таком случае растет как на дрожжах).
Немного отвлечемся для небольшого введения технического характера, которое поможет понять всю величину руделевского вранья. Этот господин всю войну пролетал на пикирующем бомбардировщике Ju87 “Stuka”, машине морально устаревшей еще в 1939 году и которую хотели снять с производства, однако успешное применение их в Польше и личное вмешательство Геринга оставило их в производстве. В один прекрасный день 42 года какой то светлой голове из штаба Люфтваффе пришла в голову не менее светлая идея оборудовать «штуки» двумя 37-мм пушками и использовать в борьбе с советскими танками. Только вкусившему славы «победителя «Марата»» Руделю было предложено отправится в экспериментальную эскадрилью, для испытаний пригодности «штук» к борьбе с танками. Результаты вылетов этой эскадрильи были расценены как «просто потрясающие» и противотанковые «штуки» были рекомендованы к активному использованию. Вообще то человека этот рапорт написавшего стоило бы судить как пособника врага и отъявленного вредителя, а наши танкисты должны были молится на него, поскольку сколько их жизней спасло употребление немцами противотанковых «штук» сложно подсчитать.
Правда не стоит считать немцев эдакими наивными простачками на слово поверивших о «потрясающих результатах». Под Харьковом немцами были проведены опытные испытания самолетов вооруженных 37-мм орудиями. Суть их заключалась в следующем: в поле были расставлены трофейные советские танки и 3 летчика на самолетах с противотанковыми пушками заходили на них в атаку и расстреливали. Результаты оказались удручающими – один пилот попал выпустив весь боезапас 3 раза (не в 3 танка, а вообще 3 раза попал), второй 2 раза, третий не попал вообще. При этом из 5 попаданий ни одно не смогло пробить танковую броню вообще. По результатам испытаний применение 37мм пушек на самолетах для борьбы с советскими танками было признано неудовлетворительным и от него рекомендовалось отказаться. Казалось бы это гвоздь в гроб Руделя как величайшего уничтожителя танков, да помогли ему, по иронии судьбы, советские летчики сбившие самолет с пилотом везшим это донесение. Понятное дело, что впоследствии данные этих испытаний скорее всего немцам стали известны, однако на этот момент у них уже был непобедимый Рудель пачками уничтожавший советские танки и раскрученному маховику пропаганды уже было не остановится. Так и летал Рудель до конца войны на своей «штуке» с двумя 37мм пукалками под крыльями и по возвращении писал небылицы про очередные подбитые танки.
Позволю привести себе еще одну цитату этого Мюнхгаузена от Люфтваффе: «В этом вылете я уничтожаю 20 танков иванов». Потрясающая наглость, от которой небезызвестный барон вытащивший себя из болота за собственные волосы просто зеленеет от зависти! А дело вот в чем.
37мм пушка установленная на «штуке» имела боезапас в 12 снарядов. Две пушки – 24 снаряда. Итого, 24 снарядами Рудель подбивает 20 танков! Просто потрясающая наглость, особенно в свете вышеописанных испытаний в ходе которых был показан примерный процент попаданий по танкам.
Идея установить противотанковые пушки на самолеты приходила и нашим авиаконструкторам, однако, так же как и у немцев, испытания показали полную несостоятельность подобного рода борьбы. Тут стоит отметить тот факт, что в отличии от бардака полуфеодальной структуры Третьего Рейха, где правая рука зачастую не знала, что делает левая, в СССР все прекрасно понимали, чем для них грозит если предложенное ими средство обороны или наступления будет неэффективно. И до войны то с вредителями обходились не слишком мягко, а уж про военное время и говорить не приходится.
Итак, советские авиаконструкторы провели свои испытания, результат которых был таков: На истребитель ЛаГГ и штурмовик Ил-2 установили соответствующие пушки и апробировали их на полигоне. Более маневренный ЛаГГ получил шанс попадать по танкам (не в слабое место танка, а вообще по нему) 3 снарядами из 35, а Ил-2 тремя снарядами из 55. Как видим, успехи в поражении танков на советских самолетах были примерно такие же как и на немецких, поэтому в отличии от грозного Руделя с его 37мм «орудиями массового уничтожения» советская авиация применяла против немецких танков ПТАБ – противотанковые авиабомбы.
Вот что рассказывает о ПТАБ Герой Советского Союза летчик-штурмовик Г.М. Рябушко, (в добавление к этому внимательно прочтите, что он пишет о применении противотанковых пушек):
«ПТАБы применяли часто. В двухкассетных держателях по 60 штук в каждом на внутренней подвеске. Очень эффективное оружие.
Установку на Ил-2 23-мм пушек ВЯ мы восприняли очень позитивно. ВЯ была пушкой намного мощнее ШВАК и значительно больше подходила штурмовику.
У нас в полку было несколько случаев, когда огнем пушек ВЯ удавалось поджечь немецкий танк - такая ВЯ была мощная. [ну да это наши лапотные летчики, а не супергерой Рудель валивший из пушек танки пачками] Другое дело, что танк поджечь не просто, поэтому случаи их уничтожения пушечным огнем были относительно редки. … До появления ПТАБов, у нас стрельба по танкам практиковалась и, если уж подворачивалась возможность, стреляли. Когда появились ПТАБы, сразу эту дурную стрельбу прекратили. Чего гоняться за каждым танком, когда сыпани 120 ПТАБ со 100 метров и накрой 5-10 танков скопом».
А вот что свидетельствует о применении ПТАБ во время Курской битвы взятый в плен немецкий лейтенант-танкист: «6 июля в 5 часов утра в районе Белгорода на нашу группу танков - их было не меньше сотни - обрушились русские штурмовики. Эффект их действий был невиданный. При первой же атаке одна группа штурмовиков подбила и сожгла около 20 танков. Одновременно другая группа атаковала отдыхавший на автомашинах мотопехотный батальон. На наши головы градом посыпались бомбы мелкого калибра и снаряды. Было сожжено 90 автомашин и убито 120 человек. За время войны на Восточном фронте я не видел такого результативного действия русской авиации. Не хватает слов, чтобы выразить всю силу этого налета»
Не мудрено, что, в конечном счете, немецкое командование отказалось от дурной идеи применять Ju87, для борьбы с танками, оставив это право одному лишь Руделю так до конца войны на «штуке» и пролетавшем. Оно и понятно – герой героем, но от заявляемых геббельсовской пропагандой фантастических успехов Руделя число советских танков не убавлялось, как ни крути.
Думаю вышеприведенных фактов достаточно для понимания того простого факта, что никаких 519 танков Рудель подбить не мог по причине слишком малой убойной силы 37мм пушек (пушки большей мощности ставить было нельзя – отдача отрывала у самолета крылья). Вполне возможно говорить о 519
попаданиях Руделя в танки, однако, если эти 519 попаданий разделить на количество вылетов (тоже весьма спорное), то получается 1 попадание на 5 вылетов. Негусто, однако для «героя Рейха».
Тут вообще не стоит забывать, что приписки и вранье по поводу количества сбитых самолетов было в Люфтваффе явлением массовым и на которое смотрели сквозь пальцы.
Так, в 1940 году во время «Битвы за Англию» асами Люфтваффе было заявлено такое количество сбитых английских самолетов, что глава военной разведки адмирал Канарис должен был весьма деликатно заметить рейхсмаршалу Герингу, что его доблестные летчики сбили самолетов больше, чем числится в Королевских Военно-Воздушных Силах.
Еще один характерный пример доблести немецких летчиков – В Африканском корпусе Роммеля целая эскадрилья развлекалась тем, что летая над пустыней выпускала весь боезапас по барханам, после чего прилетали и докладывали о очередных победах и получали звания и награды. В конце концов, все дело вскрылось. Знаете, чем дело закончилось? Эскадрилью врунишек просто расформировали и отправили по разным соединениям. При этом все звания и награды были им сохранены. Примерно представляю себе какие санкции были бы применены к советским летчикам, если бы они позволили себе так воевать!
Но мы отвлеклись. Вернемся к доблестному Руделю. Как следует из справки Рудель уничтожил еще ко всему и 4 бронепоезда. Вообще то эпизод с бронепоездом у Руделя в воспоминаниях упоминается единственный раз. Вот, что там написано по этому поводу: «Советский бронепоезд пускает тяжелые снаряды в наши редкие атакующие цепи. Этот бронепоезд действует умело. Сделав огневой налет, он, словно дракон, уползает в свое логово. Этим логовом является туннель в горах неподалеку от Туапсе. Когда мы вылетаем, он стрелой уносится в туннель, и мы видим лишь его хвост. Однажды мы его почти накрыли. Почти. Мы подкрались к нему, но в последний момент он, похоже, получил предупреждение. Бронепоезд удалось накрыть, но повреждения не были серьезными; через несколько дней, починенный, он появляется снова. Но теперь этот стальной монстр был донельзя пуглив - мы больше его не видим. Тогда мы пришли к следующему решению: если мы не можем поймать этого стального монстра, мы хотя бы поквитаемся с его ангелом-хранителем - туннелем! Мы блокируем выходы из туннеля с помощью специальной бомбы, которая не даст бронепоезду выбраться из туннеля»
Думаю все понимают разницу между бронепоездом запертом в туннеле и бронепоездом уничтоженным? Причем одним бронепоездом, а не четырех.
Теперь по поводу специально мною выделенного пункта о том, что Рудель был 30 раз сбит, при этом исключительно огнем зенитной артиллерии. Вот же везучий! Ну никак его тупые советские летчики сбить не могли. На самом деле это легенда придуманная самим «храбрым Гансом» который то и своих сослуживцев презирал, считая одного себя выдающимся (Гюнтер Ралль (пилот эскадрильи JG54, 175 победа) вспоминал: … когда после войны мы вместе были в плену, то я познакомился с ним ближе. Я был удивлен, насколько он эгоистичный, и он действительно считал себя великим. Это было мало приятно.), а уж советских летчиков вообще за людей не считал. Это презрение принимало порой просто комические формы. Так, Рудель на полном серьезе пытается уверить читателя, что он на его допотопной «штуке» ушел от целого полка «аэрокобр». Заявление примерно также соответствующее действительности, как если бы трепетная лань смогла удрать от окружившей ее стаи волков. При этом и этого достойному потомку барона Мюнхгаузена оказывается мало. Он еще на голубом глазу привирает, что уничтожил в этом бою Дважды Героя Советского Союза! (к слову, нет времени и места здесь это приводить, но по этому поводу в одном из аэрофорумов была серьезная дискуссия в ходе которой были изучены документы относящиеся к тому времени и выяснено, что в тот момент и в том районе никаких летчиков ДГСС не было, зато на форуме появилось новое расхожее выражение – «врет, как Рудель»)
Уж на что, казалось бы, товарищ изоврался, но порою его побасенки и самолюбование переходят всяческие границы. Так, об одном из посещений бункера Гитлера он пишет следующее: «Фюрер подвел меня к карте и указал, что его очень беспокоит положение наших войск под Будапештом… Я склонился к карте и дал фюреру несколько советов которые, по моему мнению могли бы улучшить положение на фронте. Фюрер внимательно прислушался к моим советам». Ага… картина маслом «И.В. Сталин обсуждает с подполковником Брежневым план Курской битвы». Так и хочется сказать, ты уж ври ври, но не завирайся!
В отношении к нацистким бонзам Рудель вообще напоминает робота. Я не помню точно, но по моему в «Терминаторе-2» есть эпизод, когда робот по приказу Джона Коннора перестает видеть отдельные предметы, вычеркивая их из своей памяти. Рудель очень напоминает в этом героя Шварцнеггера.
Стоит только почитать, что, к примеру он пишет о посещении поместья Геринга Каринхалле: «кабинет рейхсмаршала поразил меня своей строгой обстановкой и чувством вкуса». Более большой издевки по отношению к «известному коллекционеру» свезшему к себе в поместье половину Лувра придумать сложно. О «подчеркнуто строгой обстановки» герингских покоев ходили легенды. Примерно то же самое происходит при последней встречи Руделя с Гитлером: «Каждый раз, когда я слушаю его, поражаюсь памяти фюрера на цифры и его специальными знаниями в области техники… предложения [фюрера] ясно сформулированы, и в них звучит непреклонная решимость». Рудель пишет это со всей серьезностью и без капли юмора, а между тем, встреча эта состоялась 19 апреля 45 года, за несколько дней до самоубийства Гитлера, психическое состояние которого итак основательно подорванное к тому времени, по признанию всех, кто был с ним в то время вообще пришло в полный упадок. И это, поверьте, не отдельные эпизоды. Подобными перлами блещет вся книга.
Я не хочу очернять Руделя, в конце концов на его счету 6 посадок на нейтральной территории, с целью подобрать экипажи сбитых немецких самолетов и решимость продолжать летать, с протезом, после ампутации ноги несомненно все это достойно уважения, но еще большего удивления вызывает то, как все это могло сочетаться с тем безмерным враньем и неточностями которыми пронизана буквально каждая страница книги. Кстати, немаловажный факт – журнал боевых вылетов эскадрильи «Иммельман» был похищен после капитуляции американскими солдатами, тут хоть 519 танков себе пиши, хоть 1519…
P.S.
В заключении хочется привести вот такой диалог с одного форума:
«- Ну не зря же ему дали золотые дубовые листья с мечами и бриллиантами к Рыцарскому Кресту
- Ну ведь надо же было кому то их дать…»