andreazz : Скромное обаяние буржуазии

11:37  12-04-2021
Давно хотел обсудить с вами одно замысловатое кинцо. И только благодаря лени-матушке не сделал это несколькими годами ранее.
Давайте начистоту, я обожаю Луиса Бунюэля. Даже несмотря на то что он был коммунистом и, прости господи, сюрреалистом (уж и не знаю, что хуже)
Обожаю, как удобные, но чрезвычайно при этом стильные мокасины.
Его кино всегда даёт философскую пищу для мозга, чрезмерно в то же время не перегружая оный орган.
Ему, словно Тарантино удавалось чудесным образом балансировать на грани эстетики и коммерческого успеха.
Едва ли стоит упоминать, что испанский мэтр снимал истинно французское кино, со всем прилагающимся тонким юмором, изысканной похотью и острой социальной проблематикой, подаваемой, впрочем, иронично, без нытья.
Забавляет меня его немой, снятый в соавторстве с самим Дали короткометражный кинодебют "Андалузский пёс", представляющий собою захватывающий и весьма революционный по тем временам сюрреалистический видеоряд. Сложно сказать, О ЧЁМ эта высокохудожественная чушь. Её надо просто смотреть.
Нравится мне у него драма с элементами БДСМ "Дневная красавица", о пресыщенной жизнью состоятельной даме, решившей устроиться на работу в бордель, дабы пощекотать свои угашенные размеренным буржуазным бытом чувства.
Хороша, несомненно, и последняя работа мастера, что большая редкость, если ориентироваться на поздние фильмы того же Балабанова или даже самого Феллини.
"Этот смутный объект желания" рассказывает нам о последнем рывке пылкого вожделения старости к юности, а также о неизменном, словно смерть женском коварстве.
И тем не менее, даже в ряде этих великолепнейших совершенно киноработ, особняком стоит оскароносный шедевр 1972-го года "Скромное обаяние буржуазии".
Само уже название обещает нам океан иронии с левым уклоном. И это факт. Для Франции свойственно периодически поднимать свою зажравшуюся элиту на вилы. Однако даже очевидный социалистический подтекст не способен испортить эту бесподобную киноленту.
Не слишком сильно её портит и сюрреализм, который, скажем, в фильмах легендарного представителя "Новой волны" Годара, наряду с всё тем же значительно более навязчивым левым посылом, просто выедает глаза и сводит некоторые картины к безвкусному абсурду проваленного претенциозного эксперимента.
"Скромное обаяние буржуазии" же является великолепным образцом интеллектуального и эстетичного кино, способного пойти в сравнительно широкие массы.
По сути весь фильм являет собою высмеивание духовно убогого буржуазного быта высших слоёв общества. Обжорство, попойки, наркотики, тёмные делишки, адьюльтеры, а ещё бесконечные званые обеды, ужины и светские рауты. Огорчительная пустота непроизводительного закрытого класса, существующего для самого себя набросана изящными акварельными мазками. Поистине великолепна, к примеру, сцена, где мсье Тевено заставляет своего водителя, нарушив закон, выпить бокал мартини, а затем глумится в компании друзей над тем, как жалкий простолюдин "неправильно" это сделал.
Здесь практически нет откровенной чёрнухи или попыток вызвать дешёвые негодующие эмоции. Всё подано сдержанно, тонко и с юмором.
Да, несколько мозолит глаз обилие сюрреалистических сцен и снов, хотя в то же время понимаешь, что без них картина стала бы проходной.
Крайне показателен и аллегоричен финал, в котором спетая компашка высокопоставленных бездельников бредёт по пыльной сельской дороге в никуда, после бурной ночи пьянства и кутежа. Это не Кабирия маэстро Феллини, которая осознала тщетность своей беспутной жизни и идёт топиться. О нет. Эти господа не осознали ровным счётом ничего и, скорее всего, придут в себя только на гильотине.
Впрочем, повторюсь ещё раз: Бунюэль не сгущает краски и не предаёт элитную шушеру бичеванию. Он смотрит на них с мудрой улыбкой философа и лёгкой грустью. По-своему, возможно, даже любит.