Лев Рыжков : МАГИ, ЙОГИ, МИСТАГОГИ

22:21  13-02-2022
Когда я был маленьким, мир казался мне очень скучным местом. Ну, судите сами. Дед Мороза не бывает. Все чудеса, о которых писали в сказках – не работают. «Что это за юдоль слез и обмана?» - думал совсем молодой Лев Валерьевич. Потом, с годами, чуть-чуть поумнел, и понял, что не все так плохо. Мир оказался гораздо сложнее и интереснее, чем представлялось. Еще оказалось, что при определенных вводных случаются и чудеса. Только на более тонких уровнях, без всякой там гарри-поттеровщины и спецэффектов. И дед Мороз – бывает. Правда, не совсем такой, каким его принято представлять.
Ну, да ладно. К чему это я?
А к тому, золотые мои, что вот передо мной лежит шикарнейший двухтомник. Первый том называется «Хиппи, мистики, диссиденты». Второй, соответственно, «Маги, йоги, мистагоги».
Написал реальный, как мне кажется, маг – Владимир Видеманн. Но сам автор от таких регалий (если верить написанному) открещивается.
Еще мне кажется, что в любой другой читающей стране эта эпопея взорвала бы книжные рынки. Ибо текст уникален и много-что-объемлющ. Но у нас он почти незаметен. Я и сам наткнулся на него просто чудом.
***
Итак, что перед нами? Произведение мемуарного жанра, охватывающее период с 1968 по август 1991 гг. Мемуары не банальные. События большой политики, строительство социализма, да и политика вообще где-то там, дальним, не особо важным фоном.
Почему-то принято считать, что на излете 60-х где-то там, за океаном и железным занавесом, было лето любви, Вудсток. А советская молодежь тем временем – что? Посещала комсомольские собрания, строила социализм, в который уже не особо верила. Жила уныло.
Так вот. Ничего подобного. Советская молодежь, оказывается, тоже отжигала. Так получилось, что первые хиппи СССР появились в Прибалтике. А рассказ у нас начинается в Таллине, столице Эстонской ССР. И наш мемуарист, собственно, и есть один из первых хиппанов Советского Союза. И поразительно, что Таллин конца 60-х напоминает как Эдинбург Ирвина Уэлша, так и Краснодар конца 80-х. Во всяком случае, обалдуйничал в те времена Лев Валерьевич примерно так же, как и юноша Видеманн в конце 60-х. Тут вам и рок-фестивали, и сомнительные приключения, и колоритные люди на пути. В иных мемуарных коллизиях, Лев Валерьевич прямо-таки узнавал себя.
В какой-то момент юности Видеманну встречается великий мудрец, гуру. Это Михаэль Тамм по прозвищу Рам. Философ-эзотерик, приятель Рериха, махатмы Ганди, Витгенштейна (список не точный, по памяти), благодаря поствоенным геополитическим пертурбациям застрявший на территории советской Эстонии, где КГБ ограничил его передвижения десятикилометровой зоной вокруг хутора в глухомани. Но таллинские хиппаны нащупывают дорогу к мудрецу. Происходит встреча, которая меняет всю жизнь вспоминающего.
Видеманн и его друзья отправляются на Восток. В советскую Среднюю Азию. За мудростью.
И тут начинается такое лихое роуд-муви, что Джек Керуак – этот певец автостопа, отдохнет и покурит. Что интересного проехать из какой-нибудь Флориды в Калифорнию? Ну, и кого-то там встретишь, кроме нелюбезных фермеров-реднэков да кактусов в Невадской пустыне? То ли дело рвануть автостопом из Таллина в Душанбе! Почему-то мне стало казаться, что у нас было куда интересней.
Большое открытие – то, что Душанбе, оказывается, был таким азиатским не то Парижем, не то Сан-Франциско. Благословенный, гостеприимный город, где собирались мудрецы и вершились ритуалы.
Диапазон исканий молодого советского мага покрывает сразу несколько мировых религий. Это и индуизм, и буддизм, и мудрость исламских сект, и зороастризм. И любопытно, что точки соприкосновения этих вероучений – действительно, обнаруживаются. Тезисно приводится и несколько мистических теорий, которые на какое-то время помогут посмотреть на мир под необычным углом.
***
Мемуары интересны фактологически. Очень любопытны заметки из азиатских путешествий, наброски из жизни московского мистического подполья и ленинградского андеграунда.
И это – не просто мемуары. Это и роман воспитания, и авантюрный роман, и Карлос Кастанеда по-советски, и Герман Гессе, и Джек Керуак. Да много еще чего и кого. Иные описания не чужды определенного лавкрафтианства. Как вам, например, панорама Казанского вокзала 1991 года?
«Переход по подземной трубе от Ленинградского вокзала до Казанского, откуда отправлялись поезда на желанный Юго-Восток, превратился в преодоление лунапаркового коридора ужасов. (…) Но в своем полном объеме «лунапарк» проявился уже на самом Казанском вокзале, воспринятом Джулией не иначе, как эквивалент храма Сатаны. Бешеная ориентальная мозаика, воспроизводившая вооруженных стальными орудиями убийства гигантов на стенах циклопического холла, вызывала в американке чувство не просто культурной отчужденности, но элементарной физиологической подавленности, которое к тому же многократно усиливалось гнетущим полем кишащих в этом антигуманном пространстве измятых и оборванных толп людей с брутальными тураническими фейсами и непонятного предназначения бесформенными баулами, явно набитыми неким страшным, нечеловеческим содержимым».
Короче, Лавкрафт тоже, вслед за Керуаком, нервно курит в сторонке. А ведь так оно и было. Доводилось и мне бывать в этом антигуманном пространстве среди «туранических фейсов». Застал еще «коридор ужасов».
В общем, двухтомник читать надо. Но всем, всем, всем – противопоказано. Тем, кого зацепит крючок интереса – да, обязательно. А всем подряд оно и не нужно.