Khristoff : Неразрешенные фильмы (небольшой обзор).

10:07  19-12-2005
Мне повезло и вам повезло. Мой друг, замечательный человек, дал свое согласие на беглые заметки о неразрешенном кино.
Поясняю: мой друг работает в государственном цензурном комитете. Именно там решают, какие фильмы показывать, а какие нет. Какие можно подросткам просмотреть, а какие разрешено только взрослым.
По роду своей деятельности, ему приходится просматривать сотни картин ежемесячно. И только немногие из них выходят потом в прокат. И, к сожалению, далеко не самые лучшие. Очень большое количество по-настоящему хороших картин, так и остаются на полках госкомфонда, в лучшем случае, попадая в частные коллекции.
Так вот, до недавнего времени мой друг, боясь, что его выгонят с работы, запрещал мне писать и даже говорить что-либо о таких фильмах (разумеется, мне, как лучшему другу, он пересылал все копии фильмов). Но буквально на днях он уволился оттуда, решил переехать в Швецию. И запрет снят. Поэтому я с великой радостью делюсь с вами обзором запрещенных фильмов.
Вообще, все запрещенные картины можно поделить на три большие группы.

Первая, самая большая группа, это сугубо авторские работы с низким бюджетом, и как следствие: актерами-любителями, плохим звуком и светом, хилым, порою невнятным сюжетом и общей камерностью постановки. Выпускать подобные картины в прокат дело безнадежное – хорошо, если на показ придут хотя бы родственники актеров и сами исполнители.
Но, надо сказать, что и среди массы этих поделок, встречаются шедевры. В конце концов, тот же великий Гринуэй, это тоже авторское кино. К сожалению, мне ничего подобного не попадалось. Даже намека, даже проблеска гениальности. Ниже последует описание типичного для этой категории фильма.

«Детство Володи» Россия. 2002г. Продолжительность 78 мин. Режиссер – Маков.
События фильма разворачиваются на даче рядового советского гражданина. Сам хозяин дачи все время находится в сарае и зрителю представлен только его голос, которым он кого-то учит пилить доски. Его жена сажает на грядках клубнику. Здесь видны старательные потуги оператора внести интим в сюжет картины: камера тщательно отслеживает, как полная женщина присаживается, обнажая свои толстые ягодицы, обтянутые несвежими трусами.
Главных же героя два: мальчик с аккуратной прической, запускающий в небо самолетик, и дряхлый старик, явно выживший из ума. Весь фильм, мальчик пытается запустить с крыши сарая, того самого, где пилит отец, самолетик, а старик глупо хихикая и пуская сопли и слюни, что-то бормочет под нос. Их примерный диалог, который повторяется с небольшими изменениями, примерно таков:
- Все равно ты полетишь, - кричит мальчик и бросает бумажную машину вверх.
Потом, спускается с крыши сарая на землю, чтобы подобрать рухнувшую модель и тут старик бормочет под нос:
- Станешь, станешь великим! Чую, носом предвижу. Володя, ох, ох!
- Кем стану? – удивляется мальчик.
- Им! Им же и станешь! – шипит старик и, пуская слюну, заходится кашляющим смехом.

В конце фильма самолетик все-таки взлетает, вопреки законам физики, и несется ввысь. Потом он летит над дачами, над лесом, над полями, попадает в город, кружится над проспектами и улицами и в конце плавно опускается перед Мавзолеем на Красной площади. Далее звучит торжественная музыка из фильма Звездные войны, и идут титры.
Конец фильма.

По-моему, ничего удивительного в том, что такую картину не выпустили в прокат, нет.

Вторая группа, не так обширна, но гораздо более известна рядовому зрителю. Это так называемая жесткая эротика, попадающая в раздел порнографии. Иными словами, режиссеры этих фильмов надеялись снять постельный фильм с откровенными сценами, но при этом выйти с ним в кинозалы. Увы, большинство картин этой категории на деле являются дешевой порнографией без намека на красоту, но с обилием всевозможных постельных сцен.
Впрочем, следует признать, что спрос на эту продукцию всегда стабилен. И в большинстве своем, все эти не прошедшие картины можно легко купить на той же Горбушке.
Думаю, что описывать сюжет порнофильма нет смысла. Они все примерно одинаковы и в массе своей бессюжетны.

И, наконец, третья группа. Она самая малочисленная, и вместе с тем, на мой взгляд, самая интересная. Это настоящее кино, иногда очень даже масштабное и качественное, но не прошедшее цензуру по политическим, нравственным или социальным критериям. Очень характерен для данной категории фильм «Беспредел II», так и не вышедший в большой прокат.

«Беспредел II». Россия. 2003г. Продолжительность 126мин. Режиссер – Клепатский.
В ролях: О.Гармаш, А.Ташков, Ал.Кузнецов, А.Андросов, М.Жигалов и др.

Если помните, в 1989 году вышел фильм «Беспредел», рассказывающий о бунте в одной из исправительных колоний.
Фильм был снят в годы перестройки. Снят по-новому свежо, натурально. Разумеется, картина имела бешеный успех у зрителей и критики.
И вот, спустя почти 15 лет, молодой выпускник ВГИКа Антон Клепатский, решает снять продолжение. Не знаю, как ему это удалось, но у фильма появилось много богатых спонсоров, в результате, общий бюджет картины превысил 55 млн. долларов! Согласитесь, для Российского кинематографа это очень не маленькие деньги.
Сюжет в двух словах.
Отбыв наказание в колонии, герой прошлого фильма Серега (Ташков), решил начать новую жизнь.
Он возвращается в свой родной город и устраивается на завод.
Но, пока он сидел, многое изменилось в стране и в его родном городе. В частности, фактическую власть в городе захватили выходцы с Кавказа. Они всем правят.
Сереге это не нравится. Но он вынужден смириться. Пока.
А еще через какое-то время к нему на завод приходит новый мастер и зам цеха. Их играют Гармаш и Кузнецов. Это, как не трудно догадаться, тот самый вор в законе Могол и офицер из колонии. Только теперь они на одной стороне баррикады.
- Зверье заебло, - говорит Могол. И товарищи его поддерживают. Они создают дружину на территории завода, чтобы дать в случае чего отпор врагам.
Отряд, пока человек двадцать рабочих тренируется рукопашному бою после смены и ждет повод начать войну против ненавистных хачиков.

Очень скоро, повод находится. У одного из рабочих, хачи насилуют дочку.
Вечером дружина бойцов-рабочих, вооруженных ломиками вламывается в казино, где обычно тусуются все хачи городка и устраивают побоище.
Дальше события разворачиваются стремительно. Один выживший хач сбегает в Москву и сообщает своей диаспоре, что в их городе гяуры взбунтовались.
Туда срочно выезжает отряд боевиков.
Но пока они едут, отряд Сереги и Могола тоже не бездействует. Воодушевленные таким отпором врагу, под их знамена становится весь завод, а потом и вообще все предприятия города. Это уже фактически армия из нескольких тысяч человек. Они тренируются и патрулируют город.
Через неделю в него с трех сторон въезжают боевики-хачи.
Дальше становится понятно, на что ушло 55 млн. спонсорских долларов. Такого батального размаха я не видел со времен «войны и мир»! Уличные перестрелки, рукопашные схватки, взорванные машины и в финале грандиозное побоище перед заводскими воротами. Снято все очень натурально, иногда даже с перебором. Когда ломали с хрустом руки и головы, еще было нормально, но когда крупным планом показали, как арматурой протыкают глаз и через него вытекает мозг – это уже явный перебор, на мой взгляд.

Ценой больших потерь заводской дружине удается победить хачей. В переломный момент, когда казалось, все кончено, отряд омоновцев, до этого сидевший в засаде, решает прийти на выручку рабочим.
Могол смертельно ранен. Умирая, он говорит Сереге:
- Спасайте Россию от зверья.

Серега на фоне груды трупов водружает триколор на заводские ворота, толпа победителей: рабочие, торговцы, учителя, менты, омоновцы, все они дружно скандируют
- Слава России!
Еще раз показывают убитых хачей. На одном из кадров видно, как горит мусульманское знамя. Потом крупным планом суровое лицо Сереги, в финале еще раз русский флаг и титры под музыку.
Фильм обалденный. Снят – потрясающе. Сюжет в меру вторичен.
К сожалению, понятно, что и этот великолепно сделанный фильм не выйдет в прокат.
Политкорректность, Элла Памфилова и западное общество его не поймут. Не говоря уж о пресловутых жителях Кавказа и мусульманских жителях России.

Остается надеяться, что создатели фильма пойдут на попятную и уберут наиболее провокационные кадры. Такие как сжигание исламского флага и некоторые реплики главных героев. Фильм от этого нисколько не проиграет: с общим контекстом там и без того прозрачно, а зритель сможет увидеть, пожалуй, самый мощный отечественный фильм за последние лет двадцать пять.

Вот такое вот кино, которое пока остается вне общего зрителя, и как мы видим, часто просто незаслуженно.

За сим прощаюсь с вами. Постараюсь, впредь рассказывать об интересных новинках, по какой-то причине не прошедших цезуру.