Madman : Русская идея НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА: Идея русской вольницы

16:39  03-01-2025
Анархизм есть создание русских. Главный и самый крайний анархист - Бакунин, за ним - князь Кропоткин и религиозный анархист граф Толстой.
Леонтьев говорил, что русская государственность с сильной властью была создана благодаря татарскому и немецкому элементу. Русские не склонны считать государство своим, они или бунтуют или покорно несут свой гнёт. Уход русских сектантов из государства оправдывался тем, что в нём не было правды, торжествовал не Христос, а Антихрист. Государство противоположно Царству Божьему, Царству Христову.
Славянофилы попытались органически соединить идею самодержавного монарха с идеей русского принципиального анархизма. *Путинская идеология есть соединение самодержавного Государя с христианской идеей духовного анархизма...
Русская интеллигенция исторически исповедует бесгосударственный безвластный идеал. Всегда было противоположению: "мы" - интеллигенция, общество и "они" - государство, империя, власть. *Потому советская интеллигенция и не вписалась ни в ельцинскую, ни в путинскую систему. Задача путинского времени - создание слоя прогосударственной прорусской интеллигенции впервые в истории России...
Великая русская культура могла возникнуть лишь в огромной стране, но интеллигенция не связывала это с империей, с государственной властью. Империя представлялась интеллигенции изменой русской идее. *Путинская империя - необходимая предпосылка самому существованию русской идеи, пока в духовной её части...
У народа анархического по своей устремлённости было государство с чудовищно развитой бюрократией (*партократией), которая окружала самодержавного Государя и отделяла его от народа. *Путин за империю, но хочет, чтобы она впитала в себя либеральные рыночные и правовые компоненты...

Из славянофилов наиболее анархистом был Аксаков: "Государство по своей идее - ложь", писал он,- "Достойный путь один для человека, путь свободного убеждения, который открыл нам Божественный Спаситель и которым шли Его Апостолы". *Впереди - святой равноапостольный Владимир (Путин)...
Хомяков говорит : "Запад не понимает несовместимости государства и христианства", невозможность существования христианского государства.
Да, савянофилы были сторонниками самодержавной монархии, но монархизм их по своему внутреннему пафосу был анархический, происходил от отвращения к власти (*чиновников). Народ власти не любит, от власти отказывается, избирает Государя и поручает ему нести бремя власти. Царь у славянофилов царствует не в силу божественного права, а в силу народного избрания. Идея царя у них не государственная, а - народная. *Путин - народный Государь...
Русское самодержавие не есть западный абсолютизм. Власть принадлежит народу, но народ от неё отказывается(!). Лучше, чтобы один человек был запачкан властью, чем весь народ. Власть не право, а тягота, бремя. Никто не имеет права властвовать (*над людьми), но есть один человек, который обязан нести тяжёлое бремя власти. Юридических гарантий не нужно, они увлекают народ в атмосферу властвования, в политику, всегда злую. Русскому народу нужна лишь свобода духа, свобода думы, совести и слова. *Браво, Бердяев!

Бакунин от гегелевского идеализма переходит к философии действия. Во время восстания в Дрездене он предлагает выставить впереди "Мадонну" Рафаэля, в уверенности, что войска не решатся в неё стрелять.
В Бакунине был сильный славянофильской элемент. Русские жили братства и и общинами и сами никогда государства не создали бы, государства создают завоевательные народы. Он очень не любил немцев, главная его книга: "Кнуто-германская империя". *Немцы - это все западные народы, те, у которых "души нет", по убеждению русского народа...
Анархисты хотят перемен через народ, а не через государство. *В этом смысле Путин - главный русский анархист...
Бакунин противник демократии и всеобщего избирательного права. По его мнению, правительственный деспотизм наиболее милён, когда он опирается на мнимое (!) представительство народа. *Достижения современных избирательных технологий делают народное представительство реально мнимым...
Нельзя также допустить управление жизни наукой и учёными. *Пусти Павлова или Гайдара к реформам...
Он делает предсказание: если какой-либо народ попробует осуществить марксизм, то это будет самая страшная тирания, какую только видел мир.
Он утверждает веру в стихийность русского народа. Его не нужно готовить к революции пропагандой, его нужно только взбунтовать. Ему принадлежат слова: "Страсть к разрушению есть творческая страсть". Надо зажечь (*атомный) мировой пожар. На пепелище (*западного) мира возникнет новый лучший (*русский) мир. *Аминь...
Из свободы, которая наступит после разрушения (*западного) мира, возникнет вольный братский союз производительных ассоциаций. *Союз трудовых коллективов станет хребтом путинского режима...
Подобно славянофилам (*и Путину), Бакунин верит в правду русской народной стихии. Он (*Путин) хочет взбунтовать самые низшие слои русского народа, присоединив к ним элементы преступные. *"Высшие" слои, либерально-нерусские, мигом сбегут, убояшеся преступных элементов из ЧВК "Вагнера"...
В антропологии Бакунина есть три признака человеческого развития: 1) человеческая животность 2) мысль 3) бунт. *Бунт как высшее проявление человеческого духа. О, священный русский Бунт!

Бакунин безбожник, потому что церковь пользовалась верой в Бога для корыстных земных целей. Его Бог - злой Бог. Для него идея Бога - отречение от справедливости и свободы. *Как и для советской интеллигенции...
Бунт Бакунина против государства не во имя человеческой личности, а во имя народной стихии, что не отрицает насилия и власти над человеком (*коллектива).
В отличие от Бакунина оптимистический взгляд на будущее анархии Кропоткина исходит из веры в склонность русского человека к кооперации.
Анархизм для Кропоткина есть русское отвержение соблазна (*западного) мира.

Религиозный анархизм Льва Толстого есть самая радикальная форма анархизма. Его революционность требует не крови, а духовного изменения первооснов жизни.
Толстой потребовал безумия в жизни, никакого компромисса между Богом и миром, потребовал абсолютного сходства средств с целями.
Легко критиковать толстовское анархическое учение о непротивлении злу насилием, легко показать, что при этом восторжествует зло и злые. Толстой предлагает рискнуть миром для исполнения закона Бога. *Закона христианской любви...
Сегодня нет никакой разницы в практической жизни между верующим и неверующим. Но если человек перестанет противиться жду насилием, то он перестанет следовать закону этого мира и вступит в свои права божественная природа. *Инстинкт любви и солидарности...
Моральный максимализм Толстого видит, что добро принуждено действовать в злой (*рыночной) среде и заражается злом в борьбе и начинает пользоваться злыми средствами. Он хотел до конца принять в сердце Нагорную проповедь.
Случай с Толстым показывает, что истина может быть опасной и что общественная жизнь людей основана на полезной лжи. Есть прагматизм (*рыночной) лжи. *Это очень русская тема: правда Сталина и ложь Горбачёва за деспотическим сталинским режимом кроется внутренняя анархия...
Толстой считал, что насилие было условием жизни государства и был потрясён наличием смертной казни. У русских есть сомнение в справедливости наказания вообще. Толстой отрицал совсем суд и наказание, основываясь на Евангелии.

Достоевский защищал наказание только потому, что видел в самом преступнике потребность наказания для ослабления муки совести, а не по причине социальной полезности.
Монархизм Достоевского принадлежит к анархическому типу. Его утопия негосударственная, в ней государство должно уступить место Церкви. Теократия Достоевского противоположна всякому государству, в котором неправда внешнего закона. Религиозное обоснование анархизма дано в "Легенде о Великом Инквизиторе, что свобода не право человека, а его обязанность, долг; свобода - тяжесть. Не человек требует от Бога свободы, а Бог требует от человека свободы и в этом -' богоподобия человека. Поэтому Великий Инквизитор упрекает Христа, что Он поступил не любя человека, возложив на него бремя свободы. Сам Великий Инквизитор хочет дать людям счастье младенцев, сняв с них бремя свободы, лишив их свободы духа. *Путин, подобно Великому Инквизитору снимает с русского народа бремя рыночной свободы, младенческого счастья ради...