Лев Рыжков : ЧТО БУДЕТ С РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ?
20:36 07-03-2022
В происходящем прямо сейчас исходе на Запад деятелей культуры (каковую сферу их занятий следовало бы закавычить, но не будем лютовать), на мой взгляд, трагедии нет. Да, процесс болезненный. Но вы прыщик когда-нибудь давили? Такой, с белой головкой? Ну, да, больно, неприятно, но потом всё в порядке, следов не остаётся. Допустим, уехала Пугачёва. Но есть тьмы и тьмы талантливых ребят, которым её клика перекрывала кислород. И для них исход т.н. «примадонны» - просто шанс пробиться.
Бетонный пустырь с лелеемыми сорняками наконец-то пошёл трещинами. И сквозь них скоро пробьются цветы необычайной красоты. Это касается и живописи, и кинематографа, и литературы.
На последнюю давайте обратим особое внимание. То, что наш бетонный пустырь заколосится джунглями таланта особых сомнений у меня нет. Но что будет происходить вовне? Там, куда ветром истории унесло «сорняки»?
Нет, они, сорокины-улицкие-быковы, там не пропадут. О, для них организуют садик, там они будут плеваться ядом, от тлетворности испарений у всех прохожих будут из самосохранения забиваться слизью ноздри и слезиться глаза. Настолько он будет вонюч и тлетворен.
Но этот «зелёный уголок», годящийся только на то, чтобы справить в нем нужду, будут выдавать за единственно-истинный сад. «Вот, - скажут вам, - здесь и только здесь цветут цветы русской литературы! А на те джунгли не смотрите. Они неправильные».
Собственно, что-то подобное происходит и в политике. Вспомним «законных» президентов Тихановскую и Гуайдо. С литературой случится то же самое. Наших писателей вовне признавать не будут. Во времена предыдущего железного занавеса вовне проникали, например, Шолохов, Булгаков. Да и русская литература за рубежом не скрывала своего зависимого от большой земли положения. Она так и называлась – «русская литература в изгнании».
Но тогда и мастера были – Набоков, Газданов, Цветаева. Сейчас мастера поехали – так себе. В лучшем случае, ремесленники и исписавшиеся от обжорства гении. В худшем – криворукие недотыкомки, вознесённые на вершину чартов благодаря зловонию и осознавшие эту силу.
Но уже скоро они узурпируют бренд «русская литература» себе.
Примеры есть.
***
Например, Эфиопия. Что мы о ней знаем? Ну, да. Пра-родина Пушкина. А между тем – это громадная страна. 112 миллионов человек. Немногим меньше, чем в России. Примерно 50% населения – православные христиане. Реальная полу-православная империя в восточной Африке.
И вот как-то попал мне в руки журнал «Иностранная литература». А там вижу – отрывки современных эфиопских романов. «Ну, - думаю, - почитаем!»
И вот тут-то у меня случился культурный шок. Потому что все три современных эфиопских писателя, как оказалось, живут в США. Это – приличные мальчики-девочки. Образованные. Кто-то даже Гарвард закончил. И сидят – современную эфиопскую прозу производят. Более того, перевод текстов был с английского. То есть, возникает такое подозрение, что эти эфиопские писатели даже не знают родного языка! Охренеть литература, да?
Вспомнил навскидку еще один «эфиопский» роман – «Рассечение Стоуна». Он и в России выходил. Его автор – Абрахам Вергезе – да, родился в Аддис-Абебе, но уже прорву лет живет в США. Там же пишет и свои «эфиопские» романы, бестселлеры «Нью-Йорк таймс». В духе «эфиопяшка-говняшка».
А что пишут в самой Эфиопии – не знает никто. Наверняка ведь там есть и свои авторы. Не может не быть. Но пишут они на своем языке амхара, с которого никто у нас не производит литературных переводов.
К слову, современная Эфиопия – вовсе не друг и не вассал США. Это страна с независимой внешней политикой. Именно эфиопы в свое время по просьбе дорого Леонида Ильича в хлам раздолбали предательское Сомали (и благодаря эфиопам оно, похоже, навсегда останется клубком враждующих племен, а не государством). Крушение СССР привело Эфиопию к трагическим последствиям, сопоставимым с югославскими. От Эфиопии отделился нищий кусок Эритрея, с которым и войны были, и который даже нагло претендует на звание прародины Пушкина (в столице Эритреи стоит немыслимой уродливости памятник Александру Сергеевичу).
И вот у эфиопского народа отняли литературу, к которой зато причисляют себя гарвардские, не владеющие родным языком, самозванцы.
***
Эфиопия в этом не одна. В Нигерии – та же ситуация. Там население 210 миллионов. Больше России. А кого мы знаем из нигерийской литературы? Кто-то может припомнить ветхозаветного Амоса Тутуолу. А ещё?
А между тем, за представителей таковой тоже выдают себя самозванцы из стран «золотого миллиарда». Например, некая Чимаманда Нгози Адичи, которая родилась в Нигерии, но в девятнадцать лет уехала. Куда? В Америку. Только ее на родине и видели.
Я ее читал, друзья. Две книги. Одна из них, издававшаяся у нас под названием «АмериканХа» - суть невыносимая блевотина. Я ее даже дочитать не смог. Так тошнотворно лизать зад Обаме вряд ли кому еще в мире удавалось. И эта вот мадам отдувается за современную нигерийскую литературу. А что там на самом деле пишут – в двухсотмиллионной Нигерии – никто не знает.
Нигерия тоже – не особо слушает США. В 1970 году нигерийские войска, вопреки Америке, раздолбали сепаратистов в Биафре. Шумиха стояла чуть меньше, чем сейчас вокруг спецоперации на Украине. Интернета просто не было.
Или вот возьмем Индию. Та слишком велика, и аутентичные индийские писатели все-таки во внешний мир проникают. Но витриной индийской литературы на Западе работает удушливый и тупой графоман Салман Рушди. Мальчик из хорошей, очень богатой семьи, он в юные годы поехал учиться в Англию. С тех пор в Индии появлялся не особо.
Затем каким-то образом Рушди оказался назначен главным индийским писателем, в тридцать лет одарен Букеровской премией. Секрет успеха был достаточно прост: «Индяшка – говняшка». В какой-то момент это свежеобукеренное ничтожество поняло, что ему можно все. И его понесло открыть рот не на тех, кого заказывали, а на тех, на кого рот открывать вообще нельзя. То есть, на мусульман. Те оказались ребятами крутыми и приговорили тупого графомана к смерти (хотя тот и сотой доли гадостей не произвел, если сравнивать с российскими коллегами). И лет пятнадцать этот дятел прятался по схронам в компании полицейских. Зато подружился с Боно из U2.
***
Так что, дорогие русские писатели, участь ваша незавидна. Знать за пределами страны вас никто не будет. Вся всемирная слава достанется сорнякам.
Но, с другой стороны, вы можете писать про красоту и любовь, про истинные человеческие страсти и чувства, сможете призывать людей к хорошим и светлым делам.
А эти пусть про нелегкую судьбу трансгендеров посреди тоталитаризма пишут. Про сталинские репрессии пусть мусолят. Про рашку-говняшку пусть фантазируют.
И пусть их осыплют наградами, но история-то все рассудит.