Рыжик и лесники много : женское такое
08:24 19-03-2023
Я собирался написать это к женскому дню, но упал, сражённый недугом. Не думаю, что в этом виноваты женщины, скорее иммунодефицит.
Полагаю, что большинству мало интересны мои приоритеты по части литературного наследия пишущих барынь. Целый ряд прекрасных поэтов женского полу (поэтессами у меня язык не поворачивается назвать приличных людей) всем читающим людям известен. Начиная с Сафо, и заканчивая безумной Беллой. Они просто хорошие поэты, но поскольку любой поэт вываливается за казённые рамки литератора, то и говорить о них нету смысла. О поэтах вообще рассуждать глупо, они вроде явления, но не природного, а из ноосферы. Их принимаешь, дышишь, веришь, или нет. Полагаю, что между поэтами стирается половая грань, остаются лишь качественные характеристики. Разумеется, если ты читаешь столбик, и сквозь строки настырно прут женские феромоны, то это не очень поэт, а всё-таки баба. С другой стороны я уверен, что большинство поэтов с мужскими причиндалами генетически крепко склоняются в сторону женственности. Поэтика в принципе склонна к повышенному эмоциональному фону. Стихами кричат, шепчут, поют. Прозой обычно бубнят. Бубнящие женщины невыносимы, оттого и раздумчивая поэзия омерзительно тускла.
Не помню, кто сформулировал этот постулат, гуглить лень, память стёрлась, но сама мысль верная: женщина лучше всего проявляет таланты там, где её тело является инструментом воздействия. Кажется, это Ортега-и-Гассет, но не буду врать, может и не он. Много выдающихся балерин, блистательных оперных певиц, законодательниц мод и примадонн этикета. Мало эксклюзивных поваров, художников, музыкантов. Любая абстракция, оторванная от собственно себя - для женщин бессмысленна.
Опять упомяну поэзию: это удивительный эволюционный отскок в сторону.
Я мог бы перечислить скудный ряд художников и учёных женского пола, но на литературном сайте это не есть предмет рассмотрения. Посему я коснусь женского вклада в такую мутную ересь, как проза.
То, что женщины-прозаики есть, не поддаётся сомнению. Они есть. Их, скорее, больше, чем надобно в наше смутное и говённое время. «Имя им легион» в голливудских предместьях. Невероятное количество глуповатых дур с сиськами строчат кинороманы, настолько же плоские, как и сами они до первых денег. Немало их и в наших весях. Строчащие дико мутные детективы, смакующие ужасы коммуналок, высасывающие драматические драмы из того, откуда не сосут в принципе.
Однако, из всей этой дикой поросли хотелось бы вычленить. Вычленить можно в смысле наличия стержня. Таких, увы, немного. Или: ура, немного! Или — хорошо что так. Мал золотник, да дорог.
Однако, кроме Шелли, которую хорошо узнали благодаря кинематографу, мало кто назовёт сходу кого-то из. Возможно, что дамы в буклях вспомнят Шарлотту Бронте, Джейн Остин, Дафну Дюморье. Кого-то обдует ветром Маргарет Митчелл. Вряд ли, впрочем, унесёт.
Если подходить к оценкам с нормальным таким унисексуальным и эталонным метром, то останутся и вовсе немногие.
Я бы рискнул назвать Франсуазу Саган, Мюриель Барбери, и, с большой натяжкой Агату Кристи. Последняя профессионалка несомненно мало интересна своей повторяемостью, но одна вещь, «Цыганское подворье», очень удачно вынесла её из порочного детективного круга.
Думаю, что я начну не с самой маскулинной в смысле писательских яиц Франсуазы, и не с задубевшей мозгом Агаты, а с самой современной умницы Барбери.
Буквально вот в следующей статейке. Если, конечно, дамы с сайта не подвергнут меня досрочному остракизму