Алиса лиса : Большая секунда

20:59  10-11-2021
Я обожаю валяться на диване и смотреть разные киношки. Это без сомнений мой любимый вид спорта. Удобно и если повезет даже познавательно. В этот раз явно повезло. И где то с третей серии я, перестав принимать форму дивана, правильно села. Ну знаете, вот прям выпрямив спину. У меня как бы появился собеседник, к которому я со всем уважением.

Фильм «большая секунда». Мини сериал. 13 коротких серий. Типичный ситком, с оттенком очередной душещипательной женской истории. Происходящие начинает быстро проникать и наполнять. А затем гармонично , по нарастающей, увлекает. Схема вроде как рабочая , так почему же все-таки я выделила этот фильм из бесконечной вереницы других?

Прежде всего интересен формат повествования. Содержание пишется на глазах у зрителя двумя сценаристами, мужчиной и женщиной, и написанное тут же оживает и проигрывается другими актерами . Между тем у самих сценаристов тоже своя история. Таким образом получается объемное восприятие. Эдакое внутренние «три ди».

Большая секунда - это интервал между нотами (действие происходит в музыкальной школе), а так же отрезок времени. Этот необычный термин выбран как название, поскольку небольшой интервал между нотами не редко определяет музыкальную пьесу, а секунда, как единица времени может быть решающей в принятие решений. Ведь в реальной жизни именно мелкие события подчас определяют крупные повороты судьбы. «Бог в мелочах» - гласит известное выражение.

Так же мне показалось любопытным, что можно себя ассоциировать практически с каждым героем сериала. Быть может поэтому нет конкретного главного героя. Все главные и у каждого своя четкая нить. Но как бы эти нити не переплетались , они не скручиваются в запутанный клубок, а существуют достаточно независимо.
При этом один из героев все таки задает тон всему фильму. Этот герой не главный, но как бы определяющий. Это образ сценариста мужчины. (Кстати он же является и настоящим сценаристом и режиссером этого сериала, чем может и объясняется особое влияние его образа на фильм). Он интонационно сдержан, не суетлив в подаче, вдумчив, но при этом крайне убедителен. Его монологи, словно метроном отсчитывают ритм сериала, делая его ровным и удобным для восприятия. Короткие серии компактны и точны по содержанию.

Не могу не отметить , что “большая секунда» относится к тем фильмом, который можно «растащить» на фразы. Много интересных мыслей и достойных метафор. Например (думаю всем сочиняющим и достигшим определенного возраста она будет понятна) : “Я тут ночами пьесу писал. Однажды чувствую спать хочется. Это как с сексом. Лежишь и думаешь заняться или поспать…это важный рубеж в жизни. Печалит, но можно больше поспать»

В сериале присутствуют два противоположных мужских образа.
Один - тот самый мужчина-сценарист, с откровенной мужской харизмой, и достаточно жестким характером. Второй - нелепый несостоявшийся композитор, неуверенный и запутавшийся в себе “ботаник.”.
В итоге брутальный сценарист оказывается по сути трусом, так как готов принять женщину лишь на определенных условиях, требуя от нее прочного союза под словом «семья», тем самым получая от нее гарантию на верность и преданность. Он боится существовать с ней свободно. В то время как «ботаник» принимает по настоящему мужское решение, вопреки сложным и болезненным обстоятельствам.
Все это логично и понятно. Ведь образ второго написан пером первого. Все свои сомнения и тщательно скрываемую жалость к себе - всё это вылилось в образ ботаника. Достаточно одной фразы сценариста о себе, чтобы понять это: «Больше всего в жизни мне не хватает сочувствия». Он даже до конца не позволяет себе быть добрым, от боязни выглядеть не по мужски мягкотелым. А вот «ботаника» щедро награждает неподдельной добротой, постепенно превращая его в смелого и решительного. Ведь это гораздо проще чем стать таким самому.
Женские образы в «большой секунде» абсолютно разные по форме (в прямом и переносном смысле), но удивительно одинаковы в своем стремлении найти спутника жизни. Это словно общий знаменатель под их разными судьбами. В этом поиске они непредсказуемы и необычайно трогательны, что придаёт сериалу особый градус чувственности и откровения.
Справедливости ради замечу, что женщины в сериале гораздо более стрессоустойчивей мужчин, что в наши дни выглядит достаточно правдоподобно.

Меня вообще очень подкупило стремление авторов быть честными со зрителями. Одна из героинь фильма борется с онкологией. Но при этом она встречая дочь накрывает на стол, и не готовыми пельменями , а холодцом и прочими яствами. Я ухмыльнулась глядя на это, но уже попривыкла видеть в фильмах героев, проходящих химиотерапию, бодро делающими зарядку если того требует сценарий, и появляющихся в кадре со свежими укладками. Здесь же, на мое удивление, женщина-сценарист громко возмущается: «Как наша героиня может накрыть такой стол? Как? Да она еле доползать до стола должна, еле переставлять ноги…» то есть хватило честности озвучить это и хотя бы словесно приблизиться к тяжелой и нефотогеничной реальности.

Не глядя на все перипетии сюжета, самым любопытным и важным является именно внутренняя связь между сценаристами и их образами. Они как сообщающиеся сосуды. И если сначала “рулят” пишущие ,то по мере развития фильма, уже созданные образы влияют на сценаристов, вытаскивая на поверхность их внутренние противоречия. Совместное творчество сценаристов дарит им откровенность, годами запрятанную в глубине души. Они начинают высказывать друг другу свои обиды, пытаясь понять причины их не сложившийся любви. В какой то момент глядя на созданные образы, они уже начинают учиться у них. Ведь у героев получается преодолеть комплексы и сомнения , да еще стать счастливой парой. Может и у создателей получиться? Но нет. Происходит противостояние реальности и творчества. И реальность оказывается сильнее. Быть может для этого и существует творчество? Чтобы было куда сбежать от реальности? Чтобы было куда без стеснения передать свои мечты, свою боль или нечаянную радость… и потом отразиться в этом как в зеркале и понять себя и разрешить себе «запретное» и наконец полюбить себя или хотя бы попробовать сделать это. В этом на мой взгляд и есть смысл «большой секунды» - разницы между нотами, разницы во времени и разницы между реальностью и творчеством.

В этом фильме нет вычурных интеллектуальных изысков, но при этом написано умнО и интересно. Этот фильм далек от популизма, прост и приятен в восприятии. Создатели нашли «золотую середину», тем самым обеспечив «большой секунде» зрительский успех.
Я не хочу подробно вдаваться в так называемое развитие образов, и как принято говорить в сопереживание героям. Это каждый решит для себя.
Хочу лишь отметить что сериал «большая секунда» проникнут тем самым обаянием , без которого фильм не может стать особенным .
Вообщем , господа, приятного просмотра.