Эдуард Кобринчук : Немного о свободе.
20:35 02-12-2021
Свобода, о сколько о ней сказано, и сколько сил затратило человечество в борьбе за свободу личности. И всё же понятие это, по – прежнему остаётся невыясненным. Не находиться ни под чьей властью, и не быть никому обязанным, так человек представляет себе личную свободу. Однако, является ли ею отсутствие ограничений?
Скорее всего, если кто – либо начнёт рассказывать нам о свободе, то мы поинтересуемся у него, - "О свободе от чего, или от кого идёт речь? Ведь свободы самой по себе, без того, кто бы ощущал её противоположность - несвободу, в нашей жизни не существует. Как, впрочем, и других абстрактных свойств, которыми жонглируют философы, но при этом, не имея возможности разобраться, а могут ли люди поступать в соответствии с этими свойствами.
И потому для начала следует выяснить, а есть ли в человеке свойство свободы, в соответствии с которым он может поступать. Ведь свобода подразумевает под собой свободу выбора, а человек не выбирает, где и когда и с какими свойствами ему родиться. Но и после рождения его вкусы, взгляды и предпочтения формирует окружающее общество, и он в этом влиянии не способен себя осознать. И как бы он ни поступал, его этому тем или иным образом научили.
Но тогда возникает вопрос, - "может ли человек ощутить границы своей несвободы? На первый взгляд эта задача кажется не сложной, однако в ней существует подвох. Ведь если бы человек мог сам себя освободить из "тюрьмы", своими собственными силами, то и не ощущал бы тюрьму "ограничением".
Вытащить себя из "тюрьмы", кстати, в древние времена тюрьмой служила глубокая яма, или вытащить себя за волосы из болота, как это сделал знаменитый барон Мюнхгаузен, человек не может. Всегда должен быть кто – либо снаружи, кто подаст ему руку, или подготовит побег. И потому свою свободу человек должен искать в правильных взаимоотношениях с социумом.
Ему помогает в этом, ставший общим, и взаимосвязанным, мир. Он раскрывает нам давно позабытую истину - человек создан природой существовать в обществе. В былые времена им для него являлась семья, от которой зависело его жизнеобеспечение. И потому он находил в себе силы заботиться о её благополучии, как о своём собственном.
Однако объединившись в города, страны, а сегодня в одно человечество, человек заботится об обществе вынуждено, не чувствуя по отношении к нему никаких обязательств. Более того, он ищет в бегстве от них свою личную свободу, и не воспринимает своё нежелание заботиться о ближнем, как ту границу, за которой человеку следует её искать.